За рамками полотна-3

Владимир Федулов
ВЛАДЫКА  МОРЕЙ

или художник Главного  морского
штаба России .

Знакомьтесь :
Иван Константинович
АЙВАЗОВСКИЙ ( 1817-1900 гг.), -
известный  русский художник-маринист
армянского происхождения, один из величайших
маринистов мира,  живописец Главного морского
штаба России, действительный тайный советник,
академик и почетный член Императорской
академии художеств С- Петербурга, почетный член
академий художеств   в  Амстердаме, Риме, Париже,
Флоренции,  Штутгарте…

Окончание.
Нач. см:
http://proza.ru/2024/02/20/1145
http://proza.ru/2024/02/21/807

***
Часть 3.  ДЕВЯТЫЙ ВАЛ  -
            за рамками полотна…

Картина «Девятый вал» Айвазовского   знакома нам еще
по школьным учебникам, а мне лично памятна  с юных 
лет со стен отчего дома - в талантливой копии на
холсте маслом  этого шедевра  моим отцом
Вячеславом Ивановичем, фронтовиком
и учителем рисования
в сельской школе…

Всегда впечатляло буйство стихии  - блеск молний, свист
ветра  и пушечные раскаты грома,  явно слышимый рев 
волн и их соленые брызги в лицо…

Какими же беспомощными и жалкими казались попавшие в беду
люди! Но они не сдаются стихии, а солнечные лучи,
пробившие мглу, вселяют надежду на их спасение!

Подолгу не отрывал взгляда от этого полотна…

***
Но мало кто знает, что Айвазовский на себе испытал
подобный шторм, едва не стоивший ему жизни, а 9-го вала,
как такого, на его полотне и вовсе нет!

Проживая в Феодосии, на берегу моря, он узнал от моряков
легенду о том, что во время шторма волны имеют разную
высоту. И та волна, которая идет девятой по счету,
самая  опасная и несет разрушительную силу,
способную разбить в щепки любой корабль.
И если после такой волны кто-то выжил,
то он, считай, уже спасен - другие
волны ему не страшны!

Пережить схожий шторм Айвазовскому довелось лично, когда 
после успешного окончания Академии художеств в 1840 году
он заслужил право выезда «на этюды» за границу,в Италию. 
Там корабль, на борту которого находился Айвазовский,
спокойно плыл у испанских берегов…

И тут налетел шторм, которого давненько не встречали в этих
краях! Их корабль трепало, как щепку, и смерти, казалась,
не миновать… Пассажиры заперлись в каютах и, прощаясь
с жизнью, молились богу!

А художник вышел на палубу – запечатлеть в сознании момент
шторма… Именно тут в его сознании зародился и запечатлелся
образ будущего полотна! А память у Айвазовского была
фотографической…

Поскольку  шторм с натуры написать невозможно, он мог вызвать 
все  его краски в памяти позже, уже в своей мастерской, где
и рождался сюжет «Девятого вала»! Картину размером 2х3 метра
он нарисовал маслом всего за 11 дней!

Но 9-го, самого жуткого вала волн, на полотне нет. На него
просто указывает рукой  моряк, находящийся в стороне от
других. Он один видит эту смертельную опасность  и
пытается предупредить товарищей. Но тщетно!
Тех отвлекают текущие дела...
 
А вестник словно вещает им: все страхи вокруг -
это не главное! Беда, что может быть рядом, -
и она за рамками полотна!

***
В 19 веке зритель не видывал еще фильмов-катастроф, а потому
на «Девятый вал» Айвазовского народ шел валом, воспринимая
диковинку  как эффект, достигаемый ныне киноэкраном
широкого формата!

И видел в сюжете полотна в том числе захватывающую атмосферу
пиратских приключений «Острова сокровищ» (1883 г.) Роберта
Стивенсона, модного в те времена шотландского писателя. (1)
"Кто там на картине играет в море в прятки со смертью,  –
гадали они,- пираты Флинта и Джона Сильвера или
команда юного Джима Хоккинса?".

По словам экспертов по русскому искусству
И.Самарина и Д.Каффьера,

"для современников Айвазовский был чем-то вроде Стивена
Спилберга - постановщиком фантастических виртуальных
образов, выполненных с потрясающим мастерством и
спецэффектами, мастером, способным запечатлеть
на двухметровом полотне невероятные
приключения, погружая зрителя в
захватывающую атмосферу".

Иными словами, создавая эффект присутствия или
"кино на большом экране".

Искусствовед А.Лозовой упрекал даже мариниста в нереальности
того, что волны такой формы, как у него на полотне,
с завернутым гребнем, бывают лишь у берегов,
а не в открытом море!
Но Айвазовскому эффект воздействия бы важнее правдоподобия.
Он романтик моря, а противопоставление человека буйству
стихии - любимый сюжет представителей романтизма.
Как и создателей фильмов- катастроф.

Лично мне в этом полотне видится сегодня иное - крах
одурманенной Европы, что терпит свое крушение, ожидая
за рамкой картины Девятый вал от России,
что несет очищение, сметая все их
лицемерие и зло…

22.02.2024 г.

Фото из интернета
___________________

(1). Первый, еще черно-белый фильм «Остров сокровищ»
по приключенческому роману Р.Стивенсона,
вышел на экраны в 1934 г.