Свадебное путешествие или первый вояж за границу

Ковалев Сергей Борисович
 
  Воспоминания молодости.

               
Сегодня за окном - суперсолнце   и я хочу   написать    о   суперсолнечном эпизоде нашей семейной жизни -  свадебном   путешествии!!


… После   свадьбы    и совместного   проживания   в  малосемейке    в  течение  6  месяцев мы  убедились   с женой    в  нашей   полной  совместимсоти, уже полгода  жили  надеждами   на   появление   нашего первенца -  Сына,  но нам не хватало какой-то малости, изюминки   для полного  счастья!!

И тут    нас  осенило:   для   полного    сплочения   коллектива нашей ячейки общества   нам  не хватало, конечно же,  свадебного путешествия, которое нам   запомнилось   бы на всю жизнь,  поддерживало   нас  в  серых  житейских  буднях   и  воспоминания  о  котором   грели  бы   наши   сердца  в  глубокой  старости !!

После  долгих раздумий,  подсчитав наличность в  наших  не  слишком глубоких кошельках,  мы  решили,  что  Турция, Египет и Крым   нам  не подходят , слишком далеки от нашей любимой малосемейки , да  и животик жены    их  забраковал , а  против   3х недельного путешествия   по столицам  наших среднеазиатских  республик   на экскурсионном  поезде   - он не возражал!!


Маршрут был    потрясающий !!
 Новосибирск – Алма-Ата - Ташкент – Самарканд - Бухара  - Фергана – Душанбе  - Бухтарминское  озеро.

 Это  озеро с целебной  водой исцеляло все известные  и неизвестные  болезни   человека,  и мы  надеялись, что оно    поможет нам  родить  богатыря.   Этот пункт путешествия был последним, т.к. впереди были только   неприступные   вершины Памира, которые даже наш – экскурсионный   суперэкспресс  - не   в  силах  был  преодолеть, да  и делать там нам было нечего, в этом    Афганистане!!

Дело  было   в  марте, холодном месяце   для  Новосибирска  , но мы  надеялись, ознакомившись с программой путешествия, еще раз     убедившись , что  Земля -  круглая , а   до экватора    от нас   рукой   подать,   проехав всего 3   тыс. км  через  4   природных  пояса   - попасть   в  солнечный    рай  Востока    и погреть    наши  косточки!!

 В  состав нашего турпоезда  входило  8  купейных   вагонов,  в каждом   купе   -  по 2  семьи, всего   -  около    300  туристов.


 Скажу   сразу : такая   супертуристка, как моя  жена   с 6-месячным   животиком, была  на весь   состав одна, ее  знали,  любили,  восхищались    ее  смелостью, а  своей  активностью  она  не уступила   другим   женщинам   без  такой    «полезной   нагрузки».

А без   активности жене  нельзя   было: ведь ей    за  эти 3  недели   надо    было наполнить   огромную,  пустую сумку   под  названием  «Приданое   для  Сына», так как оказалось, что детских вещей, одёжки для   новорожденных   в  нашем   огромном   городе, увы,  не было,  их  просто   некому  было  шить,  ведь   тогда   90%  населения  судорожно,  побивая   все рекорды,   повышало   обороноспособность  нашей  страны,  без которой она  не была   бы великой  державой!!!

Да  и сейчас главный лозунг   у  нас   не  «Всё  для  блага   человека!», а   «Всё  для  того,  чтобы  нас уважали и немного боялись! ».
  Хорошо , что с «приданным» для новорождённых  сейчас   всё  хорошо!

Ну хватит  ворчания, а то так мы  можем опоздать на наш   волшебный  поезд  с «голубыми вагонами» едущий в  сказку  -  солнечный   рай  Востока!!


… Мы  с женой   оказались   в   купе вместе   с  молодой   парой. Его   звали Виктор, её - Людмила.
 Согласно нашей  поговорке, он был   маленькой  головой, а она  - мощной,  толстой  шеей.   И маленькой   голове   всегда    приходилось  спрашивать толстую  шею, что ей    можно делать,  а что   - нельзя.

   Что же   касается   отношений    между   нашими  женами    и  меня   с  Виктором, то они    установились очень  дружескими, так как    мы   с женой   были очень  коммуникабельны  и вопрос  «Куда  спрятать бутылочку «Сахры» - замечательного узбекского  портвейна ,  мы  с  коллегой   по отдыху   всегда   решали  успешно!!


…Первую остановку  наш   тур.поезд   сделал  не  в столице, не в городе, а в сказке.
 Сказка  называлась  -  «бескрайнее поле  с  красными   тюльпанами   до самого   горизонта». Я  быстренько  сориентировался   и решил    подарить     его своей    жене   на  предстоящий   вскорости   её   день  рождения.  На  что она   ответила   мне    с благодарностью: « Пожалуй  мне хватит   и букета   из  20  цветов ( ей  было   столько  лет!) , а  остальные   пусть останутся   добрым  людям!!
До дня  рождения этот букет  не достоял.   Но до 1ой   столицы   дожил.



 …Вторая  остановка в  Алма-Ате запомнилась,  в первую  очередь,    экскурсией   на высокогорный  каток «Медео»,  который   был  тогда   еще   действующий, и на нем проводились даже крупные  международные   соревнования.

Помню   слепящий   снег   на  обзорной  площадке    для «любования»   катком   сверху, когда  я  узнал,  что  лежа  на лежаке  для  загара можно  загорать и обгореть за пару часов, если   не успеть   вовремя    перевернуться!

 Следующую    столицу   я  узнал   только  по фильму « Ташкент  - город  хлебный».
Она поразила   меня    неповторимым   южным   колоритом,  ярким  и непохожим на другие, древнейшими   памятниками   восточной   культуры, действующими мечетями с минаретами, из которых  в  положенное время    доносились   протяжные    молитвы    муллы.

 Многие   из  них    были   построены    аж   в  5  веке    и несмотря    на  все междоусобные войны за них, не были разрушены и до сих  пор    поражают    взоры   туристов    своим   монументальностью,   неповторимой   красотой   их  голубых   куполов.

Я,  конечно,  не удержался  и  прихватил    с  собой    пару    небольших    гранитных камушков из кое-где разрушенной кладки,  чтобы    прикоснуться   и  дома   к  этому   нетленному  памятнику    истории   с  возрастом   полторы   тысячи   лет,  и,  держа  их  в  руке ,  представлять  себе , что   их  в  руках     держал и неизвестный  мастер –каменщик   и ощутить    ту  бездну    времени,   разделяющую    нас…


Но  самым – самым    восточным   городом   оказался  Самарканд   с его пестрыми,  яркими  базарами, женщинами  в  черных шёлковых   шароварах,  в тапочках  с  застегнутым   носком,  скрывающие  свои  лица   под  темной  сеткой паранджи, с  седобородыми  старцами  в  чалмах, в полосатых    халатах,  сидящих «по-восточному»  в  тени  зданий или  пьющими   зеленый  чай в  бесчисленных чайханах  и степенно обсуждающих все мировые   проблемы без исключения, включая   и последнюю  игру ташкентского   «Пахтакора».

  А  эти огромные, величественные «корабли пустыни», с   презрением   смотрящих  свысока на ничтожных туристов из далекой   Сибири   и  готовых     в  любой момент   смачно   плюнуть  на вас!!

 А  эти, огромные, размером по полметра, лепешки, которые пеклись    прилепленными  к  внутренней   стороне  стенок   куполообразных  печей,    дымящихся   около   продуктовых   лавок   и   съедающихся   тут  же!

А  все   эти  орехи,  урюки,  кишмиши  и особенно    бесчисленные    восточные  сладости служили  в  большей степени  для  продажи  или украшения  праздничных  столов, так же    как   и   знаменитые    узбекские  пловы.

Судя  по базарам, эти лепешки составляли   до  90 %    ежедневного  меню  жителей  города.
  Ещё мы   научились    «запивать» их сочным,  крупным    виноградом,   который  заменял   здесь  воду.


  …У меня до  сих   пор  сохранилась   фотография  ,  на    которой    я  смог  уместить  всю   экзотику восточного   базара:  я,   сидя   на  осле ,  держу   в  руках, как  щит,  лепешку  и пытаюсь  откусить от нее кусок, сзади  меня   небоскреб  - верблюд снисходительно смотрит свысока в  объектив    фотоаппарата чужеземца,  а   держит   его  за  узду   загорелый   до черноты   100 - летний  старец с  длинной белой  бородой   в  огромной   пудовой  чалме    и классическим    сине-полосатом  халате.

  Женина  сумка «Приданое  Сына» на таких базарах  никак не   пополнялась, но  мы    не теряли   надежды,  ведь  впереди  у нас  была  еще   тысяча   километров!!

Иногда  наши души уставали от  этой экзотики и нам хотелось   поскорей   вернуться   в  наш   тихий,   прохладный   по вечерам   и ночам   «голубой  вагон»,  навернуть в  его    вагоне-ресторане   по  20   пельменей  из  свинины   (а жена  тогда   уже ела   за  двоих!!)   под стаканчик  «Сахры»   и,  погладив  животик жены  с нашим будущим Сыном, заснуть  на верхней   полке   под  убаюкивающий   стук   колес,    с   осознанием   счастья  от того,   что мы   не живем в  этом  раю!!!


…В  Бухаре  нас  не покидало   ощущение,  что мы перенеслись на тысячу   лет назад  и время остановилось  -  ведь  за  это  время здесь  ничего  не  изменилось:  разве что на  центральной улице  появилась  бочка   с  надписью   на русском  языке - «Пиво».  Оно  было теплое   и горькое, но   мой  организм   требовал   жидкости,  и  я его  вынужден   был   слушать.

 Шокировало,  поначалу, другое:  за отсутствием   вблизи   водопровода   продавец пива ополаскивал использованные кружки в воде арыка,  текущего    из  люка  вблизи бочки.

  Убедившись, что  люк  был  не  канализационный, я   всё-таки  не  нашел в  себе  смелости  пить  из  этих   кружек   и поступил   очень   мудро: заказал  2  кружки,  пивом из    первой   я  вымыл вторую   кружку,  а затем   из  нее   напился,  чем   весьма    ошарашил   местных   аборигенов!!

Перенесясь в другую   эпоху   и убедившись,  что  здесь   связь   времен    утеряна и   феодальный   строй   здесь «застыл» навечно,   я,  пользуясь  таким   подходящим случаем,  решил   найти    во  что бы   то  ни стало    любимица   моего   детства  -  задорного Хаджу  Насреддина  или  хотя   бы  его потомка,  ведь   где   ему  быть, как   ни здесь!?   
Но на все мои  вопросы  даже    мудрые  старцы   в  чалмах   отвечали   мне   недоуменными   взглядами.


Видимо  последний  бухарский  эмир  забрал с  собой  за  границу   эту   легенду   восточных   сказок!!


… Понравилась Ферганская долина с  ее  бесконечными   хлопковыми    полями, а  также  Нурекская  ГЭС   в Таджикистане, где почему-то   не было   изнуряющей   жары, а  был современный город энергетиков,  построенный   русскими строителями  вместе   с эл. станцией.

 Чтобы узнать: а  в какой  же  республике   делают    лучшее   марочное    вино - приходилось   его брать   в  каждой   отдельно  взятой    республике.  Дегустацию и, чтоб не нервировать наши половинки, мы  с Виктором   проводили,  иногда, в  антисанитарных  условиях вагонных тамбуров,  отчего   их вкус   приобретал   неповторимый  букет  дорожной  романтики!

 Впереди у нас был один Туркменистан и главная цель нашего    путешествия - подземное  Бухтарминское    озеро с его целебной водой…


…Оно находилось на  глубине около  50   метров.   Сверху   находилось   только   небольшое  здание, где  продавались   билеты  на «аттракцион»   под  названием «Добровольный спуск в Преисподнюю и лечение там желающими    костно-мышечного  аппарата    целебной   водой  озера»,  а так   же    лавка  с сувенирами.

 Я  до сих  пор  поражаюсь  смелости  моей   жены,   согласившейся   на эту   авантюру.  При  спуске по  шатающейся   винтовой  лестнице,  которая     не  проверялась  на  прочность  с  прошлого  века,  меня упрямо  не покидала   мысль   о  том,  что кроме спуска   есть  еще   и  подъем!!
   Но  я    отбрасывал   от себя   эту пораженческую   мысль -  ведь  мы  с женой   были   красивы,  молоды  и не  собирались   сдаваться   перед    какой-то    там   преисподней!!



 … Озеро   размером   метров  40,  располагалось   в  подземном   гроте    высотой  с 5-ти  этажный  дом,  Узенькая  полоска  берега освещалась   светом   2-х   прожекторов . Их свет  не доставал  до дальних стен  грота  из-за   чего   он   казалось бесконечным.

  С поверхности   воды   поднимался   пар,   отчего   озеро   становилось   похожим  на огромный чан с  кипящей   водой,  в  котором  черти   в  преисподней варили земных грешников!!

Первые желающие искупаться в озере, хоть и со спасательными кругами, но   с   опаской  входили в воду сами,  доказывая   этим,  что   они  не грешники,  а   обыкновенные  люди.

  Я   был  тоже не грешник,  вода  была  моей  любимой  стихией,  поэтому   я   нырнул  с разбега, но не  глубоко.

  Перед   спуском   нашим   экскурсоводом  была  прочитана лекция   о  полезности родоновой  воды,  а также  некоторых опасностях   ждущих туристов  внизу.  Может быть  для  повышения уровня   адреналина в  крови,  а может  быть   это   была   и  правда.

  Во-первых, были  подводные  течения,  соединяющие наш грот с  соседним, поэтому подплывать к дальней стене не  рекомендовалось ( хотя   в  полумраке я  потом и   разглядел кое-где   у   дальней  стены   какие-то   валуны,  выступающие из  воды)  и,  во-вторых,  -  главная для женщин  опасность, особенно для блондинок с пышной прической - быть атакованными полчищами летучих мышей, прячущихся в   многочисленных  нишах   грота и  только ждущих  момента,  чтобы  вцепиться   в  их    волосы.


… Одним   глазом   я  наблюдал   за «своими». Жена,  которая   нервно   ходила   по берегу,  поддерживая руками свой живот,  пыталась   в  полумраке   грота   разглядеть   меня   и была   на грани   нервного   срыва: во-первых,   она не  умела   плавать, панически  боялась  воды,  глубиной    больше, чем   по  колено,  во-вторых,   кому  охота   оказаться   вдовой    и потерять   супруга   даже   еще до родов!!!

 Вода   была  тёплой,  приятной   для  тела,   от идущих испарений   немного  кружилась голова,  приятная   нега  разлилась   по всему  моему   телу,   и я   совсем не боялся,  что   черти  из  преисподней   схватят  меня   за ногу   и утащут   вниз.


 Я, находясь по середине  озера   рядом   с  пышной   блондинкой   с  темным платком на голове, крепко  вцепившейся в свой огромный   спасательный круг, бросил грести,  вздохнул   побольше   воздуха,   раскинул   руки,  закрыл глаза , представил себя метеоритом, летящим   в  безвоздушном пространстве   Вселенной   к  туманности Андромеды   и находился   в  благостном   состоянии.

  И  здесь   случился   Апокалипсис,  конец света.   Причем   конец  света   в прямом   смысле!



Из  благостного состояния меня    вывел   истошный   крик   блондинки,   сравнимый   по децибелам, разве что с   гудком  локомотива   нашего   поезда!!
 Причем    женских гудков   вокруг меня было много…


Открыв  мгновенно, глаза я «увидел», что мы   находимся   в  кромешной   тьме, прожектора, которые    напоминали   нам,    что мы   находимся    пока  еще на этом свете -  потухли!!
  Я,  сразу    оглохнув   от ближайшего   женского визга,    почувствовал,  как моя  блондинка   инстинктивно   цепко схватила    меня   за   раскинутую  руку,  видимо,  решив, что    погибать   лучше   в  объятиях      любимого, согласно фильма «Титаник» (еще 1-ый версии), а  за   отсутствием   оного, решила  она,  сойду  и я.

 Я  попытался  определить , где здесь, в  преисподней, верх, а где  низ, но у меня ничего   не  получилось   -  ведь   я  был    в  невесомости   воды!!


  Куда   плыть,  когда я   отобьюсь от  этой    обезумевшей    блондинки,  чтобы  прижать к  груди свою любимую жену с  Сыном, я  не  представлял!! Каждое мгновение казалось мне вечностью, перед моими глазами   быстренько  побежала  вся  моя такая   ещё  короткая  жизнь   и  когда   она дошла   до эпизода   сдачами   экзамена    по  истории  КПСС  -  свет   зажегся   ( слава  КПСС,  слава  КПСС!! -    возрадовался  я)   и мы   оказались    опять   на этом  свете !!!


 Шок   -  на  всю  жизнь!
Пытаясь перекричать какофония  криков, визга, плеска воды  я  помахал    жене  рукой, мол,  мы еще  поживем немножко на этом   свете  и затем    быстро    поплыл  к  ней, чтобы   она   убедилась,  что  после    волшебной    воды   озера   и  шоу    с  выключением  света   я  стал    еще   красивей    и не   разлюбил   её!!

Потом   организаторы  «экскурсии   в  преисподнюю»    сказали   нам,   что   отключение света  было  плановым,  длилось   всего-то    10  сек ,  и оно    предупреждало,  что полагающиеся  туристам  15   мин кайфа    закончились   и пора  закругляться.

  По  хитрым   улыбкам  туркменского обслуживающего   персонала    я  догадался,  что фокус с  отключением  доставлял им немало  удовольствия,  которое они никогда не  получили бы,  если   бы заранее   всех    предупредили   о   нем.

  Мои  опасения,  что  подъем   явится   большим   испытанием   для   моей жены вместе с Сыном,  подтвердились и с  нас с женой,  поднимающихся    из  бездны к  белому  свету, можно   было  писать   картину «Вынос    бойцом   с  поля  боя   раненого    командира» .
Но только   боец   своего   командира   мог  ещё и  волочить по земле, и ему   не надо   было   преодолевать   эту    проклятую    силу   тяжести.

 Видимо, этому   колдовскому   озеру   было    скучно там, под землёй    и оно    не хотело отпускать   нас!!


 Дорога   домой   была   скоротечной, без  приключений  -  ведь   наш  турпоезд мчался    почти   без  остановок,  выполнив уже все   свои   задачи перед  людьми.
  Наша   сумка   «Приданое Сына»   была  заполнена, утрамбована    и  от  этого   лицо   моей   супруги   светилось   от  счастья,  ведь   она   ехала   на   край   света   только ради   этого…


Так закончилось   наше незабываемое    свадебное   путешествие,  а  сколько  ещё  незабываемого  будет   в  нашей  жизни!!

На фото : наша 1-ая остановка была в маковом поле...

Бийск, февраль, 2024г.
 ***
  Некоторые отклики моих друзей :
 ***
   Читая ваши рассказы,ощущение что я с вами разговариваю и мне очень интересно это чувство.Когда знаешь ,общаешься с автором и читаешь его рассказы ,всё по-другому воспринимается ,. Ощущение ,что я с вами в этом путешествии .я не знаю ,может я как-то не так объясняю ,я не могу это ощущение вам передать Это очень интересное восприятия ваших произведений .И ещё я заметила,что читая ваши рассказы я улыбаюсь,заметила Диана:"Мама ты чего там такое читаешь и улыбаешься?"а потом я сама стала замечать.
   Валюша, м/сестра
 ***
   Сережа, твои рассказы люблю читать в спокойной обстановке)) Порою долго не открываю страницу ,дожидаясь этой обстановки))) Так вот только что дочитала свадебное путешествие" С огромным удовольствием. Без преувеличения !) Ты уж извини, но я была с вами )))) Так замечательно))). Надо сказать, что раньше мне не приходилось бывать в тех далёких экзотических ))) краях . Ты меня тоже  свозил в отпуск;. А ещё, читая этот рассказ , я постоянно вспоминала Зощенко)))) Конечно, сравнивать может и не надо , не всем нравится )), но я люблю его и тут всё думала , но как же замечательно написано , не уступил ты ничуть признанному  классику русской и советской литературы))
   Алёна Полищук, друг.

  Спасибо.
   Я опять в восторге, такого отклика у меня не было последние 70 лет!!!
 ***
   Серёжа, прочитав твой рассказ, я вспомнила все свои путешествия по Алтаю. Ощущения не забываемые, я представила всю красоту нашего края. А свежесть утренней росы. запах дамка вечернего костра  всё это осталось в приятном воспоминании и немного грустно.
   Ваше путешествие турпоездом мне тоже знакомо. Благодаря существованию ССР, мне удалось проехать турпоездом всю Украину и ещё западную -14 крупных красивых гордов которых я видела: Волгоград, Одесса, Орёл, Кишинёв, Ужгород, Мукачево и тд. Сейчас там война и от некоторых городов остались руины. Воспоминание той красоты зафиксировано на фотографиях от моего путешествия .
   Людмила Курлынова, коллега.
***
   Я рад, что этим рассказом вызвал у тебя свои тёплые воспоминания...
 ***
   И когда вы только успеваете писать! Отличный рассказ! Надеюсь имя сыну русское дали, хотя приданное восточное)
   Юля, м/сестра.
 ***
Умница!!!
   Галя, коллега.
***
Спасибо, меня ещё никто так не обзывал!!
***
 
    Один из первых рассказов, которые я прочитала. Мы читали вслух, и я так хохотала. Я до сих пор не могу представить, что Света могла согласиться на эту авантюру со спуском к озеру. Написано так хорошо, что всё представляешь наяву. Молодец Серёжа.;
    Мустакаева Надя.