В сонную погоду будь начеку!

Александра Растопчинко
Первая часть триптиха здесь: http://proza.ru/2024/02/20/1740

В ожидании трамвая в диспетчерской молодой кондуктор второй смены Владислав шелестел бесплатными газетами «Петербургский дневник» под шелест ливня за окном, аккуратно ваяя из них фигурки оригами. С почти ювелирной точностью он сложил по памяти журавлика, зайчика, черепашку и бабочку, и его потянуло сильно зевать в такт погоде. Парень дыхнул на линзы своих очков, протер, стал рутинно загружать звонкую мелочь в кофейный автомат. После деловитого жужжания громоздкий шкаф разрешил взять картонный стаканчик с готовым кофе лаконичной надписью на дисплее «Ваш напиток готов».

За окном проливной ливень щедро умывал запылившийся за сухую неделю двор-колодец. Сонный Владислав не успел вовремя вытащить из стаканчика  кофе автоматически упавшую туда пластиковую палочку-мешалочку, и та экстрагировала в напиток неприятную полимерную горечь, но тридцать пять рублей уже потрачены, и потому не выпить кофе подрабатывающему студенту было как-то жалко.

Простонала горемычно и хлопнула серая входная дверь. В комнату отдыха притопал запыхавшийся и промокший старый водитель Петр с небольшим пакетом пельменей в руке. Забыв поздороваться с ожидающими начала смены сотрудниками, он набрал половину электрочайника воды, высыпал туда полуфабрикаты и включил, не закрыв крышку.

Простучали и остановились за стеной тяжелые стальные колеса трамвая, сквозь водопад в диспетчерскую пробрался сгорбленный под тяжестью лет кондуктор Герман Викторович, а за ним прискакал молодой водитель Леха. В момент, когда Владислав готовил из газетной полосы идеальный квадрат, задумав сложить цветок лотоса, в комнату отдыха причавкал мокрыми кроссовками его старый коллега, поздоровался и стал разуваться, создавая при этом лужу на кафельном полу. Из каждого кроссовка Герман Викторович выгреб по горсти папье-маше из таких же бесплатных газет, что использовал молодой кондуктор, на скорую руку слепил из серой бумажной массы фигурку неведомой зверюшки, и, подмигнув Владиславу, поставил ее сушиться на батарею.

Из свежего «Петербургского дневника» он расторопно принялся делать себе новые портянки. Иные способы высушить обувь Герману Викторовичу сегодня были недоступны – бывший учитель химии сегодня работал две смены подряд. Он много брал сверхурочных смен, чтобы помогать платить ипотеку своей дочери, которая в одиночку растит его внучат.

Счастливый дедушка Герман громко и сопливо чихнул.
- Будьте здоровы! – проскандировал Владислав, опрокинув от неожиданности горчащий пластиком кофе на еще не готовый газетный лотос.
- Спасибо, сынок, - просипел ему Герман Викторович, отирая нос большим клетчатым платком. Его простуженные глаза смотрели грустно в пространство перед собой. Старик долил кипятка в свой термос из кулера, так как чайник был занят Петром, и вяло поплелся сквозь стену ливня обратно в вагон.

До отправки оставалась минута с небольшим. Вернувшись в кабину трамвая, Леха включил в салоне отопление. Калориферы шумно принялись наполнять сырой вагон горячим воздухом. Герман Викторович галантно помог подняться по ступенькам зрелой даме в длинной шубе, после чего та уселась на место, под которым жужжал горячий калорифер. Длинные полы шубы накрыли решетку прибора, лишив его доступа воздуха, и тот стал быстро перегреваться, как неисправный фен, а натуральный мех от нагревания стал источать запах горелого пера.

- Я горю! – завопила дама, не вставая с калорифера. – Моя шуба теперь испорчена! Я подам на вас в суд!
Дама истерила во весь голос, но не поднималась с места, чтобы спасти свою драгоценную шубу, пока Герман Викторович не сказал ей мягко:
- Так вставайте, пожалуйста, скорее же!
- Ты мне еще указывать будешь, что делать? – еще больше вспылила пассажирка, нехотя поднимаясь с места. – Что это за трамваи такие выпускают в центр города, в которых можно сгореть заживо со своим имуществом? Я буду жаловаться на вас прокурору! – Затем она указала пальцем в лицо кондуктора. – И еще какие хамы тут работают! Понабрали богом обиженных с улицы!

Леха выключил отопление и вышел из кабины в салон разобраться в ситуации. Отлично обученный на практике и стажировках, он осмотрел калорифер и строго спросил скандалистку:
- Вы зачем хулиганите?
Пассажирка опешила, вытаращила глаза, как яростный демон с древних фресок, и выпалила:
- Это я-то хулиганю?!

Молодой водитель трамвая не дал ей разойтись гневной тирадой и непрерывным, как ливень снаружи, потоком стал чеканить свою речь, сохраняя каменное лицо:
- Да, хулиганите. Согласно правилам пользования пассажирским транспортом пассажир несет материальную ответственность за порчу оборудования подвижного состава. Пункт 21, можете свериться, - с этими словами он указал рукой в сторону плаката, где это написано. – Вы только что чуть не вывели из строя отопительный прибор. Если бы кондуктор вовремя не попросил вас встать, он бы сейчас сломался, и мне пришлось бы вместо рейса гнать вагон в парк на замену по вашей вине. Ведь сезон сейчас холодный! Все ваши действия и реплики записываются камерами наблюдения, - Леха указал пальцем на одну из камер. – Вы можете звонить и жаловаться, заодно вы оставите оператору свои данные для обработки жалобы, и Горэлектротрансу будет известно, кто портит имущество предприятия, проще будет взыскать на ремонт, который стоит дороже вашей шубы, между прочим. Тем более, что она у вас даже загореться не успела, лишь сильно нагрелась. И вы должны быть благодарны кондуктору за то, что он вовремя напомнил вам встать, хотя вы сами должны были догадаться об этом.

Направляясь к кабине с видом гроссмейстера, объявившего шах, он объявил мат фразой:
- Если вы повторите это хулиганство, я буду вынужден составить на вас акт! – и захлопнул дверь кабины. Скандал задержал отправку на три минуты.

Дама в шубе продолжала гневаться уже молча и не сразу отреагировала, когда Герман Викторович в самой вежливой форме предложил ей сесть на свободное чистое место, под которым нет калорифера.
- Я все равно буду жаловаться на ваше хамство! – надменно прошипела пассажирка. – И за проезд вам ни копейки не дам, свиньи! Еще выслушивать я от вас тут должна! Трамваи поменяйте на новые!

Герман Викторович молча пожал плечами, и сделал отметку о зайце в своем блокноте, для контролеров. Ему, кондуктору, не привыкать было выслушивать от пассажиров абсурдные претензии о старых вагонах, высоких ступеньках, нечищеных дорогах, неработающих светофорах, и прочих недостатках инфраструктуры, за которые кондуктор вовсе не в ответе.

Шуба из вредности предпочла ехать до Сенной площади стоя, а Леха с большой благодарностью вспоминал наставления своего инструктора о том, какие грязные подставы могут устраивать неадекватные пассажиры, и как грамотно поступать в таких случаях. Водителей инструкторы учат не только управлению трамваями, но и работе с пассажирами.

К сожалению, показывает практика, весьма многие пассажиры петербургского транспорта бессовестны и неблагодарны. Большинство – наплевательски равнодушны, до вопиющей халатности. Об этом позволяет судить количество благодарностей и жалоб, которые принимаются от пассажиров по одному и тому же номеру телефона – в среднем, на двадцать жалоб дай Бог, чтобы хоть одна благодарность пришла.

Продолжение следует...