Правильные комплименты для детей

Татьяна Какунина
Если вдуматься, мы своими словами формируем личность наших детей. Будем говорить, что Павлик лучше, ребенок будет думать, что недостаточно хорош и решит, что надо  постоянно соревноваться, стремиться быть выше, сильнее. Наверное, не лишним будет задуматься о способах достижения этих целей - будут ли они честными?

Если будем зацикливаться на чистоте одежды, красоте прически и опрятности внешнего вида, то вырастет нарцисс, спешащий непременно худеть/краситься/делать пластику. Я не пишу о том, что хорошо быть замарашкой и жить в болоте с лягушками. Нет, я о перегибах, о "переборщить".

Так что же говорить ребенку, чтобы его "не испортить", не наделить комплексами? Ох, а наши родители об этом вообще задумывались... Надо говорить о том, как хорошо Вам рядом с ним, о своих чувствах и ощущениях. То, о чем так давно писали Гиппенрейтер и о чём мы так беспечно забываем в суете.

Я попробовала сформулировать такие комплименты:

; Спасибо за то, что ты есть.
Мне недавно сын сказал эту фразу, придя домой из садика. Обнял и сказал, просто так. Чуть слезы не навернулись - так тепло стало...

; С тобой не бывает скучно
Мне тут сын квест придумал, даже карту на формате А4 нарисовал, это был план квартиры с обозначенным местом, где искать сокровища. В этот день мне надо было много времени на готовку еды, я переживала, что малыш залипнет в телевизоре, но они сидел и карту рисовал для меня.

; Ты так хорошо умеешь заботиться о других. Внимание: сейчас будет секретный секрет - старший ребенок не нянька. Я не прошу старшего раздевать или кормить младшего, он не обязан это делать. Это мой ребенок и моя забота. Но! Бывают моменты, когда старший видит, что Мама устала и сам хочет помочь. Тогда он САМ может раздеть братика после улицы, помыть ему руки, переодеть и, конечно же, включить мультики. Однажды даже сказку ему на ночь рассказывал!

; Восхищаюсь твоей способности замечать мелочи.
Это носки свои старший сын на батарее в ванной не видит, а вот гнездо птицы и гусеницу в траве - запросто.

; Мне очень нравится твоя настойчивость.
Вместо тысячи слов эта фраза отлично подходит!

; Твое любопытство и желание доделать до конца восхищают меня.
Однажды мы делали герб РФ 3D-ручкой к празднику в садик. Так вот сын сам, не прерываясь надолго, сделал герб, весь по контуру.

Нашим малышам важно знать, что Мама бесконечно их любит любыми. Критика должна затрагивать только поступки. Комплименты должны быть правильным, чтобы он навредить!