Спирт в Авиации

Геннадий Чергизов
     Спирт в Авиации, это особая тема. Сколько историй и происшествий с ним связано, а сколько разговоров на эту тему?! А сколько на просторах Интернета буквально «фантастических» рассказов на эту тему?! Укоренилось мнение, что в авиации спирт просто «рекой течёт» и все авиаторы «хлещут его без передыха».

     Но это не совсем так. Часто подобные истории рассказывают люди лишь «околоавиационные» или, если и авиаторы, то любители «зелёного змия», коих хватает в любом виде человеческой деятельности.

     Спирт в авиации, а именно в самолёте, применялся как техническая жидкость с самыми «благородными» целями. В качестве антиобледенителя стекла фонаря, в системе торможения колёс для защиты от перегрева, для охлаждения радиолокационных блоков, а также при техническом обслуживании самого различного самолётного оборудования. На разных самолётах он применялся в самых разных «объёмах». Были типы самолётов, где спирт применялся в небольших объёмах, где-то совсем не применялся, а где-то его было даже слишком много.

     Это уже скорее особенности Авиации. Да, были типы самолётов, которые вообще обходились без спирта при выполнении полёта. Например, Як-28П или МиГ-23. А вот МиГ-25 выделялся в этом отношении среди всех самолётов, там только «чистого» спирта заливалось 50 литров и ещё 250 литров «водно-спиртовой смеси». Эта «смесь» обычно была двух видов «крепости» – тридцатиградусная и шестидесяти. Применялась такая жидкость для охлаждения различных агрегатов и блоков самолёта. «Чистый» спирт применялся, как противообледенительная жидкость для фонаря и для охлаждения некоторых блоков БРЛС – Бортовой Радио Локационной Станции. У всех этих жидкостей даже свои названия сложились. Чистый спирт называли «шило», 60-и градусную смесь «масандрой» и 30-и градусную называли «султыгой».

     Каждодневное «соприкосновение» личного состава со спиртом, конечно, не могло не сказываться. Надо сказать, что в авиацию поставлялся спирт высокого качества, даже пшеничный. Такое правило сложилось по разным причинам. То есть спирт был очень даже «питьевым».

     Естественно, чем больше на конкретном типе самолёта использовалось спирта, тем больше было в данном полку проблем, этим самым спиртом порождённых. В каких-то полках спирт в конце недели скромно разливали и делили где-нибудь в техническом домике на аэродроме, а где-то просто зачерпывали его из бочки, стоявшей в самолётном укрытии. Это, конечно, относится к МиГ-25, где техник самолёта оперировал большими объёмами «заправляемых жидкостей». Практически весь личный состав полка имел доступ к спирту. Спирт являлся разменной «валютой», в полку решались с его помощью всякие бытовые и хозяйственные проблемы, например, выменивался на него стройматериал. И личный состав также решал с его помощь свои личные бытовые проблемы. Ну, и самое прямое его применение было в том, что его банально пили. Пили по-разному, кто «с устатку», а кто и без меры. В каждом полку, где спирт был в «достаточном» количестве, проблемы с «употреблением» решались по-разному. Работали командиры и начальники, проводили «воспитательную» работу политорганы. Где-то это проходило успешно, где-то не очень. В целом – справлялись, плюсов от наличия спирта было больше, чем минусов. И это главенствовало.

     Сказать, что наличие спирта на самолётах влияло на боевое состояние полка будет преувеличением, хотя подобные россказни можно встретить на просторах интернета. Ведь совсем не все, соприкасающиеся со спиртом, становились пьяницами. И в полках, в которых спирта на самолётах совсем не было, пьяницы всё равно имелись.

     Нередко, писаки рассказывают, что авиационный спирт имел неприятный запах и вкус резины, потому, что его сливали с самолёта, где он какое-то время циркулировал в агрегатах и проходил по резиновым шлангам. Конечно, был такой спирт, но такой попадал «на стол» крайне редко, скорее вынужденно. После полёта спирт не сливался с самолёта, а списывался, как израсходованный, пусть даже не весь, а согласно нормам расхода. Доливался до нужного уровня в соответствующий бачок новый спирт, а не вместившийся и являлся «добычей». Вот такой спирт и шёл в «законное употребление». А спирт, предназначенный для противообледенительной системы, вообще расходовался редко, но списывался после каждого полёта, независимо от погоды. То есть в системе оставался всё время первоначально залитый спирт, только пополнялся до нужного уровня, а новый, полученный для заливания в систему, тоже являлся «добычей». В итоге на руках был спирт со склада, не бывавший в самолёте. Такая вот простая и изящная существовала система. На Су-27 этот спирт и был основной «добычей». У каждого лётчика или техника был, конечно, дома некоторый запас этого продукта. И это совсем не значило, что его «постоянно» пили. В основном спирт использовался как «валюта» для «добывания» всякого необходимого и дефицитного.

     Как обстоят «спиртовые» дела в нынешней истребительной авиации не очень понятно. Есть даже сведения, что спирт не применяется вообще, имеется ввиду этиловый, то есть, который можно пить. А вместо него используется спирт метиловый и изопропанол. Жидкости, похожие и внешне, и по своим свойствам на этиловый спирт, но абсолютно непригодные для «употребления» и попросту ядовитые.

07.02.2024 - Севастополь