Слава героям французского сопротивления нацизму

Николай Сологубовский
Вечная слава героям Французского Сопротивления!

21 февраля в Париже торжественно перезахоронили борцов с нацизмом Мисака и Мелине Манукян.
Они стали первыми иностранцами-героями  Французского Сопротивления, похороненными в Пантеоне, усыпальнице выдающихся людей Франции.
В Пантеоне похоронены Вольтер, Жан-Жак Руссо, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Антуан де Сент-Экзюпери, Мария Склодовская-Кюри, Александр Дюма-старший, а также ряд выдающихся французских военачальников.
 Церемония 21 февраля была приурочена к 80-летию расстрела нацистами  коммуниста Мисака Манукяна и его товарищей.
Прямую  трансляцию   вели несколько французских телеканалов. Их передачи можно было посмотреть и в других  странах.
На церемонии звучали  «Марсельеза», письма  Мисака Манукяна,  музыка, исполненная на армянском дудуке, песни Шарля Азнавура и других французских шансонье,    поэтические произведения Франции и Армении в исполнении художественных ансамблей.
Прозвучала  также  «Песня  французских партизан», созданная русской патриоткой  Анной Марли-Смирновой  в 1942 году и ставшая гимном Французского Сопротивления нацизму.

Мисак родился в 1906 году в городе Адыяман в Османской империи, а Мелине — в 1913 году в Константинополе. Оба рано осиротели, поскольку их родителей убили турки  во время геноцида армян, и росли в детских домах: он — в Ливане, а она — в Греции. Они познакомились во Франции в начале 1930-х годов, а затем поженились. Манукяны состояли в Коммунистической партии Франции, в движении «Рабочие-эмигранты». После начала Второй мировой войны коммунисты Франции стали главной силой  Французского  Сопротивления.
Мисак Манукян возглавлял группу Сопротивления, которая действовала в Париже и округе. Отряд совершил около 30 вооруженных акций против немецких оккупантов, в том числе покушение на коменданта Парижа генерала фон Шаумбурга и убийство штандартенфюрера СС Юлиуса Риттера.
Мисак Манукян и другие  21 член  его группы были арестованы нацистами в ноябре 1943 года по доносу предателя.
 21 февраля 1944 года они  были расстреляны в тюрьме форта Мон-Валерьен под Парижем.
Русскую Ольгу Банчич нацисты  перевезли в Германию и казнили там. Мелине Манушян была заочно приговорена к казни.
Ей удалось спастись: женщину спрятала у себя семья Азнавурян,  семья певца Шарля Азнавура. Его родители и он  сам помогали Французскому Сопротивлению. Мелине Манукян дожила до преклонных лет и умерла в 1989 году.
Власти Франции посмертно удостоили Мисака Манукяна Ордена Почетного легиона, в его честь названы улицы и площади в Париже, Валансе, Марселе и в столице Армении Ереване.
Во Франции  чтят память и других  иностранцев,  борцов Французского Сопротивления, в том числе и Русских. Об этом мы расскажем в наших других статьях.
Мы постараемся опубликовать эти замечательные произведения в ЮТЮБ.

А сейчас предлагаем  вам
   
Письмо Мисака Манукяна, написанное его жене Мелине 21 февраля 1944 года в тюрьме Френ, за несколько часов до того, как  нацисты  его расстреляли в форте Мон-Валерьен (оккупированная нацистами часть Франции).
Это письмо  на церемонии в Пантеоне  было прочитано   несколько раз.
Прочитайте! И вы поймете почему…
 
«Моя дорогая Мелине, моя любимая маленькая сирота,
Через несколько часов меня уже не будет в этом мире. Мы будем расстреляны сегодня в 15:00. Это происходит со мной как несчастный случай в моей жизни, я не верю в это, но все же знаю, что больше никогда тебя не увижу.
Что я могу тебе написать? Внутри меня все перемешано и в то же время все очень ясно.
Я вступил в Армию Освобождения в качестве солдата-добровольца и умираю в двух шагах от  Победы и цели. Желаю счастья тем, кто переживет нас и вкусит сладость Свободы и Мира завтрашнего дня. Я уверен, что французский народ и все борцы за Свободу достойно почтят нашу память. В момент смерти я заявлю, что у меня нет ненависти ни к немецкому народу, ни к кому-либо еще, каждый получит то, что заслуживает, в качестве наказания и награды.
Немецкий народ и все другие народы будут жить в мире и братстве после войны, которая продлится недолго. Счастья всем…
Я глубоко сожалею, что не сделал тебя счастливой, мне бы хотелось иметь от тебя ребенка, как ты всегда хотела. Поэтому я умоляю тебя непременно выйти замуж после войны и родить ребенка для моего счастья, и, чтобы исполнить мое последнее желание: выйди замуж за того, кто сможет сделать тебя счастливой. Все свое имущество я оставляю тебе, твоей сестре и моим племянникам. После войны ты сможешь получить  военную пенсию как моя жена, потому что я умираю как солдат  французской освободительной армии.
С помощью друзей, которые захотят меня почтить, ты опубликуешь мои стихи и сочинения, которые заслуживают быть прочитанными.   Если возможно, ты привезешь мои воспоминания моим родителям в Армению. Я умираю вместе со своими 23 товарищами с мужеством и спокойствием человека с чистой совестью, потому что лично я никому не причинил вреда, а если и причинил, то сделал это без ненависти. Сегодня солнечно. Глядя на солнце и прекрасную природу, которую я так любил, я прощаюсь с жизнью и со всеми вами, моя дорогая жена и мои дорогие друзья. Я прощаю всех, кто причинил мне вред или хотел причинить мне вред, кроме того, кто предал нас, чтобы спасти свою шкуру, и тех, кто продал нас. Я очень тебя целую, а также твою сестру и всех друзей, которые знают меня издалека или близко, я всех крепко обнимаю.   Прощай.
Твой друг, твой товарищ, твой муж.
Манукян Мишель.»




статьи Н.Сологубовского, посвященную этому событию.

http://proza.ru/2023/06/18/1582?ysclid=lswchxac1u645473137

Предлагаем  также посмотреть фильм Н.Сологубовского, русского соотечественника, живущего в Хаммамете (Тунис),  о песне французских партизан, которую знал Мисак Манукян.
https://www.youtube.com/watch?v=SL8KzcDrun8&t=6s