Голос - часть пятая Профессионалы

Фирсов Михаил
Прошло уже два года с того момента как я стал заниматься пением в любительской студии Тамары Георгиевны.
Её учениками были в основном работники медицины: врачи, доктора, медсёстры.
Все они были зрелыми людьми, в примерно от 35 до 50 лет. Даже был баритон которому исполнилось 73 года, но пел он очень хорошо, выглядел достаточно бодро и подтянуто. 
Мне же недавно исполнилось 19 лет, поэтому я оказался самым молодым в этом коллективе. Опыта пеня у них тоже было побольше. Я с завистью слушал и смотрел когда "мэтры" выступали на сцена. У некоторых голоса буквально лились и летели - звучали красиво и ровно, словно скрипка, или виолончель!

Однажды всех участников студии Тамары Георгиевны пригласили выступить в Санатории, где был небольшой актовый зал. Камерная обстановка располагала к исполнению романсов.
Концерт прошёл очень успешно, зрители чуть ли не 10 минут аплодировали стоя. Жаль что не мне, а моим старшим товарищам, но всё же.

А на следующий день в этом же Санатории был назначен концерт солистов филармонии.
И так совпало, что это тоже был вечер романсов.
Но как говорил Фридрих Ницше "Всё познаётся в сравнении".
Вот и публика видимо сравнила, но сравнение вышло не в пользу филармонических певцов. Аплодисменты были настолько жидкими, что женщина-администратор из филармонии после концерта пошла к директору санатория, и возмущённо спросила,
 - Что у вас за публика?! Почему эти люди не реагируют даже на самые популярные романсы!
На что директор ответил, - Дело не в романсах, а в исполнителях! Вот вчера были настоящие певцы - они пели от души, а люди им аплодировали - тоже от души.
Хмыкнув, и чуть ли не хлопнув дверью администратор удалилась.

Узнав об этом, я удивлённо спросил у Тамары Георгиевны,
- Как же так?! Ведь в филармонии работают профессионалы, некоторые даже с консерваторским образованием?!
- Понимаешь, публике нет разницы какой у кого диплом. Профессионалы поют за деньги. Это их работа, которую они делают каждый день, и порой, уже по привычке. Некоторые из них ненавидят музыку, но продолжают петь - поют как по накатанной. А певцы любители пели не за деньги, они пели искренне, для себя и для людей!

Я кивнул, сделав вид что всё понял, но осознание того как можно петь "по накатанной" или даже ненавидеть то что делаешь, пришло гораздо позже.

Эта ситуация, должна была заставить задуматься, но я твёрдо решил что хочу стать профессиональным певцом. Поэтому на очередном вокальном уроке я объявил Тамаре Георгиевне, что собираюсь поступать в музыкальное училище.

- И зачем тебе это нужно? - она строго посмотрела на меня.
- Я хочу стать певцом, и заниматься именно пением.
- Но ты же уже почти выучился на кондитера, а петь ты и так сможешь  после работы.
- Нет, я не хочу всю жизнь месить тесто, печь пирожки и прочее. Ведь петь куда интереснее! Я хочу заниматься только пением. А чтобы работать певцом, наверняка нужен диплом.
- Да, конечно, профессионалу диплом не помешает. Но послушай, ведь нет гарантии что всё удачно сложится. Ты даже не представляешь сколько певцов, не стали тем кем хотели стать! Сколько сломанных судеб, сколько депрессии, алкоголизма, или даже самоубийств...
Ты уверен, что готов и хочешь идти по этому пути? Что даже в случай неудачи ты не сломаешься?
Молодой, сильный, самоуверенный широкоплечий парень, с длинными волосами, каким был я в свои 19 лет - с гордой решимостью, ответил, - Да! Уверен!
И поймав её неодобрительный взгляд, повторил - Точно уверен!

Тамара Георгиевна вздохнув, словно сдалась и спросила,
- Тогда почему училище? Ведь ты можешь попытаться поступить сразу в высшее учебное заведение.
- А разве так можно?
- Если постараешься - то можно. либо на подготовительный курс, либо даже на основной первый курс - если там недобор и свободные места есть.
Я расплылся в улыбке - Спасибо!
- Но поступать будешь сам. Специально готовить я тебя не буду. Могу лишь посоветовать, не бери слишком сложные и слишком высокие произведения, с диапазоном и верхними нотами у тебя пока проблемы. Хотя для начинающего это нормально, пусть берут и обучают.


Институт находился в другом городе. От своего педагога по гитаре, который учился именно в этом институте, я узнал фамилию заведующего вокальной кафедрой. Именно завкафедрой обучал мужчин солистов, да и сам был известным оперным тенором.
 Я уже готовился к первой самостоятельной поездке за пределы своей малой родины. Как вдруг узнал, что оперная труппа - и в том числе солисты-педагоги - гастролирует в нашем областном центре. Вот это удача! Я могу прослушаться прямо тут! Хватаю ноты и еду к музыкальному театру. 
 
Совет не брать слишком сложные произведения я воспринял буквально. Поэтому выбрал один из самых простых романсов А.Дюбюк "Моя душечка" и с ним поехал на прослушивание - и смех и грех! 
Конечно с собой у меня было ещё сырое Ариозо демона, и даже ария Варяжского гостя, которая была мне не по голосу но которую я безумно любил за мощь и красоту раскатистых звуков!

До начала спектакля ещё 3 часа. Я стою у служебного входа театра. Лето жара, много зелёной листвы, поют птицы и где-то из открытого окна слышится прекрасный женский голос. Оперная сопрано поёт высоко, мощной и свободно!
Я уже представляю, как тоже стану солистом и тоже буду заниматься только пением. Петь радоваться жизни, вдыхать летний воздух, получать овации и снова петь! Эх, мечты, мечты...

Называю охраннику заветную фамилию педагога. Мне разрешают сделать звонок в гримёрку по внутренней связи. Но в трубке лишь гудки, никто не отвечает!
Продолжаю дежурить в входа. К театру приближается компания мужчин, с гордой осанкой и в костюмах напоминающих концертные смокинги. Они что-то громко обсуждают смеются. Приходится нарочито громко поздороваться, чтобы привлечь внимание, а когда все взгляды устремились на меня, я тут же произношу фамилию завкафедрой, от чего их смех и беседа сразу стихает.
 
Вперёд выходит уже не молодой коренастый мужчина с чёрными тонкими усиками, и ответив,
- Да, это я! - вопросительно смотрит.
- Понимаете я хочу поступить в институт, на академический вокал, не могли бы вы меня прослушать.
- Молодой человек, для этого существуют вступительные экзамены. Приезжайте в институт и как все...
Но его внезапно перебивает стоящий рядом улыбающийся коллега,
- да ладно тебе, у нас до спектакля ещё полно времени, давай послушаем, даже мне стало любопытно! А вдруг это новый Павартотти.
Солисты дружно смеются, уловив шутку про мой лишний вес.
Заведующий, неодобрительно глянув на коллег, говорит,
- ну ладно, пойдём покажешь что умеешь. Мы поднимаемся по лестнице и проходим в гримёрку. - Тенор или баритон? - спрашивает заведующий, усаживаясь за фортепьяно.
- Баритон, - уверенно заявляю я.
- Посмотрим, - скептически хмыкает он и предлагает спеть распевку-упражнение на гласную "А".
Я пою без проблем, хоть и очень волнуюсь. Тем более что остальные оперные солисты стоят тут же кто в гримёрке, а кто и в коридоре заглядывая, через открытую дверь. Всем любопытно.
Когда мы доходим до нижних нот - начинаются проблемы, "Ля" большой октавы я уже не могу спеть, голос предательски шипит.
Заведующий останавливается,

-Ну какой же ты баритон, если не можешь спеть даже нижнюю ля? Серёжа, подойди! Высокий широкоплечий парень, протискивается в гримёрку между другими зеваками. - Вот, смотри - Серёжа драматический тенор и он может спеть "соль" внизу! Серёжа спой. Огромный даже слегка звероподобный парень, развернув грудь колесом начинает петь и действительно берёт "соль" большой октавы. Нота не громкая, но звучит хорошо, без шипения и отчётливо.
Я краснею, и перестаю улыбаться, мимика явно выдаёт моё огорчение.
- Ладно, не расстраивайся, - говорит заведующий, ты ещё очень молодой, может с годами и низ появится. Давай, лучше посмотрим как ты пойдёшь к верхним нотам.
Он сыграл ещё одно упражнение и я следуя за мелодией пошёл к запредельным для меня тогда нотам. Голос звучал громко и тяжело. А когда я стал напрягать горло почти переходя на крик, заведующий остановился,
- Странно, а верх ты поёшь тяжело будто бас, и голос выше явно не пойдёт.
Голос у тебя есть, но вот проблема, ни верха, ни низа - одна середина.
А что ты будешь петь?
Я протянул ноты. Он посмотрел на романс и сказал, нет это не годится. Тогда я достал Ариозо демона. Он хмыкнул, -
Ого! Демон! Не слабая заявка.
Я начал петь, первые фразы вышли неплохо, но дальше я сфальшивил и пошёл не по тем нотам, сказывалось волнение и ещё сырой невпетый мотив.

- Давай так, ты подготовишься и приедешь в институт на прослушивание, через две недели.
Я кивнул, сказал спасибо и постарался как можно скорее покинуть место своей экзекуции. Щёки горели со лба струился пот, сердце стучало так словно пыталось покинуть грудную клетку.

На оперу я в тот день не попал, банально не было денег на билет. А как пройти в зал за кулисами я тогда не знал, да и не рискнул бы. 
Но вот на следующий день, в филармонии был концерт, с участием уже знакомого мне заведующего. Тут билеты были на порядок дешевле.

 Когда на сцене появился заведующий, затаив дыхание, я стал внимательно слушать. Он пел хорошо, но как-то очень уж громко и резко. Хотя может под оперный оркестр так и надо, но увы на сцене был только рояль.
В тех местах где приходилось тянуть высокую ноту, его лицо краснело - а в финале, когда он тянул ноту особо долго - даже посинело! Мне стало немного жаль его. Наверное возраст и давление подумал я, но это не важно - главное он поёт и надеюсь умеет преподавать.

- Через положенные 2 недели я появился в Институте. Сдал все письменные экзамены и набрав нужное количество проходных балов наконец был допущен к сдаче основного экзамена по вокалу!
У массивной двери кабинета уже сидел молодой худой светловолосый парень, примерно моего возраста. И девушка лет на 10 старше нас. Я поздоровался, и разговорился с ними. Оказалось, что парень тенор, который закончил местное училище, а девушка уже опытная певица работающая в филармонии но не имеющая диплома. Они тоже собирались поступать. Мест на вокальное отделение как раз было  ровно три, и если больше никто не подойдёт, то у меня появлялся шанс поступить!
 
Дверь открылась и заведующий увидев, что поступающих немного, решил не затягивать процесс,
- Парни вы можете заходить, а девушку мы прослушаем чуть позже, - произнёс он.
 
Мне предложили присесть, а тенора вызвали к роялю.
Помимо самого заведующего в комиссии ещё была его жена - народная артистка СССР, а так же её племянница - тоже педагог и певица, но куда более молодая.

Тенор запел какую-то арию на итальянском, очень красивым и ровным звуком. Я даже удивился, а чему тут обучать? Да он же готовый певец!
 Конечно ведь он проучился 4 года в музыкальном училище, и по всему было видно что времени там зря не терял! Когда тенор подошёл к каденции, то на лице отразилось сильное волнение. Наверное он боялся что не возьмёт верхнюю ноту.
Но не смотря на свой страх, верхнюю ноту он взял звонко и красиво!
У педагога аж глаза округлились. Заведующий тут же остановил исполнение,
- Отличная верхняя нота, только там написано си бемоль.
От такого комментария тенор побледнел, судорожно ища в нотах стоявших на рояле, то место где должен был быть этот си бемоль.
Но заведующий продолжил,
- Ни чего страшного, это даже лучше, ты спел верхнюю "ре" вместо "си" бемоля - и взял хорошо, свободно! Так что это место мы легко поправим. В общем - ты принят.

Дальше была моя очередь. Демона я больше петь не рискнул, предложил романс "Влюблён я дева красота" На что педагоги тут же возмутились!
- Нужна оперная музыка!
Я смущённо пожал плечами, -
Из оперной - у меня только Ария варяжского гостя. 
Хорошо, пойте варяжского гостя,
- Но ведь я не бас.
Концертмейстер прошептала в сторону комиссии,
- транспонировать я не буду.
Ну что поделать раз вы с собой принесли только это - пойте.

Я запел старательно изображая грозный голос варяжского воина. Выходило наиграно.
Под конец песни они откровенно смеялись. Народная артистка СССР взяла слово,

- Ладно, голос у Вас есть, но петь нужно будет научиться. И раз больше желающих нет, всех троих принимаем, включая певицу ожидающую за дверью. Её даже проверять не нужно, мы её все слышали в концертах.
Уже на выходе заведующий остановил меня и понизив голос сказал,

- Мы тебя взяли, но поскольку ты без музыкального образования, тебе придётся пахать и пахать! Особенно по сольфеджио! Смотри, чтобы не подвёл!
Я утвердительно кивнул, сказал спасибо и побежал, догоняя уже ушедших вперёд, будущих однокурсников.

Я был невероятно счастлив! Ура! Я смог! Я поступил в институт! Сразу минуя музыкальное училище! Это невероятно!
Более опытные сокурсники тоже были довольны, но не разделяли моего оптимизма,
Певица спокойно и без злобы сказала,
- Вот подожди, начнётся учёба перестанешь так улыбаться.

На первый урок я чуть ли не бежал вприпрыжку!
- И так, начнём с самых азов, - сказал заведующий - Возьми побольше воздуха и попробуй как можно дольше тянуть согласный звук "С"
Он решил продемонстрировать, набрал воздух максимально раздувшись, так что аж рёбра расширились и живот выпятился, затем стал медленно шипеть и показал мне наручные часы. Шипел он реально очень долго, больше минуты! При этом его лицо опять начало краснеть.

Я попытался повторить, тоже набрал много воздуха, и стал с шумом тянуть "Ссссссс." воздух давил изнутри, было тяжело его удерживать, я старался не сдаваться, уверен, что и моё лицо покраснело в этот момент. Но продержался лишь 20 секунд.

Плохо - резюмировал заведующий! - Тебе необходимо тренировать дыхание, делай так каждый день и только когда сможешь - мы продолжим серьёзное обучение. С этими словами он хотел уйти и закончить урок.
Но я возразил,
- Нет, подождите! Как же так! Я умею петь! Одно дело тянуть согласный звук,а другое петь, ведь я даже побеждал в городском конкурсе, да и зрителям нравилось как я пою. 
- Ну хорошо, он неохотно сел за фортепьяно, давай споём фразу "Родина моя"
Он сыграл попевку вниз от квинты и пропел старательно вытягивая "Ро-ди-на-мо-я"
Меня насторожило, то что в отличии от певцов любителей из студии Тамары Георгиевны, голос заведующего не был похож на виолончель, он не лился, а как бы продавливался сквозь горло, был ровным но не таким красивым.

Я попытался повторить, спел свободно и как мне показалось даже красивее чем у него.
Но он остановил меня -
 Нет, так не пойдёт! Ты не соединяешь ноты. Пой точно как я показываю!
Он пропел ещё более связно, при этом чуть больше нажимая на звук, от чего тот стал ещё менее красивым.
 Я попытался скопировать его звук, ноты вышли более связными, но в горле запершило.
- Маэстро, но ведь это как-то жёстко. Мне неудобно в горле.
- Терпи и делай как я показываю, потом поймёшь.
Я попытался ещё несколько раз - першить стало сильнее, звук выходил сдавленным и жёстким. Но учитель одобрительно кивнул,
- Ну вот, хорошо! Теперь хоть немного соединяешь, хоть какое-то подобие легато.
А можете показать как поются первые фразы из Ариозо демона? - попросил я
Он, скептически посмотрел на меня, но просьбу выполнил.
Услышав как этот голос звучит в знакомой, буквально заслушанной до дыр музыке,
я пришёл к выводу, что мне не нравится, я слышу как сжимается его горло при пении, звук слишком жёсткий. Я так не хочу! Я не хочу петь как он! Но в слух, я лишь сказал,
- Спасибо.
 На этом урок был окончен, а я направился прямым ходом в деканат, забрал документы и в этот же день уехал из чужого города.

___________________________________________________
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.