А над речкой туман...

Василий Храмцов
 
Деревья на берегу по пояс в тумане. Солнце поднимается всё выше. Воздух прозрачен своей первозданностью. Я таким воздухом привык дышать с детства. Дом наш стоял над озером, далеко отсюда – на Алтае.  Я из него вылетел, как птенец из гнезда…
А тут, под Измаилом,  рядом с широким озером Кугурлуй - тихая неширокая  речка, сообщающаяся и с озером, и с Дунаем. И я не на берегу, а в лодке.  Берег от меня недалеко. Он крутой, но не высокий.
 
Солнце пробилось сквозь дымку. На берег вышла девушка. Может быть её тоже зовут Катюша? Она, судя по всему, городская. Сельским красавицам прохлаждаться некогда даже в выходные. Да и не любят они просто так прогуливаться по берегу. Только по делу.

Ещё прохладно, чтобы раздеться и загорать. Но солнышко такое ласковое! Светит девушке прямо в лицо. Она щурится. Как завораживают лучи!  Они  такие ласковые, такие домашние, свои, осязаемые, Девушка поднимает платье далеко выше колен, подставляя лучам стройные ножки.

Боже мой, какие это ножки! Это не то, что на пляже или у спортсменок. Они как будто образец, как эталон красоты. Словно выточенные!  Взгляд не оторвать. И почему я не художник? И отчего нет со мной фотоаппарата! А впрочем – зачем он нужен? Такие ножки нельзя забыть. Ими можно и нужно любоваться. Девушка предаётся ласковым лучам, жмурится. Откуда она пришла в этот ранний час? Не из сказки ли? И вышла на бережок. И подставила лучам свои обворожительные ножки. Она так гармонично сложена.  И шею свою белоснежную вытянула, подставляет под лучи.

Удочки не отвлекают, я не помню о них, сижу, как под гипнозом. Смотрю на бережок, на котором стоит девушка и подставляет лучам солнышка свои стройные ножки. Или от красоты такой внутри тепло и трепетно? Или это в душе у меня такая лирика? Не шелохнусь. Ловлю взглядом красоты. Берега зелены. Понизу  буйный аир. Там около него всплеск: щука гоняет мелочь. Вдали, за спиной красавицы, дома видны, там большое село Ларжанка. У жителей села лодки на лодочной станции, они на них выплывают на озеро. А на речку позагорать приезжают горожане.

Вот подул ветерок. Солнце поднялось еще выше. Неподалеку причалила лодка, и девица пошла к ней.  А я вспомнил про удочки. Поправил червячка. Да и пусть не клюёт! Зато утро-то какое!

Может быть, это то самое место, о котором рассказывал мне председатель сельсовета? Эти берега  много чего помнят. После революции Бессарабия была под Румынией. Порядки были специфические. Он рассказал про своего отца. Всегда рыбачили здесь свободно, никто никого не гонял. А румыны стали запрещать. Мать-старушка пожаловалась, что ухи давно не пробовала. «Сходил бы ты, сын, поймал рыбки».

Он и пошел. И наловил рыбы. Застал его на берегу румынский жандарм. Улов отнял и так избил, что еле домой доплёлся.  У реки жили, а ходить на реку не имели права. Во время Отечественной войны, в 1944 году, выгнали румын, рыбалки возобновились. Сейчас есть рыбинспектор, который следит за порядком на воде. Действуют Советские законы. Украина в составе СССР. Ещё все на своих местах: колхозы, пароходство, заводы, фабрики, комбинаты. Они в расцвете своего развития. Неподалеку, на озере Ялпуг, действует пионерский лагерь.   

У меня небольшая двухвёсельная деревянная лодка. В село приезжаю на автобусе. Прихожу на лодочную станцию, где лодка хранится. Мы разделяем причал с председателем сельского Совета. Он вызвался присматривать за моей посудиной. У него не просто причал, а ещё и будка под мотор и инструменты. Там храним одежду, удочки. Очень удобно! Не надо каждый раз везти с собой из города рыбацкую одежду и обувь.

Я переехал сюда из Сибири, с берегов великой реки Обь.  И тут, на юге Украины , тоже замечательная река - Дунай. Песенная река. Только где захочешь к ней не подойдёшь – пограничная зона. На другом берегу – Румыния. На Оби у меня была моторная лодка. А здесь и вёсельной рад.

 В Одесской области я появился в период, когда партийная организация республики  переживала смену руководящих кадров. В 1970 году из Москвы в Киев распределяют свежеиспечённого кандидата экономических наук Леонида Кравчука. В ЦК КПУ он быстро делает карьеру, вскоре занимает второй пост в украинской партийной иерархии.В мае 1972 года  был снят с должности первого секретаря Компартии Петр Шелест с пометкой «в связи с переходом на должность заместителя председателя Совета министров СССР». Парторганизацию Украины возглавил В.Щербицкий. После этого он восемнадцать лет правил Украиной, Кравчук всё это время прятался в его тени.

 Щербицкий и глава КГБ УССР Федорчук беспощадно боролись с проявлениями национализма, диссидентством, греко-католической церковью. Рассказали мне случай, как КГБ накрыл одну такую группу. Были все признаки её существования. Однако ни проверки, ни даже обыски ничего не давали. Однажды кэгэбист в ожидании товарищей сидел за рулём. К нему подошел человек, явно знавший, кто приехал на этой машине. Приняв его за водителя, решил узнать, далеко ли начальство продвинулось в поисках бендеровцев.

- Что они ищут, нашли что-нибудь?

Опытный работник сразу сообразил, за кого его приняли, и ответил:

- В дела меня не посвящают. Да и кого здесь искать? Это что иголку в стоге сена! Надоело уже их возить! -  говорил он, как бы возмущаясь.

- И не найдут! – подхватил прохожий. – Здесь тоже не дураки! Не так просто догадаться, где у них штаб.

Закурили. Разговорились. И слово по слову, опытный кэгэбист вызнал всё, что было нужно. Ячейку накрыли, пособников нацистов арестовали.

Лично я с явными националистами не сталкивался, но подспудно их присутствие чувствовалось. Даже на семинаре в Киеве нам показали явно враждебный фильм об уходе Советской власти с запада Украины в начале войны. Позднее я узнал, что в ЦК КПУ снисходительно относились к выходкам националистов. Когда зашла речь об обнародовании преступлений украинских националистов в Хатыни, Щербицкий лично обращался в КГБ с просьбой замять и не ворошить эту тему. Дескать, в стране победившего интернационализма не следует затрагивать чувства отдельных национальностей.

При переезде на Украину я заметил две особенности. Это более высокую набожность людей и  особую любовь к футболу. Этот спорт был хорошо развит и в Одесской области, но почему-то здесь ненавидели Киевский клуб Динамо. Я сам слышал от одесситов, как они зло ругали и футболистов, и членов Центрального комитета партии. Позднее я понял причину.

Это не только всенародно любимый вид спорта. Футбол - показатель успешности республики, а, следовательно, и её партийного руководителя. Поэтому в привилегиях игроков киевского Динамо при Щербицком равных не было. Даже в столичном Московском "Спартаке" игроки не жили так хорошо. Динамовцы ездили на «Волгах», получали квартиры в том районе, каком хотели. Попасть в Динамо Киева мечтал каждый футболист. Пётр Шелест тоже раздавал динамовцам пачки денег со словами "Беріть, хлопці, беріть, поки москалі не бачуть!" Но это был детский лепет по сравнению с теми благами, которые падали на футболистов при Щербицком.

В принципе, Щербицкий мог позволить себе всё, что хотел. По успешности он многократно переплюнул экономические достижения предшественника. Производство выросло в разы, республика радовала центральный бюджет богатыми поступлениями и себя не забывала.

Чётко работали партийные организации на местах. Мне при моей должности круглый год находилась работа, и особенно по выходным дням. Зимой раньше доярок приезжали на ферму. В уборку зерновых предотвращали потери на поле и при перевозке зерна. На рыбалку я попадал редко, так и не освоив местных водоёмов. Но вот среди лета приехал домой на недельку сын с молодой женой. Я звоню председателю сельсовета, чтобы узнать, всё ли в порядке на причале. Он удручённо сказал:

- А у меня всё украли. И твою лодку тоже. Будку раскурочили. 

Пришлось нам ехать на машине на берег Дуная, где подход не охраняется пограничниками. Но клёва рыбы там не было.

Щербицкий к концу пребывания в должности практически превращается в "хромую утку". Самая страшная техногенная катастрофа в СССР - авария на Чернобыльской атомной электростанции и последовавшие за ней события подрывают здоровье партийного руководителя. Прекрасно понимая, какую дозу радиации получат все, в том числе их же дети и внуки, высшее руководство Украины с Щербицким во главе проводит многотысячную первомайскую демонстрацию.

После отставки Щербицкого безудержно поднимается националистическое движение. На самом гребне этой волны волшебным образом оказывается бывший "отважный юноша" Кравчук. Сам о себе он говорил, что в десятилетнем возрасте таскал продукты боевикам Украинской повстанческой армии. С него начинается период Украины как националистического унитарного государства, постепенно прошедшего  от лёгкой неприязни до лютой ненависти к России.  Он, уже пенсионер, обещал выйти против русских с дробовиком.

 В октябре 1990 года шестая статья о монополии Коммунистической партии Украины на власть была исключена из Конституции Украинской ССР, а в августе 1991 года  партия была объявлена вне закона в Украине. Воссоздана она была в 1993 году в Донецке под руководством Петра Симоненко, когда запрет был снят. После революции достоинства 2014 года объявлена вне закона.

Редакция газеты, которую я редактировал, доступными ей способами отражала политическую жизнь как в районе, так и в целом на Украине.

 После победы на выборах 1994 года над действующим президентом Леонидом Кравчуком в должность вступил Кучма. С этого времени заметно укоренилась в стране коррупция. В 1999 году он был переизбран на дополнительный пятилетний срок. С  2000 года был зафиксирован рост внутреннего валового продукта, связи с Россией начали улучшаться. Но уже в следующих годах его власть начала ослабевать из-за разоблачений в средствах массовой информации. Администрация Кучмы усилила цензуру СМИ, что привело к арестам журналистов, смерти Георгия Гонгадзе,  кассетному скандалу и массовым протестам.

Кучма отказался баллотироваться на третий срок и поддержал кандидата от Партии регионов Виктора Януковича на выборах 2004 года. После общественных протестов по поводу предполагаемых фальсификаций на выборах, которые переросли в Оранжевую революцию, Кучма занял нейтральную позицию и был посредником между Виктором Ющенко и Виктором Януковичем. В период с 2014 по 2020 год Кучма был специальным представителем президента Украины на квазимирных переговорах относительно продолжающейся войны на Донбассе.

Я благополучно доработал до пенсии. На моих глазах проходили выборы Кучмы, Ющенко, Януковича, Порошенко. Я даже знал родственников Порошенко, которые живут в Измаильском районе. Когда я овдовел, то уехал из Измаила.  На Украине вовсю проходила АТО – антитеррористическая операция. Коренных донбассовцев почему-то назвали террористами и стали бомбить изо всех орудий и бомбами с самолётов.

Теперь там СВО – специальная военная операция. Мне эти битвы кажутся противоестественными, глупыми и преступными. Американцы стравили искусственно, можно даже сказать искусно  разделённый народ. Украина при Президенте Зеленском запретила себе вести переговоры о перемирии. Вот и приходится принуждать её к миру военным путём. Надеюсь, скоро мир наступит.

А над речкой туман… В смысле неопределённости.  Украине уже не быть в прежних границах. После СВО Россия заберёт своё. Тогда не отойдут ли западные земли снова к Румынии, Венгрии, Польше?

…А над речкой туман…