Итоги года - индийское кино

Гедеон Янг
#кинообзор, #ИтогиГода, #Болливуд, #ИндийскоеКино, #КрикМуравьёв, #Кришш, #ВыгоднаяПартия, #РядомРевётРеволюция, #Бангистан, #Адипуруш, #Ашока, #Будда

Да, как-то так получилось, что сразу несколько годных хиндийских фильмов за прошлый год посмотрелось (и здесь даже не все). Поэтому вот.

•«Крик муравьёв»

Хоть это и не Болливуд, а и вовсе ирано-французский фильм, но поскольку про Индию, пусть здесь и буддет. Это что-то с чем-то, что называется. И нифига не понятно, что хотел сказать режиссёр, он же в главной роли горе-муженька. Иранская пара зачем-то едет в Индию, на поиски «совершенного человека», но это не Саи Баба и не Далай-лама. А кто он, они и сами не знают. Правильно в самой первой сцене индийский журналист сказал им, что они дураки, как и все туристы-инастрики, потому что ищут не того, не так и не там. Далее их последовательно разводят – то колчерукий старик, уставший от своей депрессии, на которого молится толпа нищебродов, ведь он помогает им выпрашивать подачки у пассажиров, проходящих мимо поездов. То какой-то провинциальный пастух, внезапно оказавшийся тем самым «совершенным человеком». И да, ещё они постоянно ссорятся и ругаются. То есть муж, который явно объелся чего-то, вечно всем недоволен, включая жену, и богом, конечно же, а иранская красавица постепенно проникается индийским духом. Объелся груш даже снимает симпатичную юную проститутку, но вместо секса с ней напивается в хлам, используя девушку как стол для бухла и сигарет. Причём фильм начинается и заканчивается, да и на его протяжении не раз звучат индийские мантры, и львиную долю его финального эпизода занимает пребывание на гхатах Варанаси – том самом месте, где праведные индуисты предпочитают отправиться в мир иной.
А почему «Крик муравьёв», спросите вы? А это в одной из предпоследних сцен вдохновлённая свежеоткрытой духовностью жена и уставший, разочарованный и явно охреневший от всего мушш бредут по песку к очередным храмам и сокрушаются о давимых по дороге муравьях, взывая к Будде – «Вот пищат твои умирающие муравьи, о Будда, вот ещё один, и ещё…». Такой вот ираноиндийский экзистенциальный трип.   

•«Кришшш»

Первый фильм, кажется, из трилогии о индийском супермене – ох, и любят же они это. Глуповатый даже немножко – в смысле, подростковый. Главный герой болливудской внешности по незамысловатому имени бога Кришна растёт в глуши, среди восхитительных пейзажей – белоснежных гор, горных рек, сочных лугов и т.п. Растёт там потому, что его туда упрятала заботливая бабуля, желая спасти от невзгод сурового мира, то бишь тяготеющего проклятья. Но, как обычно и бывает, пусть и с полом наоборот, Кришну оттуда вызволяет красавица Прийя, в туристической компании свалившаяся внезапно на его светлую и одинокую голову и на горести и печали чрезмерно заботливой бабули. Она-то, в исполнении юной Приянки Чопры, и спасает аж трёхчасовую подростковую жвачку о спасении мира юным Кришной от индийского Доктора Зло с не менее говорящим именем Сиддхант Арья. Осталось прикола ради найди и скачать приквел и сиквел.

«Выгодная партия»

Да, конечно, этот мини-сериал, в том числе и для меня – визуальный довесок к двухтысяч страничному роману Викрама Сета «Достойный жених». Роман удостоился вагона хвалебных отзывов от лучших книжных рецензентов мира и каких-то ещё плюшек, его же адаптация (или всё-таки экранизация?) предлагает ленивым – или, напротив, особо запавшим на тест читателям ещё и лицезреть глазами захватывающую и увлекательную историю поиска любви и свободы юной индианки Латы Мехты в исполнении большеглазой милашки Тани Маникталы. И всё это вскоре после разделения колонии Англии на Индию и Пакистан, на фоне непрекращающихся конфликтов между индуистами и мусульманами, тяжелых вериг многосотлетних матриархально-патриархальных традиций, полубезумной мамаши и противных сплетничающих жирных тёток, романов юнца с куртизанкой, или двух юнцов между собой, видов волшебной Индии и всего, чего вы уже любите или ещё не видели.
Я же, при пересмотре, вспомнил кое-что из личной истории и задумался о выборе, которого не было, но если был бы, то… что?

•«Рядом Ревёт Революция»

Переводчик в начале фильма ответственно заявляет, что фильм хоть и «основан на реальных событиях», всё же является художественным вымыслом, все совпадения случайны, мы не хотели никого обидеть и т.д. и т.п. С одной стороны, трехчасовая «РРР» (или «Ярость, война, кровь!») является во многом – если не почти во всём типическим индийским фильмом – актёры, лав стори, история дружбы типичны для индийского кино, само собой и танцы-песни-драчки. С другой, явно более высокий уровень фильма – технический, профессиональный, зрелищный, сценарный… даже откровенно дерзкий и злобный! Всё это помогает вытерпеть злополучно-анекдотичные индийские три часа :)

•«Бангистан»

Любопытное антитеррористическое драмеди – на мой взгляд, именно так стоит определить его жанр. Или поджанр «Комедия джихада» - есть и такой вариант. Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно – и гнусно. И да, очень по-индийски.
В придуманном государстве с насмешливо-провокативным названием Бангистан от Bang – взрыв и «-стан» – страна «мусульманский» горный север постоянно воюет с «индуистским» югом.
«Голос за кадром иронично сообщает, что здесь взрываются бомбы по малейшему поводу, поэтому место метко названо Бангистан».

•«Адипуруш»

Это прошлогодний индийский блокбастер по мотивам Рамаяны. К техническому исполнению обработанной компьютерной графикой игры актёров претензий как таковых особо нет – большинство последних фильмов («Бахубали», «R.R.R.» и другие) держат довольно высокую планку, да и бюджеты у них немаленькие – хоть и не всегда окупаемые. Возможно, бюджет «Адипуруша» действительно самый большой для всех индийских фильмов за всю историю индийского кинематографа – 63 миллиона долларов. А сборы подкачали – всего половина от вложенного.
И к содержанию фильма вопросы и претензии имеются.

В самой этой истории хороши все – для начала Рама с подставы своей тётки и «для сохранения традиций», будь они тыщу и восемь раз прокляты, отправляется в 14-летнее изгнание и тащит за собой жену и брата. Да ещё и НЕ приезжает на похороны горячо любимого и хорошо его воспитавшего отца. Затем постоянно идёт на поводу у любимой и капризной жены, сначала, например, пытаясь отловить ей для развлечения золотого оленя, а потом и вовсе отправляя на смертоубийственную войну сотни, если не тысячи подневольных животных. А ведь капризной Сите было предложено отправиться к любимому муженьку с гигантом Хануманом, но куда там – нашла коса на камень и ради каприза оскорбленной принцесски вынь да положь тысячи жизней. А началось всё, напомню, с бессмысленной жертвы и гибели преданного Джатаю.

Рама – не просто идеальный царь, а арийский «цивилизатор», «денацификатор», и, да, воистину «десатанизатор» дремучих некультурных демонопоклонников – южных «орков и гоблинов».
Равана, который и поныне почитается на Ланке как праведный царь, культурный герой и просветитель, это злостный – демон же – предводитель варваров, который украл нечто драгоценное арийское, и если не отдаст добровольно, должен быть уничтожен.
Ситу можно рассматривать как символ этих самых будто бы захваченных арийских ценностей.
Сама золотая Ланка – по оригинальной версии, и символично, что в фильме она иссиня-чёрная – это царство демонов, невежественных и асуричных, но в то же время и богатых. Почему бы не прибрать его к рукам под благовидным предлогом?
Армия обезъянов – наёмники из стран третьего мира, зэки и асоциальные элементы, да и просто подневольный плебс. А их лидер … – ну вы поняли уже намёк, да?

•«Ашока»

Среди прочего скачал и заценил индийского «Ашоку» двадцатидвухлетней давности. Пожалуй, придётся немного ознакомиться с реальной историей императора, а то какой-то совсем омрачённый и кровожадный получился легендарный буддийский император. Впрочем, все эти легенды ничем особо не подтверждаются и не опровергаются, ведь единственные источники о жизни и деяниях императора Маурьев – буддийская апологетика и его эдикты. Конечно, не может не впечатлять его политика веротерпимости и дхармавиджаи на протяжении большей части его правления, однако сильное увлечение буддизмом привело к заговору против него и тому, что, по выражению некоторых источников, он в какой-то степени повторил судьбу Эхнатона. В заговоре участвовала даже противница буддизма царевна Тишьяракша (что, в свою очередь, напоминает историю Соломона, набравшего себе жён-«язычниц»).

•«Будда»

Давно сбирался, наконец начал качать, посмотрел около трети и весьма разочарован. Хотел было наехать на одну кинокритикшу за собственно критику, но, похоже, от меня сериалу и его создателям достанется больше. Похвальбы ЕС Далай-ламы проэкту тоже не помогут – лишь утвердят в уже сложившемся мнении о политике Его Святейшества одобрять всё и вся и пытаться приводить это вся к единому «ненасильственному знаменателю», «лишь бы не было войны».
Увы, в очередной раз вынужден напомнить, что «все религии не то же самое», а Будда – это не Рама и не Кришна, не эпический и тем более не болливудский киногерой. Именно такого типичного протагониста индийских сериалов для домохозяек и восторженных девочек слепили из основателя буддизма создатели «Будды». И дело, конечно же, не в том, что они «спогрешили против истины», исказив «реальный облик исторического Шакьямуни» - вряд ли кто-то из разумных и здравомыслящих людей всеръёз может верить в существование такового. Как, впрочем, и в создаваемый, опираясь на упоминания в писаниях сведения – получается не менее смешно до наивности легковерующих дитяток.