Тайна Дачи Колмакова в Старом Петергофе

Священник Сергий Чечаничев
Материалы выступления священника Сергия Чечаничева на ХХII гущинских краеведческих чтениях 11 февраля 2024 года в Библиотеке им. В.А. Гущина г. Петергофа


Константин Николаевич Колмаков родился в 1836 году. В 1870 году он был назначен на место уездного исправника г. Петергофа (это весьма высокая должность главы полиции в уезде, непосредственно подчиненного губернатору) и занимал этот пост до выхода на пенсию в 1897 году. В браке имел трех дочерей (одна из которых умерла детстве) и сына Николая, впоследствии известного театрального художника «Серебряного века».

Для исторического экскурса в вопросе исследования истории комплекса «Дача Колмакова», расположенного по адресу пер. Ломоносова, д.8, литер А в Старом Петергофе, наиболее объективные исходные данные можно узнать из «Краткой исторической справки» составленной в ГП «НИИ Спецпроект реставрация» в 2003 году и из материалов книги известного и авторитетного исследователя Петергофских мест В. А. Гущина «История Петергофа и его жителей. Т.2.Старый Петергоф».

Также из современных доступных документов известно, что в 1984 г. это здание было взято под охрану государства, как памятник истории и культуры местного значения. Решением Исполкома Ленинградского городского Совета народных депутатов за № 608 от 16.07.1990 г. объект был признан памятником регионального значения, а в октябре 2011 г. распоряжением КУГИ СПб полуразрушенное строение в аварийном состоянии было передано Русской Православной Церкви. С 2011 года и по настоящее время в здании располагается православный Храм святых благоверных князя Петра и княгини Февронии.

Теперь вернемся к истории этого памятника архитектуры и участка, на котором он расположен. В 1865 году К.Н. Колмаков, еще, будучи в должности помощника уездного исправника, подавал заявку на выделение ему в б. Егерской слободе Старого Петергофа  домика с участком из числа домов оставшихся после переезда царской егерской службы  в район Гатчины. Но получил отказ в связи с тем,  что «все домики этой слободы уже распределены и свободных больше не имеется». (РГИА.Ф.472.Оп.15.Д.№47.Лист 206).

В 1876 году император Александр II разрешил отвести  четыре участка под частные владения вдоль Богодельного (или Богоделенского) переулка по два с каждой стороны. Эти участки с построенными на них домами хорошо видны на карте Старого Петергофа 1881 года. Один из этих участков, по левой стороне  который впоследствии будет фигурировать в исторических документах под адресом «Богодельный пер., д. №6» и достался К.Н.Колмакову.

По соседству, с северной стороны (в сторону железной дороги) к нему  примыкал участок с адресом «Богодельный пер. д.№4», отведенный  в собственность жены сенатора Софье Черноглазовой. После 1897 года этот участок перешел во владение к коллежскому секретарю Фердинанту Робертовичу фон Витте. Таким образом, в Богодельном переулке после застройки по левой стороне оказалось три адреса: д.№2 — это сама Богодельня, д.№4 – Софьи Черноглазовой и д.№6 —  Константина Колмакова. Эти участки также хорошо видны на карте Петергофа 1909 г.

Исследователь В.А. Гущин в своей книге пишет: «На отведенном ему участке К.Н. Колмаков возвел большой двухэтажный каменный дом (он сохранился и сейчас находится в ужасном состоянии, в нем размещается школа автолюбителей)… Видимо нуждаясь в деньгах, а может из патриотических чувств, на лето 1878 года он сдал свою дачу под домашний лазарет для тяжело раненых солдат на Русско-Турецкой войне… После лазарета Константин Николаевич также пускал дачников… по описи 1910 года имение числилось еще за ним, а затем перешло  к Вере Дмитриевне Кондратьевой», жене потомственного почетного гражданина. По адресной книге 1915 года, на Богоделенной улице №6 были прописаны ее муж Владимир Александрович Кондратьев и сын Сергей Владимирович, а сама Вера Дмитриевна не значилась…».
Однако в послужном «Формулярном списке» 1892 года сохранившегося в архивах  «Дела К.Н. Колмакова» за ним числился вовсе не каменный, а деревянный дом. В графе «Есть ли имение» этого документа записано: «Имеет благоприобретенный деревянный дом в гор. Петергофе».

При выходе К.Н. Колмакова на пенсию, его преемник в рапорте от 1-го июля 1897 года написал: «…что касается, принадлежащего г. Колмакову деревянного дома в гор. Петергофе по Богоделенскому переулку, под № 6, то дом этот оценен по городской оценке в 1500 рублей и приносит валового дохода около 750 рублей, но исключая из этой суммы расходы по ремонту дома, содержанию его, а также прилегающей улицы в чистоте и расходы по содержанию дворника, чистого дохода в год приносит до 150 рублей».

Таким образом, можно заключить, что утверждение В.А. Гущина о том, что Колмаков построил каменный дом, сохранившийся до наших дней, является ошибочным. Деревянный дом, построенный Колмаковым в конце 1870-х годов позапрошлого века, был совершенно другой формы и  находился примерно на 15-20 метров северо-восточнее  Г-образного здания, которое сохранилось до наших времен. Местонахождение этого дома обозначено и хорошо видно, как на картах 1881 и 1909 года, так и на карте РККА 1940 года и на плане Петергофа 1944 года. Но на карте 1909 года других зданий на этом участке нет, а на картах 1940 г. и 1944 г. они есть.

На «Историко-архитектурной опорной схеме» (стр. 11 «Краткой исторической справки») также показаны и обозначены места расположения утраченных «исторических зданий и сооружений» – дома Колмакова и его последнего владельца Кондратьева, а также дома Черноглазовой и его последнего владельца Витте. Согласно этой же схеме, можно предположить, что  современное здание, а также  примыкавший к нему и снесенный ранее флигель находились на самой границе земельного владения Колмакова, а если уж совсем точно — южная стена здания проходит по самой границе участка, что называется впритык.

Получается, что, как сохранившееся до наших времен здание, так и снесенный в начале 2000-х  годов, стоящий рядом с ним флигель, никакого отношения к самой даче Колмакова не имеют, разве что только занимают  небольшую крайнюю часть его бывшего земельного участка.

И отсюда можно сделать вывод, что деревянный дом под №6 по Богодельному пер. никак не мог превратится  в каменный под №8 с Литерой А — по пер. Ломоносова да еще с примыкающем к нему 17-метровым флигелем. Но тогда   каким образом на этом участке  возникли эти два здания явно административно-хозяйственного назначения с каменными первыми этажами, причем конструктивно явно не предназначенными для проживания людей и как бы на отделенном от основного — участке, площадью примерно 60х20 кв.метров, да еще и со смотровой башней.

На стр. 5 «Краткой исторической справки» высказывается предположение сформулированное специалистом КГИОП и исследователем истории Петергофа С.Б. Горбатенко о том, что «комплекс «Дача Калмыкова» был возведен в начале ХХ-го века, воплотив в себе идеи зарождающегося рационализма и использовался, как казенное здание (м.б. съезжий дом – помещение пожарного депо и дома для арестантов. Можно предположить, что Кондратьева продала свой участок казне, следовательно комплекс возник не ранее 1910 г.  В б. Егерской слободе не было пожарного депо. Петергофское добровольное пожарное общество с 1911 по 1914 гг. хлопотало о выделении участка дворцовой земли в гор. Петергофе «по дороге от Гостилицкой ул. в пос. Заветное для постройки на оном пожарного депо». По представленному проекту предполагалось построить Г-образное деревянное здание на каменном первом этаже. Каланча проектировалась достаточно высокой и не удовлетворяла конструктивным требованиям. По-видимому, представленный проект не был осуществлен. Исследуемый комплекс стоит на открытом  повышенном месте, имеет Г-образный план и башню пригодную для обзора, двое ворот, аналогичных проектируемым».

Действительно Петергофское Добровольное пожарное общество подавало  в 1911 году о выделении земельного участка под строительство пожарного депо. И участок был выделен. И проект был осуществлен, хотя и не полностью. Согласно записи в Акте от 30 мая 1912 года «Полицмейстер Петергофских Дворцовых зданий Капитан Храпов сего числа ограничил и столбами обозначил участок земли мерою 600 кв.саж. на поле по левой стороне от Гостилицой дороги в поселок Заветное /по длине дороги 30 саж. и в глубину 20 саж./. Секретарь Правления Петергофского добровольного пожарного общества Николай Михайлов ДИКУШИН означенный выше участок принял».
Но земли поселка Заветное занимали площадь между современными улицами 1-го мая и Ботнической и простирались примерно  на 400-500 метров к западу от Гостилицкой улицы, т.е. совсем в противоположном месте от участка Колмакова.

На плане строительства, представленном в Дворцовое управление присутствует совершенно четкий ориентир на правой стороне от т.н. «дороги в пос. Заветное» – «дезинфекционная камера». Этот же ориентир показан на картах  г. Петергофа 1905 и 1915 г.г. только с левой стороны «дороги из пос. Заветное», что подтверждает факт выделения участка властями под строительство Пожарного депо  не на Богодельном пер., а возле дачного пос. Заветное.

Строительство депо там началось и вначале продолжалось  весьма интенсивно, но уже в 1913 году Петергофское Добровольное Пожарное общество обратилось в  «Дворцовое управление» с просьбой о выделении беспроцентной ссуды в размере 2000 рублей сроком на 10 лет на постройку пожарного депо и получило разрешение от министра императорского двора . Ссуда была выдана на условии, что погашение ее будет производится ежегодно взносом по 200 рублей в течение 10 лет. 

В нотариальном обязательстве о погашении выданного кредита от 28 февраля 1914 года записано, что Петергофское Добровольное Пожарное общество «обязывается погасить означенную ссуду…, а  впредь до полного погашения этой ссуды лишает себя права отчуждать и обременять залогом строение Общества, находящееся на Дворцовой земле, в г. Петергофе, во втором участке, по дороге с Гостилицкой ул. в пос. Заветное и предоставленный Обществу с высочайшего соизволения от 22 ноября 1911 года в бесплатное срочное пользование под постройку Пожарного Депо…».
Строительство депо продолжалось, но окончательный план постройки все еще находился на согласовании ведомств и окончательно был утвержден только в июле 1914 года,  да и то, с оговорками.

В письме от 11 июля 1914 года за №5079 адресованном «В Петергофское Добровольное Пожарное общество» Начальник Петергофского Дворцового управления генерал-лейтенант Лермонтов пишет: «Препровождаю при сем копию с утвержденного проекта постройки деревянного здания пожарного депо на каменном первом этаже лит. А, деревянной на каменном первом этаже каланчи лит. Б, деревянной конюшни лит. В смежной с депо на участке земли, предоставленном с ВЫСОЧАЙШЕГО соизволения в бесплатное пользование Петергофскосму Добровольному Пожарному обществу в городе Петергофе, по дороге с Гостилицкой улицы в поселок Заветное, и сообщаю Обществу, что поименованные постройки должны быть возведены при соблюдении размеров и соотношения частей препровождаемой при сем копии конструкции каланчи, определившихся из прилагаемого при сем расчета устойчивости и прочности означенной каланчи…».

В связи с началом Первой Мировой войны Петергофское добровольноое пожарное общество стало испытывать финансовые трудности и в ноябре 1914 г. обратилось в Петергофское Дворцовое управление с просьбой об отсрочке и переносе уплаты первого платежа. В письме от 17 ноября 1914 года за №103,  и.о. Председателя Правления общества Н.М. Дикушин пишет: «Постройка здания пожарного депо вчерне окончена, т.е. сложены кирпичные стены 1-го этажа и срублены, кроме башни, бревенчатые стены 2-го этажа. Крыша покрыта железом, устроены лестницы, бетонные колодцы и конюшня. Навешены переплеты, заготовлены ворота и двери. Остальные работы по чистой отделке пожарного депо отложены до более удобного времени в 1915 году. Стоимость исполненных работ до 7000 руб.». Из этого письма следует, что общая стоимость всех строений по проекту (депо, каланчи и конюшни) могла составлять примерно 15 000 рублей.

На основании этого запроса Начальник Петергофского Дворцового управления генерал-лейтенант М.А.Лермонтов обращается в кабинет Его Императорского Величества  с письмом от 19.11.1914 г. за №8195, которое содержит примерно аналогичный приведенному выше текст и закачивается словами: «со своей стороны признаю ходатайство Петергофского добровольного пожарного общества об отсрочке до 1 августа 1915 года первой уплаты 200 рублей в погашение беспроцентной ссуды в сумме 2000 рублей заслуживающей удовлетворения».

Прошение Пожарного общества было удовлетворено. Платеж отстрочили. Далее Общество ежегодно обращалось в Дворцовое управление по переносу платежей о погашении взятой ссуды. Последние документы в этом архивном деле исходят уже от Народного комиссариата имуществ республики. В письме от 19.03.1918 года в адрес бывшего Управления Петергофскими Дворцами сообщается, что Народный комиссариат «разрешил отсрочить уплату на один год очередных взносов».  Соответственно в письме от 22.03.1918 г. Управление информирует об этом разрешении Петергофское добровольное пожарное общество». 

Учитывая сведения из процитированного ранее письма Дикушина о том, что «постройка здания вчерне окончена»  можно сделать вывод: предположение высказанное С.Б. Горбатенко о том, что «проект не был осуществлен» не подтверждается: Г-образное здание было построено. Зато другое его заключение, касательно идентичности проектов, как раз подтверждается, но только не имеет отношения к участку Колмакова, поскольку построенное  Петергофским Добровольным Пожарным обществом депо, было возведено именно на том участке, который был  выделен изначально Дворцовым управлением, возле пос. Заветное. Примерное расположение этого участка на сегодня можно определить по правой стороне ул. 1-го мая, в районе, где находится Отел МВД России по Петродворцовому району города Санкт-Петербурга.

В ходе исследования обращают на себя внимание следующие факты:
1. Современное здание не является «Дачей Колмакова», поскольку находится южнее на самом краю участка. Это два разных комплекса, построенных на одном участке. Отсюда разная нумерация этих домов и появление Литеры. Кроме того стоимость его примерно в десять раз выше оценочной стоимости настоящей «Дачи Колмакова», построенной в 1876-77гг..
2. Обращает на себя внимание идентичность проектов застройки, как на участке Колмакова, так и на участке по дороге в пос. Заветное, где под литерой А обозначено само Г-образное депо, под литерой Б – деревянная пожарная каланча, а под литерой  В – флигель под конюшню или каретную).
3. Здание в котором находится Храм расположено, как ранее отмечалось, на самой границе участка Колмакова.
4. До революции все государственные пожарные части непосредственно подчинялись уездному жандармскому начальнику. В нашем случае К.Н. Колмакову, а затем соответственно его преемнику.
5. Колмаков и его семья на своей  даче ни разу не жили. Эта дача использовалась только под сдачу нанимателям, как источник дополнительного для его семьи дохода. Причем прибыли она приносила всего 150 рублей в год. Именно такова и была архитектура деревянной дачи построенной в 1876-77 гг.. Здание, о котором идет речь, как и снесенный ранее флигель, по своей архитектуре не соответствует такому назначению.

Эти сведения позволяют высказать предположение о том, что, скорее всего при продаже Колмаковым своего участка Кондратьевой в 1910 году крайняя часть этого участка с южной стороны была отчуждена в государственное пользование и на ней за государственный счет была осуществлена постройка пожарного или полицейского административно-хозяйственного комплекса. Хотя возможно это было сделано и ранее.
А при подаче заявки на строительство пожарного депо в районе пос. Заветное, Петергофское Добровольное пожарное общество использовало уже осуществленный в постройках проект на части бывшего участка Колмакова. Но затем за неимением средств, началом войны, а далее революции построено было только Г-образное здание, которое, скорее всего впоследствии было разрушено в годы Великой Отечественной войны.

В Домовой книге прописки граждан по адресу: пер. Ломоносова, д. 6, г. Петергоф 1933-1941 гг. Вера Дмитриевна Кондратьева 1863, г.р. значится, как вдова, проживающая в в доме с 1929 г. на иждивении своей дочери по фамилии Удинцева. В книге есть запись о ее смерти в 1940 году. Следующая Домовая книга прописки граждан уже составлена по адресу: пер. Ломоносова, д. 8\20, 1952-1958 гг.. Здесь также можно предположить, что в годы войны деревянный дом №6 пришел в окончательную ветхость и все жильцы этого дома были размещены уже в доме под №8.

Так, что тайна «Дачи Колмакова» пока не раскрыта и здесь хочется обратиться к более опытным петергофским краеведам, которые смогли бы  помочь в раскрытии тайны загадочного появления на этом участке  Старого Петергофа, сохранившегося до наших времен, что называется «чудом Божиим»,  каменного строения под названием «Дача Колмакова».  Ведь это тоже чудо — на том месте, где много лет царила «мерзость запустения»,  сейчас обрел свое место Храм свв.блгвв. князя Петра и княгини Февронии Русской Православной Церкви.