ВЛАДЫКА МОРЕЙ
или художник Главного морского
штаба России .
•
Знакомьтесь :
Иван Константинович
АЙВАЗОВСКИЙ ( 1817-1900 гг.), -
известный русский художник-маринист
армянского происхождения, один из величайших
маринистов мира, живописец Главного морского
штаба России, действительный тайный советник,
академик и почетный член Императорской
академии художеств С- Петербурга, почетный член
академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже,
Флоренции, Штутгарте…
•
Окончание.
Нач. см:
http://proza.ru/2024/02/20/1145
http://proza.ru/2024/02/21/807
***
Часть 3. ДЕВЯТЫЙ ВАЛ -
за рамками полотна…
Картина «Девятый вал» Айвазовского знакома нам еще
по школьным учебникам, а мне лично памятна с юных
лет со стен отчего дома - в талантливой копии на
холсте маслом этого шедевра моим отцом
Вячеславом Ивановичем, фронтовиком
и учителем рисования
в сельской школе…
Всегда впечатляло буйство стихии - блеск молний, свист
ветра и пушечные раскаты грома, явно слышимый рев
волн и их соленые брызги в лицо…
Какими же беспомощными и жалкими казались попавшие в беду
люди! Но они не сдаются стихии, а солнечные лучи,
пробившие мглу, вселяют надежду на их спасение!
Подолгу не отрывал взгляда от этого полотна…
***
Но мало кто знает, что Айвазовский на себе испытал
подобный шторм, едва не стоивший ему жизни, а 9-го вала,
как такого, на его полотне и вовсе нет!
Проживая в Феодосии, на берегу моря, он узнал от моряков
легенду о том, что во время шторма волны имеют разную
высоту. И та волна, которая идет девятой по счету,
самая опасная и несет разрушительную силу,
способную разбить в щепки любой корабль.
И если после такой волны кто-то выжил,
то он, считай, уже спасен - другие
волны ему не страшны!
Пережить схожий шторм Айвазовскому довелось лично, когда
после успешного окончания Академии художеств в 1840 году
он заслужил право выезда «на этюды» за границу,в Италию.
Там корабль, на борту которого находился Айвазовский,
спокойно плыл у испанских берегов…
И тут налетел шторм, которого давненько не встречали в этих
краях! Их корабль трепало, как щепку, и смерти, казалась,
не миновать… Пассажиры заперлись в каютах и, прощаясь
с жизнью, молились богу!
А художник вышел на палубу – запечатлеть в сознании момент
шторма… Именно тут в его сознании зародился и запечатлелся
образ будущего полотна! А память у Айвазовского была
фотографической…
Поскольку шторм с натуры написать невозможно, он мог вызвать
все его краски в памяти позже, уже в своей мастерской, где
и рождался сюжет «Девятого вала»! Картину размером 2х3 метра
он нарисовал маслом всего за 11 дней!
Но 9-го, самого жуткого вала волн, на полотне нет. На него
просто указывает рукой моряк, находящийся в стороне от
других. Он один видит эту смертельную опасность и
пытается предупредить товарищей. Но тщетно!
Тех отвлекают текущие дела...
А вестник словно вещает им: все страхи вокруг -
это не главное! Беда, что может быть рядом, -
и она за рамками полотна!
***
В 19 веке зритель не видывал еще фильмов-катастроф, а потому
на «Девятый вал» Айвазовского народ шел валом, воспринимая
диковинку как эффект, достигаемый ныне киноэкраном
широкого формата!
И видел в сюжете полотна в том числе захватывающую атмосферу
пиратских приключений «Острова сокровищ» (1883 г.) Роберта
Стивенсона, модного в те времена шотландского писателя. (1)
"Кто там на картине играет в море в прятки со смертью, –
гадали они,- пираты Флинта и Джона Сильвера или
команда юного Джима Хоккинса?".
По словам экспертов по русскому искусству
И.Самарина и Д.Каффьера,
"для современников Айвазовский был чем-то вроде Стивена
Спилберга - постановщиком фантастических виртуальных
образов, выполненных с потрясающим мастерством и
спецэффектами, мастером, способным запечатлеть
на двухметровом полотне невероятные
приключения, погружая зрителя в
захватывающую атмосферу".
Иными словами, создавая эффект присутствия или
"кино на большом экране".
Искусствовед А.Лозовой упрекал даже мариниста в нереальности
того, что волны такой формы, как у него на полотне,
с завернутым гребнем, бывают лишь у берегов,
а не в открытом море!
Но Айвазовскому эффект воздействия бы важнее правдоподобия.
Он романтик моря, а противопоставление человека буйству
стихии - любимый сюжет представителей романтизма.
Как и создателей фильмов- катастроф.
Лично мне в этом полотне видится сегодня иное - крах
одурманенной Европы, что терпит свое крушение, ожидая
за рамкой картины Девятый вал от России,
что несет очищение, сметая все их
лицемерие и зло…
22.02.2024 г.
Фото из интернета
___________________
(1). Первый, еще черно-белый фильм «Остров сокровищ»
по приключенческому роману Р.Стивенсона,
вышел на экраны в 1934 г.