Взглядом историка

Александр Нижников
               
 Историки, как известно, бывают разные. Есть свои, придворные, готовые подвести  «научную базу» под слова хозяина, есть те, кто по наивности или по дерзости скажет «А король- то голый!».  И нередко получают за это по шапке…Самые мудрые не лезут в политику. Они разрабатывают  периферийные темы , помалкивают в важном споре, на первое место ставят практическую выгоду. Так и здоровье сохранишь, и звание можно получить и доходы.
Вот и я на перепутье.  Как подавать тему, которая нынче в тренде и на глазах набирает очки? Хвалить и показывать перспективы? Или  объективно, как было?
 Речь о религии… Начать с того, что религия сыграла в истории человечества великую роль. Возникнув много тысяч лет назад, она и сегодня владеет умами подавляющего числа населения Земли, поскольку  является незаменимым  инструментом практической жизни. Для хозяев мира-она средство обуздания масс  и оправдания своего богатства (Бог создал мир таким, какой он есть), для бедных и малоимущих она даёт веру и надежду, что  молитвы помогут поправить своё положение, для обиженных и оскорблённых -веру в высшую справедливость на небесах. а для простого обывателя  лёгким средство утешения в трудной жизни и надёжным средством отпущения неизбежных грехов и прощения собственных ошибок… Для очень многих прав был Вольтер говоря, что если бы религии не было, её нужно было бы  создать…
 Сама история возникновения и  развития религиозных представлений у разных народов  интереснейшая и поучительная  книга с многочисленными элементами  трагедий, приключений,  жестокостей, гениальных находок, глупостей и прочего.
 И многое зависит от  мировоззрения того, кто читает эту книгу. Если тебе  внушали с детства и у тебя  ключевыми  стали слова ТВОРЕЦ и ВЕРА , то история мировых религий предстанет как  череда первоначальных  заблуждений и прозрений, исканий, страданий и жертв во имя бога.
А если попытаться   поглядеть на её историю объективным научным взором, опираясь только на факты, то религии и культы предстают как средство утешения в трудной жизни , как механизм и инструмент влияния на сознание больших масс людей с целью установить единый ,нужный властям порядок…
    Как известно, сегодня   господствуют и борются между собой две основные теории происхождения  жизни  и  человека. Теологическая теория  объясняет  все божьей волей, когда  творец создал мир за шесть дней,  последний из которых стал днем рождения  Адама и Евы. Эта теория основана  на священных писаниях,  на  вере  в  чудодейственную  силу  Творца и не особенно утруждает себя поиском доказательств.
      С появлением  дарвинизма в ХIX веке, широко распространилась   материалистическая теория происхождения людей  как продукта материального мира  от млекопитающих и в частности от  приматов, которые за миллионы лет смогли развить не только тело, но и подойти к духовному совершенствованию через  борьбу за выживание, искусство и … религию.
 Согласно этой теории  когда-то давно в древности религия появилась как защита от  стихии, чудовищных необузданных сил природы в виде холода, пожаров, наводнений,  ураганов, землетрясений. Животные, не обладавшие способностью осмысления происходящего и  охваченные  ужасом, просто спасались бегством или погибали. Человек же своим еще  слабым умом  пытался дать хоть какое-то объяснение происходящему и найти защиту. Так появились первые мифы о  злых и добрых силах , живущих в реках  и морях, на небе и в горах, о животных -прародителях людей. Ибо человек по праву еще не выделял себя из животного мира. Тысячи лет все воочию видели, что человек рождался, проживал положенный природой ( или стечением обстоятельств) срок, а затем увядал, как цветок и  уходил в землю  или на корм другим  точно так же как и другие живые существа. Однако человек первый, кто  осмелился  попросить эти могущественные природные  силы о помощи и защите в форме заклинаний, жертвоприношений, ритуальных танцев и молитв. Так родилось язычество в форме тотемизма , анимизма, культа Тенгри,  культа предков и многих других.
  В I тысячелетии до н.э. многочисленные культы, рожденные каждым народом , оформились в первые  религии. Это зороастризм, манихейство, буддизм. Весь эллинский мир признал Олимпийских богов  и им охотно поклонялся. Надо думать ,эти религии  на  тот  момент удовлетворяли духовные потребности своих народов, служа источником знаний об окружающем мире, вселенной, правилах этики и эстетики.
Обо всем этом написана масса литературы, собраны многочисленные доказательства.
        На рубеже нашей эры около 2 тысяч лет назад в катакомбах Римской империи  возникает христианство, как религия рабов и бедняков. Основная  идея ее заключалась в том, что жизнь на земле- это временное испытание перед  раем или  адом, куда человек попадет после физической смерти. Страдания земной жизни, завершатся  страшным, но справедливым   божьим судом, окупятся вечным блаженством  на небесах, если соблюдать божьи заповеди…..
     Первоначально христиан безжалостно преследовали , но с  IV века правящие круги Рима осознали, насколько  удобна им новая религия.   Она духовно мирила рабов с их рабским положением, бедняков с бедностью, объявляла существующие   порядки   угодными  богу, призывала вместо бунтов к смирению и терпению .  Религия зачастую лучше управляла народом ,чем   чиновники и многочисленные войска. Поэтому  подпольных епископов легализовали, приблизили к императору и местным правителям, одарили подарками, землями, помогли строить  и украшать храмы. В христианстве увидели силу, способную сплотить  разномастный народ. Церковь в ответ на признание стала проповедовать, что император -это наместник бога на земле, а его власть и порядки угодны богу.
    В конце IV века произошел грандиозный раскол христианства на католическую т.е. всемирную церковь и православную т.е. правильную церковь. Центром католиков стал Рим во главе с  папой, а православных- Константинополь во главе с патриархом.  Причинами раскола стала не только борьба за власть над умами в огромной империи, но и разночтения Библии и других  священных писаний, а  соответственно и способы богослужения. Если  католические священники вели и ведут богослужение на латинском языке, то православные -на местном. У католиков почетное место в храмах занимают статуи Христа, то в православных храмах-нарисованные иконы. Католические священники не имеют права жениться, а православные создают семьи. И так далее…
     Нечто подобное проходило и в исламе. Возникнув в VI веке у арабов, ислам способствовал объединению арабов единый халифат, где светская и религиозная власть слились воедино.  Арабские халифы   захватили огромные территории на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, Африке и Европе, исламизируя насильно  местное население в VI –Х веках. Безусловно,  весь мир ценит арабскую мусульманскую культуру, которая внесла огромный вклад в мировую цивилизацию. Историю невозможно представить без восточных мыслителей, литературы, медицины, науки. Но нельзя отрицать и тот факт, что, что Коран нацеливает мусульман  на  безоговорочное повиновение своему амиру  -праведному и разумному правителю, которого дает сам Аллах. Его нельзя свергнуть, подрывать его авторитет, высказываться плохо в его адрес.  Амир  ответит за своих подчиненных перед  Аллахом( Коран. Сура 3. Оят 6120) . « Ты обязан слушаться повиноваться  амиру  во всем, тяжело или легко тебе это или нет»( Хадис от Муслима).
  Это, по сути  своей, религия централизованного государства, где правитель считается наместником бога.
 Похожую роль играет и буддизм,  призывая усмирять страсти, довольствоваться малым, доверяться Будде. А индуизм разделил всех живущих на касты(варны) и установил порядок, при котором  все должны подчиняться брахманам и князьям (воинам)
        Русскую православную церковь( РПЦ)  тоже не нужно идеализировать. На Русь она пришла вовсе не по желанию народа,  а по прихоти  и настоянию князя Владимира, справедливо видевшего в единой вере способ объединения и укрепления молодого государства. Язычество, многобожие, местные обряды ,своенравные волхвы, колдуны , ведуньи, существовавшие у язычников- славян, мало способствовали  политике князей. Единая вера, религия была гораздо удобнее. Она скрепляла государство. Тем более что соседи, такие  как Византия , Рим, Польша, и даже  тюркские государства, принимавшие  в это время ислам, давали  хороший пример.
    Летописец Нестор в « Повести временных лет» показывает как  Владимир  ,  из практических потребностей занялся поисками новой веры, перебрав  иудаизм, магометанство , католицизм и остановил свой выбор на православии ,как   религии красивой и удобной. Присутствовал тут и личный  интерес, в виде желания жениться на дочери византийского императора.    И  хотя  есть  определенные  сомнения в  правдивости       «  Повести временных  лет»,  поскольку  доказано,  что  летописи неоднократно  редактировались  духовными  отцами  ,  переписывались и  нет  других  данных,  будем  считать,  что  так  оно  и  было.
      Православие, как и другие религии в разных странах, пришлось вводить насильно, сгоняя киевлян в Днепр, стаскивая и публично сжигая языческих идолов, запрещая старые, и вводя новые   обряды и праздники.
Процесс этот растянулся на столетия, а с некоторыми языческими праздниками  и обычаями так и не смогли справиться( масленица, гадания и пр.), признав их за христианские.  Не просто было веселому, озорному, жизнелюбивому славянскому народу с развитой языческой культурой перейти на  бесконечные « Господи прости!», «Господи помилуй!», « Слава тебе, Господи!»,  с  веселых  языческих хороводов перейти на  православные  праздники,  которые и тогда ,и сегодня, по сути, сводятся к  прославлению бога и его ближайших сподвижников, каждого  их  шага и события в небесной жизни.
    Постепенно на Русь пришли новые порядки, при которых на долю  « рабов божьих» оставалось каждодневный труд, смирение, молитва,  а по воскресеньям обязательное посещение церкви, где духовный отец будет внушать пастве смысл божьих заповедей,  греховную сущность человека, вызывать страх за совершенные проступки и даже мысли, якобы поддавшегося  проискам   дьявола и тому подобное.
     С согласия и при помощи первых православных князей церковь не только отстроила   церкви и монастыри, но и стала собственником земель с крестьянами, которые должны были платить церковную десятину и выполнять различные повинности.  За это святые отцы неустанно внушали прихожанам о божественном происхождении власти, недопустимости бунта, сопротивления существующим порядкам. Недовольным и обиженным предлагалось смирять страсти в молитве , страдании и  терпении. Наградой за смирение был рай, а не смирившимся -ад с вечными муками .
Эта нехитрая технология действовала на малограмотных людей безотказно, но при  одном условии; если прихожане будут слепо верить священнику и не  размышлять о мироздании самостоятельно. И читать только церковную или одобренную ею литературу.
       Действительно , церковь имеет немалые заслуги в объединении  народа, защите русского государства в трудные периоды,  когда  нужно  было  призвать  народ  к  единству,  к  защите  родной земли, в  развитии образования и искусства.  Именно с ее подачи появились на Руси первые книги, школы, храмы.  Но это не самоцель, а лишь способ привести   «заблудших» к  вере с помощью книг, картин и величественных храмов. Поэтому православные посланцы константинопольского патриарха Кирилл и  Мефодий  создали и начали распространять  славянскую азбуку- кириллицу. Уже поэтому первые книги были церковного содержания и производства . Научить людей читать стало  наиважнейшим делом в борьбе за новых прихожан. И контроль над душами…
    Надо  сказать ,  что  миссионерская  деятельность  была  в  мире  широко  распространенным  явлением.  Ислам  с  арабами  все  больше  утверждался  в  Средней  Азии,  хотя  сюда  еще  раньше  проникали  христианские  миссионеры-  несторианцы  и  буддисты, о  чем  свидетельствуют  остатки  храмов.  Чуть  позже  пойдут  осваивать    новые  земли, а  заодно  и   обращать  в  свою веру местное  население  крестоносцы.   В  ХV- ХVI  веках  главным  резервом  пополнения  прихожан  станет  Африка  и  Америка,  а  для  России - сибирские  народы..
Центрами образования стали, естественно ,церкви и монастыри. Там же сосредоточились и лучшие художники. Не случайно древнерусские художники прославились и дошли до нас через иконопись, архитектуру и  росписи храмов. Но вот  вольнодумные сочинения и картины вовсе не приветствовались и прямо запрещались. И совсем не в ладу церковь была со всякого рода умниками- учеными и изобретателями, то бишь зачинателями разных  нецерковных  наук.        По идее чудо открытий и прозрений должны принадлежать только богу или  с  его  вдохновения естествоиспытателям.  Поэтому  в средние  века ученые и изобретатели,  алхимики чаще  всего  попадали  на  костер .   И  великий  Леонардо да  Винчи   серьезно рисковал , тайно анатомируя по ночам   при  свечах трупы  умерших.
    Почти все научные достижения, открытия в  производстве, на  транспорте ,в связи и т.д. произошли вопреки церковным учениям, хотя плодами  просвещения и наук  никто пользоваться не отказывается. Однако  это  вопиющее  противоречие стало  серьезно тормозить  развитие   наук,  а  следовательно  и  всего общества.  Любопытный  факт:    за  период  между  180  годом,  когда Гален  сделал  первое  анатомо-физиологического  описания  человека  и  1523  годом,  когда  Парацельс  открыл  ятрохимию   то  есть за   1300  лет  в   христианской  Европе  не  было  сделано  ни  одного   более  или  менее  крупного  открытия в  естественных  науках.  Понадобились   Реформация и революционные  открытия Н. Коперника ,Г. Галилея,  Д. Бруно,  чтобы  общество   постепенно начало  отходить  от   застывших церковных  догм  о  мироздании  и непознаваемости  мира.  В  дальнейшем  был найден  компромисс .    Церковь начала  признавать  открытия, объясняя, что так  угодно богу.  В ответ на  это  большинство ученых не  касаются  вопросов  мироздания  и  сотворения  мира. Так безопаснее.
 И так до сегодняшнего дня.  Построенные  объекты, здания,  техника освящались и вновь в постсоветское время освящаются, благословляются, хотя это не спасает от аварий, катастроф и тем более не помогает в решении технических задач.
     Первоначально мировые религии пытались напрямую руководить   миром   через  халифов и  влиятельных  римских  пап . Арабская экспансия приобщила к исламу миллионы жителей Ближнего  и  Среднего  Востока, Средней Азии, Северной Африки и Европы. В ответ на это Римская католическая церковь организовала Реконкисту, Крестовые походы на Восток и в Восточную Европу, что, однако, не принесло желаемых результатов. В дальнейшем был избран  путь косвенного, опосредованного управления народами при помощи влиятельных духовных отцов: кардиналов, архиепископов, патриархов, непосредственно влиявших на наследственных правителей светского происхождения. Так было даже удобнее. Не отвечая непосредственно за конкретные государственные  дела, церковь тем не менее  имела прямое влияние на власть и народ через   духовное наставничество ,церковную службу и  просвещение.
       Церковь  со временем действительно стала практически единственным духовным наставником неграмотного народа, поскольку взяла с согласия князей и бояр под неусыпный контроль всю жизнь верующих от рождения до самой смерти(крещение, венчание,  развлечения  и  праздники, отпевание, освящение важных событий, регулярная исповедь, пожертвования и т.д.)
      Вера требовала строгого следования установленным канонам, которые неоднократно менялись.  Несколько раз переписывались церковные книги. Все это вызывало недовольства, споры, расколы. Поэтому поневоле  пришлось укреплять церковную дисциплину. Эти процессы прослеживаются в жизни всех религий. Несколько столетий на  площадях Европы пылали костры, на которых корчились еретики, колдуны, ведьмы и приравненные к ним  вольнодумцы. В католичестве была введена инквизиция. Был создан Орден Иезуитов для тайного слежения за умами и расправы с ними. Это, правда, не спасло от раскола католичества на лютеран, гугенотов, кальвинистов, англиканцев, множество сект в период Реформации и стоило многих жизней. Не случайно в конце ХХ века римский папа, очевидно под угрозой потери влияния, извинился перед всем миром за прошлые расправы и пролитую кровь.
 Расправлялся со своими вольнодумцами и ислам  и иудаизм .
       В православии вольнодумцами были, так называемые, раскольники и староверы, а также еретики, колдуны, волхвы и т.д.  Поэтому при каждом монастыре были холодные подвалы для провинившихся, а знаменитый Соловецкий монастырь, куда и сегодня возят туристов поглядеть на первый советский лагерь для  «врагов народа», но  часто умалчивают, что он более знаменит своими средневековыми казематами для инакомыслящих.   
Заглянем в   Википедию. Она выдает нам внушительный список литературы на эту тему. Не будем приводить всего, а лишь коснемся вопроса о таком экзотическом наказании, как смертная казнь через сожжение на костре.  Про  Западную Европу мы   кое-что знаем.  А было ли это на святой Руси?
Этот жестокий способ расправы с инакомыслием, оказывается, применялся и на Руси  начиная с ХIII века. Так летописи сообщают о сожжении на костре четырех волхвов в Новгороде в 1227 году. В летописи 1438 года говориться , что « Святые правила святых апостолов» предписывают за ересь «огнем зжещи или живого в землю засыпати».
 Еретиков казнил и Иван Грозный. В 1569 г. плотники  Неупокой, Данила и Михаил были сожжены за употребление в пищу запрещенной церковными правилами телятины. А в августе 1575 года было сожжено 15 ведьм. Наказания в виде сожжения в срубе «за богохульство» стало обычным при патриархе Иове (1589-1605 гг.), который был духовным наставником царей Федора  Иоановича и Бориса Годунова.
     Сожжение,  как вид смертной казни, было официально  закреплено в Соборном уложении 1649 года: за хулу на Бога, Богородицу, святых, Крест Господень. А также  за умышленный поджог города или отдельных дворов, за  совратительство  «к своей  бусурманской вере».
 Указом царя Алексея Михайловича от 1653 года  сожжение применялась за колдовство.
К массовым казням привела церковная реформа патриарха Никона(1650-1660 гг.) и церковный Собор (1666) на котором староверов и всех не покоряющихся церкви предали анафеме и объявили достойными «телесной казни». В. Татищев , русский историк и государственный деятель писал в 1733 году: « Никон и его  наследники над безумными раскольниками свирепость, свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили  или из государства выгнали»
      Воинским уставом Петра I смертная казнь через сожжение  применялась за чернокнижие, за умышленный поджог и изготовление фальшивых денег.  Так  29 ноября 1714 года в Москве на Красной площади сожгли еретика Федора  Иванова, изрубившего икону. А в 1721 году за богохульство по императорскому указу был сожжен диакон Василий Ефимов, устроивший поддельное чудо. Священный Синод  почему-то настоял, чтобы повторно сожгли и его уцелевшие кости.
     Церковно-государственный прессинг продолжался и в последующее время, хотя от такой средневековой формы  наказания, как сожжение ,отказались. Не случайно  русский народ вынужден был быть православным.  Альтернативы  не было.
     Русская православная церковь   стала идеологическим придатком в государственной машине после того как Петр I упразднил патриаршество и учредил Священный Синод,  ставший  органом государственного управления церковью .
В XIX веке  самодержавная власть смягчила и придала более светский вид единению крепостничества и церкви, внедрив в сознание народа формулу – «Самодержавие, православие, народность».
До революций 1917 года РПЦ имела большое влияние на 170 миллионный российский народ , из которого около 117 миллионов  были православными христианами. Церковь имела 57 епархий, 48 тысяч приходов, 35 тысяч церковно-приходских школ, 58 семинарий,  1025 действующих монастырей с около 100 тысяч монахов и монахинь и огромными площадями плодородной земли. В канун революций церковную работу вели  свыше 112 тысяч священников и дьяконов. 
 Это позволило  сословно-монархической модели государства продержаться до революций 1917 года.   В годы революции большевики отделили церковь от государства, прекратили финансирование РПЦ и лишили земель. В ответ на это  церковь встала на сторону  белогвардейцев в годы гражданской войны,  практически поддержала белый террор, выступила против изъятия церковных ценностей для закупки продовольствия в голодные годы. Большевики в свою очередь продолжили  антицерковную компанию. К 1940 году из 80 тысяч церквей осталось лишь 4225, а все монастыри были закрыты. Школы и высшие учебные заведения  были нацелены на атеистическое  воспитание.
В постсоветский период, когда был разрушен СССР и полностью изменилась идеология, началось новое возрождение РПЦ, как веками проверенного механизма управления народом.
Сегодня РПЦ имеет свыше 11 000 церквей, 11 православных ВУЗов, газету, журнал, издаёт альманахи.  Идя в ногу со временем, она организовала  телеканал «Спас», ведёт православную работу  в социальных сетях.
 Не отстаёт и мусульманская часть  населения России. Новое дыхание, поддержку государства обрёл  ислам, а также  буддизм и иудаизм.  Достаточно свободно чувствует себя католическая церковь.
Эти процессы имеют свои плюсы и минусы.  Чего больше время покажет.