Палестинские хроники-3. Перед бурей

Геннадий Шлаин
Перед бурей или последние спокойные месяцы на Святой земле

П р е д и с л о в и е

         Основой настоящего очерка является перевод с иврита очередной главы книги известного израильского журналиста Хавива Кнаана /1/, выпущенной более сорока лет назад и созданной на базе старого дневника. Будучи репортёром по призванию (рассказ "Летописец эпохи"/3/), его автор вёл почти ежедневные записи с первого дня приезда на Святую землю в 1935 году, находясь на службе в местной полиции и работая в центральных газетах.

В с е   л и   х о т е л и   м и р а

По завершению дела банды шейха Кассама /2/ британские власти и всё еврейское население подмандатной Палестины были уверены, что это незначительный, хотя и трагический, эпизод в истории региона. Местная полиция удовлетворилась, хорошо проведённой, операцией по уничтожению подпольной вооружённой группы арабов и не стала "глубоко копать" это преступное деяние. Власти проигнорировали тот факт, что с данной историей были связаны священнослужители, а также уважаемые и авторитетные лидеры сельских общин. Не были прослежены связи группы с радикальными мусульманскими кругами Хайфы, не проведена работа по расширению сети информаторов полиции в арабских сёлах.
     Руководство службы правопорядка поверило, что решительное уничтожение банды Кассама послужит серьёзным предупреждением другим религиозным фанатикам при их попытках нападений на евреев и англичан. Немногие понимали, что случившиеся трагические события в конце 1935 года – это начало брожения в арабском обществе, вызванное резким увеличением еврейской иммиграции из стран Европы, которая сопровождалась приобретением арабских земель, бурным строительством, развитием образования, промышленности и торговли.  Прибытие (репатриация) новых граждан из Германии, Польши, Румынии явно сулило Палестине ускорение развития общества во всех сферах жизни. Подрастающая молодёжь особенно радовалась открытию каждого нового магазина, кафе, школы, кинотеатра, механизированных фабрик и мастерских.
       На Святую землю потянулись, хотя и тонким ручейком, туристы и паломники из христианских стран. Особенно преуспела в этой сфере туристическая фирма Томаса Кука. Старшее поколение бывших советских граждан ещё помнит первые строки стихотворения Самуила Маршака "Мистер-Твистер": "Есть за границей контора Кука, если вас одолеет скука…". Туристы на поезде прибывали в Иерусалим и, после посещения основных святых мест, продолжали прогулки на ослах и мулах по городским окраинам. Молодой археолог из Еврейского университета Биньямин Майзлер (в будущем профессор и один из ведущих археологов Израиля) организовывал интереснейшие экскурсии в Бейт-Гуврин, Хеврон, долину Иордана и Галилею.
     В это же время во многих арабских общинах, уже заражённых духом религиозного фанатизма и национальной ненависти, создавались группы для нападения на еврейские поселения. Несколько месяцев отделяло Палестину от бурных кровавых событий и переходу к непрекращающемуся противостоянию двух древних народов.

В е р х о в н ы й   к о м и с с а р   П а л е с т и н ы  Артур Уокоп

       Сэр Артур Уокоп считался самым успешным из британских наместников на Святой земле (1931-1938). Он был свободен от колониальных предрассудков, присущих годам правления сэра Герберта Самюэля, еврея по национальности, который был первым верховным комиссаром подмандатной Палестины (1920-1925) и обладал талантом предвидения. Артур не был, как его предшественник сэр Джон Ченслор (1928-1931), обычным колониальным служащим с узким кругозором, верящим в сказки и пустые слова арабских лидеров о верности Британской империи. Уокоп был атакующий солдат и талантливый администратор. Период его правления запомнился, не так, как три года власти второго верховного комиссара лорда Герберта Пламера (1925-1928), который стремился держать порядок и способствовать развитию Палестины, не очень обращая внимание на местные особенности.
       Честность, понимание проблем местного населения, желание достигать результата в любом деле – это основные признаки "эпохи Уокопа". Воспитанный на традициях гуманизма, он ненавидел нацизм и широко открыл ворота страны для въезда немецких евреев. Ещё не было такого понятия как "национальный дом евреев", но он рассматривал Палестину прежде всего, как убежище для преследуемых людей, которые не могут продолжать жить в странах с высоким уровнем антисемитизма. Уокоп был единственным из верховных комиссаров, который не принимал "волшебное лекарство британского империализма" – принцип "разделяй и властвуй". Он не делал попыток использовать арабо-еврейский конфликт для упрочения своей власти. Все действия были направлены на процветание и развитие Палестины, что было возможно, по его мнению, только при наличии крепкой власти Британии в этом регионе.
        А пока что почти ежедневно прибывали в порты Яффо и Хайфу корабли с беженцами из Германии, Польши, Румынии. На берег сгружалась тяжёлая мебель тёмных цветов, которая прежде, в течении нескольких поколений, украшала еврейские дома в Берлине, Мюнхене, Бреслау (Вроцлав), Варшаве и Бухаресте. Только в сентябре 1935 года из Германии прибыли около 500 евреев, владельцев немалых капиталов.
         Идея создания в Палестине "национального дома евреев" всё сильнее охватывала еврейских граждан, вызывая одновременный протест местной арабской общины. Ежегодно второго ноября, не громко, но и не тайно, одна часть населения отмечала годовщину опубликования Декларации Бальфура (02.11.1917), а вторая проводила собрания и демонстрации протеста. Вот и в этот день в 1935 году в Шхеме и Иерусалиме прошли большие собрания арабов. Выступающие, уже открыто, призывали присутствующих вооружаться, чтобы "защититься от евреев, готовящих всеобщую атаку на арабский народ". Это было неприкрытое явное враньё, рассчитанное на наиболее тёмную часть арабского населения. На тот момент ещё не было ни одного официального британского документа, в котором говорилось бы об ограничении еврейской эмиграции в Палестину. Поэтому англичане объявлялись "пособниками евреев", игнорирующими интересы арабского населения.
        В Иерусалиме, в этот день, главы пяти арабских партий подписали меморандум, представленный английской администрации. В нём были выдвинуты следующие основные требования: создание национально-демократического правительства в Палестине, а также законодательный ввод запрета на еврейскую алию (иммиграцию) на Святую землю и продажу земель евреям. На стенах домов в арабских кварталах появились листовки со следующими призывами: "Арабы должны жить в свободной и независимой Палестине", "Прекратить иммиграцию евреев", "Забрать оружие у евреев". Последний лозунг был весьма примечательным, ведь бунтующие арабы предпочитали убивать безоружных людей, не подвергая себя никакому риску.
       Лондон доверял палестинскому правительству и таланту сэра Артура Уокопа, которого весьма ценил как верховного комиссара. Именно он представил королю Георгу V материалы для награждения офицеров полиции Майкла Фитцджеральда и Реджинальда Мота (посмертно) за ликвидацию банды шейха Кассама. Эти действия возбудили гнев арабов, считавших, что Уокоп хочет войти в еврейскую историю наравне с лордом Бальфуром. Особенным раздражителем было резкое увеличение еврейских иммигрантов с 4.075 человек в 1931 году до 61.854 – в 1935.

Н е о б ы ч н а я   в с т р е ч а

        В один из дней в Святом городе небольшая компания любопытных горожан собралась возле отеля "Царь Давид", являвшегося гордостью Иерусалима. Приблизившись к этому внушительному сооружению, они увидели группу что-то обсуждающих арабов и молчаливых англичан – все были облачены в строгие европейские костюмы. Собравшиеся толпились вокруг большого, очень запылённого автомобиля, явно прибывшего издалека. На их глазах из машины вышла женщина, закутанная в большой платок и мужчина, одетый в коричневую галабию (длинная рубашка) и с куфиёй (цветной платок) на голове. Неспешным шагом, отвечая на арабском и английском языках на приветствия встречавших, пара проследовала в отель.
    - Кто это? – спросили люди у высокого суданца из гостиничной обслуги, одетого в белую галабию и подпоясанного широким красным поясом.
     - Это Хадж Абдалла. Он прибыл с женой из Каира и пробудет тут два дня.
      В действительности под этим именем передвигался по арабскому Востоку англичанин Сент-Джон Филби (1885-1960).
Он принял мусульманскую веру, жил в арабских странах уже многие годы и был дружен с местными королями, эмирами и принцами. Учёный-исследователь Аравийского полуострова (опубликовал ряд монографий по истории и культуре Аравии), он одновременно занимал важные должности в различных посольствах Британии на Ближнем Востоке. Долгие годы Филби был советником саудовского короля, а затем, там же, представителем английской автомобильной фирмы. В коридорах властей арабских стран не было секретом, что он негласно контролирует соблюдение британских интересов не только на Аравийском полуострове, но и в сопредельных странах. В 1939 году он предложил Лондону передать Палестину евреям, а остальным арабским странам предоставить независимость, освободив их от британского и французского присутствия.
        Его сын, Ким Филби (1912-1988), был одним из руководителей английской разведки и одновременно советским агентом. После разоблачения в 1963 году вывезен нелегально в Москву.

П р е д л о ж е н и е   У о к о п а

       В начале декабря 1935 года сэр Артур Уокоп, верховный комиссар Палестины, сделал её жителям подарок к Новому году, предложив создать Законодательный Совет. В этот орган должны были войти представители всех конфессий и народов. Делегация от мусульманской части населения, состоящая из глав арабских партий, была первой приглашена в Дом правительства. Ещё через день верховный комиссар принимал уже делегацию руководителей еврейской общины, в которую входили Хаим Вейцман (будущий первый президент Израиля), Давид Бен-Гурион (будущий первый премьер-министр), Моше Шарет (будущий первый министр иностранных дел), Ицхак Бен-Цви (второй президент Израиля) и другие.
      И одним, и другим комиссар сказал:
      - Три года я обращаю ваше внимание на необходимость создания Совета. Правительство Его Величества стремится, согласно традиции, дать жителям страны возможность выслушать друг друга и британскую администрацию о желаемых путях действий властей. Мы хотим обеспечить развитие организаций, которые приведут к созданию самостоятельного правительства. Для этого предлагаем широкое обсуждение и участие в существующих проблемах страны и международных обязательствах правительства Его Величества. Я уверен, что Совет оправдает своё предназначение и возьмёт на себя большую ответственность в деле улучшения жизни всех жителей Палестины.
       Законодательный Совет предполагалось создать из 28 членов. В него должны были войти 5 членов правительства, 11 человек, назначенных верховным комиссаром и 12 избранных представителей. В число последних предполагалось включить 8 арабов, 3-х евреев и 1 христианина. Комиссар обязывался, со своей стороны, назначить: 3-х мусульман, 4-х евреев и 2-х христиан, а также председателя Совета и его заместителя – не из числа жителей страны. При осуществлении всего предполагаемого в Совете оказалось бы 11 арабов, 7 евреев, 7 англичан и 3 христианина. Срок каденции этого органа определялся в пять лет.
       Для евреев сразу стало ясно, что направление деятельности Совета будут определять арабы и британские чиновники. Именно они и будут решать судьбу национального дома евреев. Поэтому, предложение Уокопа было отклонено. Арабы также не поддержали идею создания такого "полувыборного" органа, но уже по другой причине – никакого участия евреев в управлении страной они не признавали.
 
П о с л е д н и й   м и р н ы й   г о д

      1935 год стал не только последним мирным годом в новейшей истории Святой земли, но и началом развала британского мандата.
Страна уже тонула в вихре брожения, потоках крови и в столкновениях, как межнациональных, так и с представителями власти.
Демографическая статистика подмандатной Палестины (в тыс.чел):
      Год        Всё население      Мусульман     Евреев        Христиан
    1922              750                589                83                71
    1931            1.033                760                174                69
     1935            1.300                836               355                105
     1935             100%                64%               27%                9%

      Если еврейское население увеличилось, в основном, за счёт иммиграции из европейских стран, то увеличение числа мусульман было связано с уменьшением детской смертности и улучшением здравоохранения среди взрослых. Именно на эти годы пришёлся массовый приезд репатриантов из Германии, среди которых было немало врачей, и интенсивное осушение малярийных болот еврейскими поселенцами.
       В 1936 году 3.271 арабских семей подали просьбы правительству о признании их "безземельными" и выделении участков земли. После проведения проверок 2.067 семьям было отказано в этом, поскольку они не соответствовали понятию "безземельности".
       Наблюдая стремление к образованию в еврейской среде, увеличилась тяга к знаниям и среди арабов. Если в 1920 году в 30 арабских школах было всего около 1.500 учеников, то к 1935 году уже в 300 школах обучалось почти 20.000 учеников. Но невежество среди мусульманского населения не сдавало свои позиции. В том же 1935 году в Палестине были выданы замуж более 300 девочек в возрасте до 15 лет, из них 42-м не исполнилось ещё и 12 лет.
       Евреям было нелегко продвинуться на поприще государственной службы: несмотря на свою образованность, при 27% в доле всего населения страны, они составляли менее 16% среди чиновников британской администрации.
        Наряду с потоком иммигрантов, продолжало расти количество религиозных паломников и светских туристов на землю Палестины. Если в 1932 году их было 62 тысячи, то к 1935 году число таких людей перевалило за 100 тысяч и достигло 106 тысяч. Развивалась промышленность и ремёсла, введён в строй нефтепровод из Ирака до Хайфы, уже действовали Еврейский университет в Иерусалиме и Технион (технический университет) в Хайфе, а также сельхозинститут в Реховоте.
       Сионистское движение предпринимало немалые усилия, чтобы развеять опасения арабов в свой адрес и сделать акцент на намерении создания "национального еврейского дома" без ущерба их положения. Неоднократно объясняло, что такой "дом" на нынешнем этапе претендует только на роль убежища для их народа, преследуемого и угнетаемого в ряде европейских стран.
       Арабские лидеры сознавали, что будет нелегко поднять толпу на протесты против британского правительства и еврейского населения в период процветания страны. Прибытие большого количества евреев позволяло арабам богатеть от продажи, ещё недавно бросовых, земель. Даже безземельные семьи получили возможность жить достойно, неплохо зарабатывая на развернувшемся строительстве в еврейских поселениях и обработке осваиваемых пахотных земель. Немало простых арабов, как и образованный сэр Уокоп, который ценил еврейские таланты, понимало, что создание еврейского государства навсегда избавило бы их от бедности, передававшейся из поколения к поколению.
      Уокоп ещё и хорошо представлял себе, что иммиграция европейских евреев в Палестину - это спасение их жизней. Ведь людоедская власть Гитлера в Германии и антисемитская государственная политика в Польше, Венгрии, Румынии угрожала их существованию.
       В феврале 1936 г. выяснилось, что алия (иммиграция) из Европы очень способствует развитию фабричного производства в различных отраслях. Поэтому в это время британские власти постоянно ищут пути примирения еврейской деловитости и арабского воинствующего национализма. Готовится правительственный документ о том, что при земельных сделках арабскому продавцу должна быть оставлена минимальная обрабатываемая площадь, необходимая для существования его семьи.
      Тем временем в соседней Сирии, находящейся под французским мандатом, усилились волнения, направленные против властей. Экстремистски настроенные лидеры "арабской улицы", в знак солидарности с борцами за независимость соседней страны, решили объявить на просторах Палестины всеобщую арабскую забастовку. На улицах Хайфы появились десятки молодых людей, обходившие арабские магазины, кафе и мастерские, убеждая их хозяев прекратить работу на несколько дней. Эти юноши, перекрывая движение, также стояли с плакатами на городских улицах и близлежащих трассах.
          В Немецком квартале (район Нижнего города, населённый членами протестантской секты темплеров, прибывших из Германии в последней трети 19 века), обнаружилось, что все магазины и кафе также закрыты. Видимо их владельцы получили указание от местного отделения фашистской партии.
      На улицах Хайфы толпились молодые арабы, а если к ним подходили люди постарше, то им тут же рассказывали о героической борьбе народа Сирии против французской оккупации и о местной забастовке как способе выражения солидарности. Было ясно, что подготовленные пропагандисты специально посланы арабскими лидерами. Основные фразы, наиболее часто повторяемые самодеятельными ораторами, звучали примерно так:
     * Арабы, вас преследуют евреи. Они хотят отнять у вас родину и установить тут своё господство.
     * Евреи наносят ущерб арабскому самоуважению своим поведением, образом жизни, одеждой и высокомерием.
     * Каждый араб обязан видеть в еврее врага, бойкотировать этот народ и стремиться к полному отделению одной общины от другой, ибо между ними нет ничего общего.
       В центре другой подобной толпы стоял араб в европейском костюме, который, потрясая листом бумаги, вещал:
    - Я молодой адвокат, и мне трудно найти работу. Почему? Да потому, что евреи хозяйничают в этой специальности. Вот тут у меня данные, что в Палестине 63% адвокатов – это евреи. Среди врачей, даже в арабских поселениях, их тоже большинство. Это потому, что вы, арабы, предпочитаете обращаться к ним, а не к своим соплеменникам. Стыдитесь!
      Услышав перевод такого "спича", один еврейский парень недоумённо пожал плечами и сказал товарищу:
      - А, что удивительного, ведь приехало много образованных евреев из европейских стран, где почти полная грамотность, а тут арабские средние школы есть далеко не везде.
        Начавшаяся забастовка погрузила страну в тяжёлую атмосферу. Страдали беднейшие арабы, лишившиеся даже небольших заработков и озлобившиеся на всё и на всех. Первая цель арабской верхушки была достигнута, оставалось только направить это недовольство в нужном направлении. Несмотря на ликвидацию кассамовской банды убийц, во многих местах остались сторонники этого шейха. Очередное проишествие незамедлило произойти.
      Недалеко от Атлита (поселение южнее Хайфы) во время прогулки с сыном была атакована еврейка Юлия Колер, 35 лет. Преступление совершили двое арабов, которые напали на женщину и забросали её камнями. Тринадцатилетний мальчик также сильно пострадал от рук бандитов, но выжил, а Юлия скончалась от ран.
        В Яффо трое еврейских рабочих, выполнявших столярные работы в арабском доме, подверглись нападению соседских арабов, которые забросали их камнями и избили палками.
       10.03.1936 был убит Авраам Глутман, один из основателей кибуца Нахалаль (юго-восточнее Хайфы). Ученики школы в арабском посёлке Тайбе почти круглосуточно дежурили возле трассы и забрасывали камнями все проезжавшие еврейские машины. Доходило часто и до абсурда. Так в Шхеме местные арабы вышли на демонстрацию, протестуя против подключения города к электрической сети. Их предводители мотивировали это тем, что инициатором постройки первой в Палестине электростанции был сионист Пинхас Рутенберг, и такое подключение приведёт к "сионистскому захвату" города.
       С разных районов поступали сведения о ночных вырубках рощ цитрусовых, принадлежащих евреям. Количество уничтоженных деревьев исчислялось многими сотнями. 
          Создавшейся ситуацией не преминули воспользоваться и откровенно криминальные элементы из арабской общины. В конце марта 1936 г. на дороге Иерусалим – Шхем пятеро вооружённых человек перекрыли трассу, остановив четыре частные машины, четыре грузовика и два рейсовых автобуса. Угрожая винтовками, они вывели пассажиров и заставили отдать все деньги. В ходе грабежа также ранили араба-полицейского, ехавшего в одном из автобусов, забрав у него винтовку и форменную одежду. На следующий день одна из арабских газет отметила "национальный" характер грабежа и осудила его. Но уже в следующем абзаце статьи было написано, что настоящий грабёж заключается в продаже арабской земли евреям, оставляющий феллахов без средств к существованию. Вывод был более чем странный: ведь никто насильно не склонял арабов к продаже. К тому же, за землю они получали достаточно внушительные суммы денег, позволяющие длительное время жить в достатке.
          Вяло реагируя на подобные инциденты, британские власти рассуждали примерно так: да, нападение на отдельных евреев, это нехорошее явление, мы будем расследовать каждый подобный случай, но не надо делать из этого трагедию.

Л о н д о н   п р и г л а ш а е т   а р а б с к у ю   д е л е г а ц и ю

   После того как идея Законодательного собрания (ЗС) зашла в тупик из-за сопротивления евреев и категоричности мнения в арабской общине, Лондон предпринял новый шаг к примирению. Сэр А. Уокоп сообщил руководителям пяти арабских партий, что министр колоний приглашает в английскую столицу арабскую делегацию для секретного обсуждения их мнения по вопросу ЗС. Советники правительства Его Величества отметили относительно мягкую позицию партии Нашашиби (один из больших и влиятельных арабских кланов) и предположили, что путём введения некоторых изменений в исходные планы можно будет приобщить арабов к идее Совета. Такое приглашение пробудило возмущение лидеров еврейской общины. Они высказали Уокопу своё недовольство и чётко заявили, что если Лондон интересуется мнением арабов, то одновременно должен пригласить и делегацию еврейского народа Палестины. Однако правительство Его Величества отдавало себе отчёт в том, что арабы не сядут за один переговорный стол с евреями для обсуждения положения в Палестине и создания ЗС. А без данной процедуры создание такого органа просто бессмысленно. Но с чего-то надо было начать, и Лондон продолжил ублажать арабов, уговаривая их прислать в английскую столицу своих представителей.
       В качестве первого шага британское правительство предложило арабам полное покрытие расходов, связанных с поездкой и пребыванием в городе на Темзе. Это сдвинуло дело с мёртвой точки, хотя дата поездки постоянно откладывалась. Кроме того, приглашаемые потребовали приставить к каждому члену делегации личного переводчика и оплатить его услуги. Арабская газета "Аль-Джамия аль-Исламия" в одной из статей пророчески указала причину затягивания начала переговоров. По мнению автора, этим фактором является опасение, что известие о предполагаемых действиях по погашению межнационального конфликта ослабит мятежное брожение и снизит уровень напряжения в среде арабского населения. Действительно, через две недели после выхода этого номера издания, 19.04.1936, в Яффо был поднят флаг "джихада" (священной войны против "неверных").

Н а п р я ж е н и е   р а с т ё т

         Почва для начала восстания в немалой степени была подготовлена на хорошо организованных регулярных сборищах в Наби Муса (20 км восточнее Иерусалима, где по преданию похоронен Моисей, выведший евреев из Египта). В самом Иерусалиме действие началось в Старом городе возле Шхемских ворот (северная часть крепостных стен). Крыши окрестных домов были заполнены сотнями арабских женщин в чадрах и чёрных одеждах, а сами улицы – тысячами мужчин. Спустя некоторое время шумная процессия, возглавляемая уважаемыми арабами и членами Высшего мусульманского совета (ВМС), двинулась в направлении Шейх-Джарраха (ныне район Восточного Иерусалима). Напротив Шхемских ворот толпа остановилась. Над головами мусульман затрепетали зелёные флаги. Откуда-то появился высокий ящик, на который поднялся член ВМС Эмин Бей Тамими и произнёс речь о правах арабов, сделав короткий экскурс в историю, начиная от эпохи Салах-аль-Дина (мусульманский полководец 12-го века, изгнавший крестоносцев со Святой земли). На длинных палках были подняты флаги Иерусалима и Шхема, толпа танцевала, многие размахивали саблями и дубинками, сквозь общий шум слышались выкрики антиеврейских лозунгов. Это было гнетущее зрелище, позволяющее представить себе атмосферу средневековых городов.
           На следующий день, в пятницу, движимые любопытством горожане потянулись к Старому городу.  Там проходила церемония с участием иерусалимского муфтия Амина аль-Хусейни, известного в дальнейшей истории тем, что в годы Второй мировой войны активно сотрудничал с Гитлером. Он выехал на сером коне из мечети "Купол на Скале" во главе процессии, которая двинулась к Львиным воротам. Собравшийся народ встречал своего лидера аплодисментами, сотни мусульман толпились возле знатного всадника, пытаясь поцеловать его руку или хотя бы коснуться одежды. Муфтий сидел на коне в длинной белоснежной накидке, спадающей ниже ног. Было видно, что уважение толпы доставляет ему большое удовольствие. Он улыбался каждому, на кого падал его взгляд и энергично взмахивал рукой в ответ на приветствия поклонников.
       Возле Львиных ворот Хадж-Амин спустился с коня, его окружила поющая и танцующая толпа, не прекращающая размахивать саблями и дубинками. Продолжали звучать лозунги об украденной родине и ненавистных евреях. Муфтий через короткое время опять сел на коня, и людская лава потекла дальше, повернув назад к Шхемским воротам. Там уже процессию ожидали уважаемые представители мусульманской и христианской арабских общин, консулы иностранных государств во фраках и цилиндрах, представители власти в колониальной форме и мэр Иерусалима, доктор Хуссейн Халади.

П е с а х  (п а с х а)  в  П а л е с т и н е   1 9 3 6  г.

       Улицы Адар-Кармеля в Хайфе были во власти танцующих людей. Как евреи, так и арабы заполнили всё пространство этого еврейского района города, несмотря на то, что освещение там было скудным. Это не мешало всем радостно отмечать праздник Свободы (еврейская пасха связана с выходом еврейского народа из египетского рабства).
      Немного иначе проходили дни пасхальной недели в Иерусалиме. Там многие евреи не спеша двигались к Стене Плача, гуляли вдоль стен Старого города и у ближайших исторических мест. Это были не только местные горожане, но и приезжие из многих других поселений. Христиане толпились, в основном, в районе Виа Долороса (большая часть Крёстного пути Христа). Некоторые медленно шли по этому пути, сгибая колени при каждом шаге, подобно Иисусу. Мусульмане, прибывшие из Хеврона, заполнили район Наби Муса, помолились в мечети Купол Скалы (известный золочённый купол на Храмовой горе) и, в расположенной рядом, мечети Аль-Акса, а затем прошли по улице Давида к Яффским воротам и подошли к бассейну Султана (площадка у западной части стены Старого города). Там опять были антиеврейские призывы, размахивание саблями и подъём зелёных флагов.
         Но все праздники прошли при соблюдении порядка, без существенных инцидентов, как будто между участниками было соглашение об избавлении от насилия.
        В эти праздничные вечера никто не знал, что меньше, чем через две недели поднимется убийственный топор над еврейскими головами и начнётся длительная эпоха вооружённой конфронтации двух соседних народов.
        Поздним вечером, 18.04.1936 г., были заполнены ночные клубы в Нижнем городе Хайфы (старая часть города, примыкающая к порту) и ничто там не разделяло два народа, населявших Святую землю. Арабский оркестр играл приятные восточные мелодии, под которые танцовщицы крутили мышцами живота на радость публике. Их сменяли европейские танцоры, развлекая присутствующих русскими, греческими и турецкими танцами. В конце представления те же девушки прошлись среди публики с большими тарелками в руках. Монеты и ассигнации со звоном и шорохом ложились на плоские посудины в благодарность за приятный вечер.
      Лишь после полуночи улицы Хайфы постепенно затихли. Людей осталось немного, только кое-где появлялись, и почти сразу исчезали, обнимающиеся парочки. Изредка дорогу освещали фары автомобилей. Хайфа погружалась в глубокий сон перед новой трудовой неделей.
         Никто не думал, что в эти часы в Иерусалиме и Яффо плелись сатанинские сети заговора для убийств и разрушений, которые начнутся через двенадцать часов.
        Это была последняя спокойная ночь в новой истории Святой земли.

Источники:
1. Кнаан Хавив. "Глазами палестинского полицейского" (на иврите). Тель-Авив. 1980.
2. Палестинские хроники-2. Почти век тому назад. Проза.ру.
3. Летописец эпохи. Проза.ру.