Криминология о смертной казни

Яков Гилинский
                Введение

История человечества –                история зла на Земле.               
               В. Швебель

Человек отличается от животных
именно тем, что он убийца.                Э. Фромм

Человечество, род Homo Sapiens – самый жестокий из всех биологических видов. Внутривидовое взаимоуничтожение сопровождает всю человеческую историю . Бесконечные войны, убийства, казни... Удивительно, что человечество еще сохраняется, хотя изобрело такие средства массового уничтожения, что уничтожение себя (омницид) и всего живого на Земле – вполне вероятно...
Не удивительно, что смертная казнь, как наказание за «преступления», также сопровождает род человеческий, хотя что такое «преступление» - понимается на каждой ступени исторического развития, в каждом обществе, государстве (культуре) по-разному. «Ведьмы», еретики, прелюбодеяние, измена, курение табака, убийство – за все эти и многие другие деяния предусматривалась в качестве наказания смертная казнь в тех или иных государствах.

Не удивительно (хотя для меня лично – удивительно!), что некоторые ученые, юристы, криминологи, политики, да и значительная часть населения – до сих пор выступают за сохранение или восстановление смертной казни, которая сама есть – убийство, убийство государством, которое «борется», в частности, с убийствами...

                Немного истории
Вся история человечества –
одно сплошное преступление.
А. Макаревич

Во все времена общество пыталось устранять нежелательные для него проявления человеческой жизнедеятельности, отклоняющиеся от принятых в данном обществе правил (норм), путем воздействия на носителей этих проявлений. Смертная казнь, как и другие наказания, как само представление о «преступлении» - продукт государства. Но и до государства, в первобытном обществе не исключалась расправа над членами общины, рода, племени, нарушившими какие-то правила поведения. Помимо физической расправы, возможно было изгнание из рода, племени, что de facto означало смерть, ибо в одиночку человек не мог выжить в мире клыкастых и рогатых...

Методы и средства воздействия определялись социально экономическими отношениями, общественным сознанием, идеологией господствующих в обществе сил (государства, классов, церкви), обычаями и традициями.
Время от времени создавались пособия и методики, помогающие выявлять, распознавать их, дабы своевременно уничтожить или изолировать во спасение здоровых членов общества – нас.  Так, в 1487 г. доминиканцами Г. Инститорисом и Я. Шпренгером был создан печально знаменитый трактат «Молот ведьм» (лат. Malleus Maleficarum) – своеобразное пособие по охоте за ведьмами и уничтожению несчастных.

А вот рекомендации прогрессивного для своего времени «Саксонского зерцала» (XIII век): «Вора надо повесить… Всех тайных убийц и тех, которые ограбят плуг , или мельницу, или церковь, или кладбище, а также изменников и тайных поджигателей, или тех, которые выполняют чужое поручение в своих корыстных целях, – их всех следует колесовать… Кто убьет кого нибудь, или (незаконно) возьмет под стражу, или ограбит, или подожжет… или изнасилует девушку или женщину, или нарушит мир, или будет застигнут в нарушении супружеской верности, тем следует отрубить голову… Христианина – мужчину или женщину, – если он еретик, и того, кто имеет дело с волшебством или с отравлениями… следует подвергнуть сожжению на костре» .

И сжигали – и «ведьм», и «еретиков» (Джордано Бруно, Мигель Сервет, Ян Гус...).
И не только сжигали. В запаснике человечества многочисленные квалифицированные виды смертной казни: четвертование, колесование, кипячение в масле, вине или воде, заливание раскаленного метала в глотку, замуровывание заживо... Не говоря уже об «обыкновенных» видах: повешение, расстрел, отсечение головы, электрический стул, газовая камера, смертельные инъекции...

Поводов для применения смертной казни было немало. Так, если в России с 1397 г. (Двинская уставная грамота) смертная казнь предусматривалась только за кражу, совершенную в третий раз, то с 1467 года (Псковская судная грамота) значительно расширился список применения смертной казни: это - воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, совершенная в третий раз кража, убийство. С 1497 г. (Судебник) - разбой, повторная кража, клевета, убийство своего господина, измена, святотатство, кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления. По Соборному Уложению 1649 года смертной казнью каралось от 54 до 60 преступлений; смертная казнь делилась на простую (повешение) и квалифицированную (сожжение, отрубание головы, четвертование и т.д.). А Воинский Артикул Петра I предполагал применение смертной казни в 123 случаях... Вообще в ХVI-ХVII веках высшая мера наказания могла применяться в России за такие преступления, как ловля селедки, торговля целебным корнем ревеня, покупка беспошлинно мехов, неверное показание веса соли при взимании пошлин и др. .
Широкое применение смертной казни было характерно не только для России. Так, в XVII веке смертная казнь за курение табака (!) была предусмотрена в Чили, Турции, Оттоманской империи и в некоторых городах Германии (например, Люнеберг). В Византии смертная казнь могла назначаться за некоторые преступления против нравственности и семьи: прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, растление малолетних, мужеложство, скотоложство, многобрачие, насильственный брак, обольщения.

                Смертная казнь, как вид наказания

Худший вид убийства –                убийство на эшафоте.
                Б. Шоу

Жизнь человека – высшая ценность. Впрочем – как жизнь каждого живого существа (вот почему высшим проявлением гуманизма является провозглашенный Альбертом Швейцером принцип «Veneratio vitae» - благоговение перед жизнью. Любой, включая животных, птиц, насекомых). Как убийство является самым тяжким преступлением, так и смертная казнь, выражаясь казенным языком, служит «высшей мерой наказания».

Первые возражения против применения смертной казни были высказаны уже в древности. В 427 г. до н. э. в Ареопаге Афин решалось дело жителей союзного города Митилена, восставших во время Пелопонесской войны, и взрослому мужскому населению Митилены грозила смертная казнь. Против казни митиленян выступил Диодот. Его доводы: смертная казнь не способна удержать от преступления . И смертный приговор не был вынесен!

Одним из активных противников смертной казни был Чезаре Беккариа (1738-1794). В своей книге «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.) он отмечал, что целью наказания является удержание людей от совершения преступлений, а не месть. Ученый выступал против жестокости наказания. Жестокие наказания не только не выполняют функции предупреждения преступлений, но напротив: «В те времена и в тех странах, где были наиболее жестокие наказания, совершались и наиболее кровавые и бесчеловечные действия, ибо тот же самый дух зверства, который водил рукой законодателя, управлял рукой и отцеубийцы, и разбойника» . Неудивительно, что Ч. Беккариа, вопреки распространенным в то время (да, к сожалению, нередко и в наши дни) взглядам, выступал против смертной казни: «Смертная казнь не может быть полезна, потому что она подает пример жестокости… Мне кажется нелепым, что законы, … которые запрещают и карают убийство, сами совершают его и для отвращения граждан от убийства сами предписывают совершение его» . Она сама есть преступление, умышленное убийство, о чем говорил Б. Шоу, но и М.Н. Гернет утверждал в работе «Смертная казнь» (М., 1913), что смертная казнь есть «институт легального убийства» .

Вообще, вся дореволюционная российская профессура была категорически против смертной казни. Так, сенатор, академик Н.С. Таганцев, выступая в Государственном Совете 27 июня 1906 г. за отмену смертной казни, в частности, произнес: «Я 40 лет с кафедры говорил, учил и внушал той молодежи, которая меня слушала, что смертная казнь не только нецелесообразна, но и вредна, потому что в государственной жизни все, что нецелесообразно, то вредно и при определенных условиях несправедливо. И такова смертная казнь. С теми же убеждениями являюсь я и ныне пред вами, защищая законопроект об отмене казни» . А Н.Д. Сергеевский писал: «смертная казнь в современном государстве не должна занимать места в лестнице наказаний» .

Многолетняя практика показала, что применение смертной казни не только не предупреждает тягчайшие преступления, а, наоборот, способствует их совершению. Так, К. Маркс в статье от 28.01.1853 приводит данные о том, что после каждой казни резко возрастает число тех преступлений, за которые казнили преступника . В Австрии, Аргентине, ряде других стран после отмены смертной казни сократилось число тех преступлений, за которые она могла быть назначена. В 1965 г. в Великобритании был проведен уникальный эксперимент - наложен мораторий на смертную казнь сроком на пять лет. В результате количество тех преступлений, за которые назначалась смертная казнь до моратория, не увеличилось, и смертная казнь была отменена.

Смертная казнь является необратимым наказанием. Это означает, что в случае судебной ошибки приговор к смертной казни, приведенный в исполнение, не может быть «исправлен» при выяснении ошибки. В 1949 году по обвинению в убийстве своей беременной жены и двухлетней дочери был повешен Тимоти Эванс. Лишь спустя четыре года серийный убийца Джон Кристи, который в прошлом свидетельствовал на суде против Эванса, признался в этом убийстве. Он был повешен, а Тимоти Эванс был посмертно реабилитирован. Дело Тимоти Эванса — лишь одна из многочисленных историй в споре о смертной казни.

Сторонники смертной казни в России нередко ссылаются на дело серийного убийцы А. Чикатило. Но ведь до раскрытия этого страшного дела были расстреляны двое невиновных, обвиненных в тех убийствах, которые в действительности, как выяснилось позднее, совершил Чикатило. В Ленинграде на моей памяти были приговорены за убийство к смертной казни двое. Уголовное дело прошло все инстанции, кассационная инстанция оставила приговор в силе, ходатайство о помиловании было отклонено и приговор должен был приведен в исполнение. В это время я находился в Генеральной прокуратуре СССР и озабоченные сотрудники при мне интересовались: успеет ли правительственная телеграмма об отмене приговора успеть до его исполнения... Оказывается, был выявлен действительный убийца, а двое невиновных были осуждены к смертной казни.
 
Судебные ошибки неизбежны в любом государстве, при любой судебной системе. Солидная международная экспертная группа (в ее состав входил, в частности, известный норвежский криминолог проф. Нильс Кристи) в конце XX в. изучала в США все уголовные дела за 100 лет, по которым был вынесен приговор к смертной казни, приведенный в исполнение. По мнению комиссии, около одной трети приговоров вызывали сомнение в доказанности обвинения. Конечно, это не значит, что треть приговоренных были невиновны, но это лишний раз свидетельствует о возможности судебной ошибки. Согласно исследованиям, в 1987 году среди смертных приговоров, вынесенных в США, было 349 ошибочных, причём 23 из них было приведено в исполнение.

Уже не раз упоминалось, что человечество перепробовало самые жестокие способы «законного» лишения жизни, не достигнув желаемой цели («предотвращение» преступлений). Тем не менее, и в современном мире немало государств сохраняет в арсенале уголовных наказаний смертную казнь, а многие граждане сие одобряют и надеются на то, что убийством «по закону» можно предотвратить противоправные убийства. Отношение к смертной казни, с моей точки зрения, служит индикатором цивилизованности / варварства, гуманности / бесчеловечности, терпимости / нетерпимости.

Мне кажется, юридически вопрос: «за или против смертной казни?» исчерпал себя, во-первых, в том смысле, что за столетия дискуссии все доводы pro et contra давно известны и вряд ли могут появиться новые. Меняются лишь акценты в зависимости от того, политические, юридические, культурологические или иные аспекты темы превалируют в конкретной ситуации и дискуссии .

Во-вторых, этот вопрос давно превратился в некий символ, «метку», индикатор, разделяющий сторонников и противников смертной казни на два лагеря по мировоззренческим, идеологическим позициям. «Высказываясь за смертную казнь или против нее, мы характеризуем не столько проблему, сколько собственную личность» . И тогда с одной стороны - А. Франс, В. Гюго, Б. Шоу, А. Швейцер, М. Ганди, Ф. Достоевский, А. Кони, В. Короленко, Л. Толстой, И. Тургенев, А. Радищев, А. Герцен, А. Сахаров, лучшие представители российской уголовно-правовой мысли - М. Духовской, И. Фойницкий, Н. Таганцев, Н. Сергеевский, В. Спасович, М. Гернет и множество других славных имен. На другой стороне - Пуришкевич, Победоносцев, Блудов, кн. Щербатов… (Из вежливости не упоминаю нынешних любителей смертной казни).

                Смертная казнь в ряду социальных институтов
Напомним, что под социальным институтом понимается тип и форма социальных практик, посредством которых организуется общественная жизнь; регулярные и долговременные социальные практики, образцы поведения, санкционируемые и поддерживаемые с помощью социальных норм. Очевидно, смертная казнь относится к числу «регулярных и долговременных социальных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью социальных норм». Социальный институт охватывает и нормы, и роли. Применительно к смертной казни это роли суда, палача (стыдливее - «исполнителя»), осужденного, судебного врача и др. Смертная казнь относится к политическим институтам.
Институты возникают в процессе формирования социальных практик (их институционализации) и прекращают свое существование. Смертная казнь появилась не сразу (для этого нужно было формирование государства, власти, права и т.п.). В различных государствах она существовала не всегда. Когда византийская церковь рекомендовала князю Владимиру заимствовать смертную казнь, князь отвечал: «Боюсь греха!» . Отменяла смертную казнь императрица Елизавета Петровна . К 2017 году смертная казнь отменена de jure или de facto во всех странах Европы, кроме Белоруссии, в Канаде, Австралии, в странах Латинской Америки и многих других государствах, всего свыше 140, сохраняют смертную казнь 58 стран . Есть надежда, что этот позорный институт рано или поздно прекратит свое существование во всех странах. (Кстати, в 1993 г. мне довелось участвовать в работе сессии Европарламента в Брюсселе, темой которой была отмена смертной казни во всем мире до 2000 года.  К сожалению, соответствующие рекомендации пока еще полностью не реализованы).

Каждый социальный институт осуществляет определенные функции - явные и латентные. Явные, прокламируемые функции смертной казни - борьба с преступностью, предупреждение тяжких преступлений, справедливое воздаяние, обеспечение защиты населения и т.п. Однако давно уже известно, что ни уголовная юстиция, ни наказание и пенитенциарные учреждения, ни, тем более, смертная казнь не в состоянии выполнить прокламируемые функции (разве что «воздаяние»). Институты уголовной юстиции и наказания существуют лишь постольку, поскольку общество не знает, что реально предпринять для сокращения или сдерживания преступности. Сторонники сохранения смертной казни в России ссылаются обычно на жестокие серийные убийства и получившие распространение заказные убийства профессиональными убийцами (киллерами). Так вот, серийные убийства на сексуальной почве совершают, как правило, лица с психическими отклонениями (так называемая патология влечения, сексуальные перверсии), определенная доля которых есть в каждой популяции. Единственная реальная возможность превенции таких преступлений - раннее выявление и медико-психологическая коррекция лиц с соответствующей патологией. Что касается заказных убийств, то киллер - это профессия, для него убийство – работа, выполняемая независимо от теоретически грядущего наказания. Работа рискованная, и основная задача наемных убийц - минимизировать саму возможность наказания, что им обычно и удается сделать… Предусмотрено ли в качестве наказания лишение свободы или смертная казнь, или нечто иное - может отразиться лишь на размере оплаты труда. И вообще «ошибочно полагать, будто все или большинство тех, кто совершает такое тяжкое преступление, как убийство, идут на него после рациональной оценки возможных последствий» . Наивно предполагать, что лицо, идущее на умышленное убийство, рассуждает: если меня ожидает пожизненное заключение, я совершу убийство, а если – смертная казнь, то воздержусь.

Еще наивнее рассчитывать на предупредительную роль смертной казни в отношении террористов. Большинство современных террористов – представители ислама (идея джихада, ИГИЛ, запрещенный в РФ, и др.). Но ведь они уверены, что в случае смерти от «неверных» попадут в рай, где их ждут многочисленные гурии! Для них смертная казнь – путь к райскому блаженству с гуриями! Будем им помогать? А если террористы не представители ислама, то они все равно борцы за идею. (Какую - не важно. Че Гевара – террорист или «борец за свободу»?). А умереть за идею, за «правое дело» - одно удовольствие!

Что касается латентных, скрытых функций смертной казни, то это - месть, средство расправы и устрашения, символ всевластия власти, монополии власти на жизнь и смерть граждан (на войне, или по приговору суда, или в порядке внесудебной расправы).

                Власть и смертная казнь
Власть - одна из острейших тем современности. Если явные функции власти, государства обозначены в любом учебнике политологии, а также теории государства и права, то ее латентные функции (власть ради власти, власть для власти, власть как насилие и богатство для себя) активно исследуются в западной литературе последних десятилетий ХХ века. Еще М. Вебер понимал власть как возможность для кого-либо осуществлять свою волю в преследовании целей, не считаясь с оказываемым сопротивлением, а Т. Веблен рассматривал три основных способа самоутверждения: насилие, власть и богатство . При этом власть дает и богатство, а достигается и удерживается посредством насилия.

Функции государства подвижны. К сожалению, наблюдается тенденция реального сокращения явных функций и возрастание роли латентных. Так, в статье «Метаморфозы государства» один из крупнейших социологов современности Н. Луман пишет: «В начале современной государственности главной целью ее создания был контроль за применением физического насилия на определенной территории. Насилие являлось прежде всего правовой проблемой… Вместе с тем, сегодня видно, … что эти учреждения [государственности - Я.Г.] больше не легитимируют сами себя. «Дух» покинул их» .
В современном же обществе постмодерна  развитие технологий вообще позволяет государству осуществлять контроль за каждым индивидом. «1984» Дж. Оруэлла наступил...

Латентные функции власти перестали быть тайными после ленинско-сталинских и гитлеровских концлагерей и ГУЛАГа, после Холокоста и Освенцима. Постмодернизм, начиная с М. Фуко, утверждает, что власть разлита по всему социальному пространству. Она осуществляется через все социальные институты - от семьи и школы до тюрем, казарм и психиатрических больниц (дисциплинарные институты, по М. Фуко, или тотальные институты, по И. Гоффману). В результате «насилие встроено в систему», «право поражено насилием, постольку его собственное обоснование можно свести не к праву, а лишь к насильственно осуществляемой несправедливости, легитимируемой впоследствии в качестве права» . Но если право в целом есть насильственно осуществляемая несправедливость, то что говорить о смертной казни, как крайней мере правовой несправедливости, посягающей на неотъемлемое право человека на жизнь?

Смертная казнь - символ и орудие монополии государства и власти на жизнь и смерть. Но эта монополия осуществляется и неправовым путем. Отечественная история ХХ столетия хорошо знакома как с внесудебной расправой посредством «троек» (административные органы, имеющие право приговаривать к расстрелу при разбирательстве без свидетелей, экспертов и защиты), так и с массовыми расстрелами без какой бы то ни было правовой процедуры.

                Современные социальные практики смертной казни
Социальный институт есть регулярные и долговременные социальные практики. Каковы социальные практики института смертной казни?
Мировая практика с явно выраженной тенденцией отказа от этого страшного института достаточно хорошо описана в литературе . Поэтому ограничимся лишь некоторыми сведениями. К 1988 г. из 180 стран сохраняли смертную казнь 101 или 56% (35 государств или 19% полностью отменили смертную казнь, 26 или 14% фактически от нее отказались, в остальных смертная казнь была отменена за обычные преступления, совершаемые в мирное время). На конец 1995 г. сохраняли смертную казнь уже меньше половины (47%) всех государств – 90 из 192, полностью отменили 58 государств (30%), фактически не применяли 30 (16%), отменили за обычные преступления – 14 (7%). К концу 2000 г. смертная казнь сохранялась в 71 стране из 194 (37%), была полностью отменена в 76 (39%), фактически не применялась в 36 (19%), отменена за обычные преступления - в 11 (6%) . К 2016 г. число стран, применяющих смертную казнь, сократилось до 58, она отменена или фактически не исполняется – в 140 странах . В 1994-1998 гг. больше всего казненных было в Китае, Иране, Саудовской Аравии, Украине, Туркмении, США, Нигерии, Сингапуре, Белоруссии, России, Казахстане, Вьетнаме, Египте, Тайване, Конго, а по уровню на миллион жителей лидерами узаконенных убийств оказались Туркменистан и Сингапур. В 1999 г. свыше 100 человек было казнено в Китае, Конго, Иране и Саудовской Аравии. В 2012 г. большинство смертных приговоров было в Китае - свыше 1000 (официальные данные засекречены), Иране - свыше 300, Ираке - 129, Саудовской Аравии – 79, США – 43, Йемене – 20, Судане – 19 .

А вот некоторые сведения по бывшему СССР и России.
По далеко не полным данным, были приговорены к смертной казни (расстрелу) с 1921 по 1953 г. 826 589 человек (или в среднем 25 830 человека в год) . Только за страшные 1937-1938 гг. были приговорены к расстрелу 681 692 человека. В это число не входят осужденные к «десяти годам лишения свободы без права переписки», что на иезуитском языке сталинской юстиции фактически означало смертную казнь, а также огромное количество уничтоженных без суда и следствия. С 1962 по 1984 г. были приговорены к смертной казни 22 235 человек (в среднем по 967 осужденных ежегодно). С 1985 по 1990 г. (годы горбачевской перестройки) осуждено к смертной казни 2 317 человек или 386 в год. За все названные годы доля реально казненных достигала 90% (а в годы сталинского «большого террора» - около 100%). Так, в 1985 г. было казнено 770 человек, помиловано – 20, в 1986 г. – соответственно, 526 и 41, в 1987 г. – 344 и 47, в 1988 г. – 271 и 72, в 1989 г. – 276 и 23, в 1990 г. – 195 и 29 . По другому источнику (данные за 1985-1990 гг. отличаются от вышеприведенных), в 1992 г. был казнен 1 человек, помилованы 55, в 1993 г. – соответственно, 4 и 149, в 1994 г. – 19 и 134, в 1995 г. – 86 и 5 .
Рассмотрим подробнее динамику приговоров к смертной казни за 1986-1998 гг.: 1986 г. - 225 осужденных к смертной казни, 1987 г. - 120 человек, 1988 г. - 115, 1989 г.  - 100, 1990 г. - 223, 1991 г. - 147, 1992 г. - 159, 1993 г. - 157, 1994 г. - 160, 1995 г. - 143, 1996 г. - 153, 1997 г. - 106, 1998 г. - 116 человек . Всего за 1986 - 1998 гг. осуждены к смертной казни 1924 человека (или 148 человек в год). Некоторые обобщенные данные представлены в табл. 1.
                Таблица 1
Смертная казнь в СССР (1921 - 1990) и России (1986 - 1998)
Периоды     Приговорено к смертной казни В среднем за один год
1921 - 1953         826 589                25 830
1962 - 1984          22 235                964
1985 - 1990           2 317                386
1986 - 1998           1 924                148

По различным источникам (газеты «Известия», «Московские новости», журналы «Итоги» и «Terra Incognita») в 1989-1991 гг. были казнены 48,5 - 61,3% осужденных к смертной казни. С 1986 по 1996 гг. были казнены 814 осужденных, помилованы - 427. В 1996-1997 гг. помилованных не было, в 1998 г. помиловано 149 человек.
В связи с объявленным мораторием на исполнение приговоров к смертной казни последний из них был исполнен 2 сентября 1996 г. . По некоторым данным, это был серийный убийца и каннибал Головкин. Всего в 1996 г. были казнены 62 человека .
Советская и постсоветская Россия в течение длительного периода времени относилась к числу стран (наряду с Китаем, Ираком, Ираном, Нигерией) с самыми высокими показателями осуждения к смертной казни и ее реального применения.

В России смертная казнь сохраняется в законодательстве. Согласно действующей Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (с поправкой от 21 июля 2014 г.) , «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей» (ч. 2 ст. 20). Таким образом, Конституция РФ определила временный характер применения смертной казни.

Российская Федерация, подписав 16 апреля 1997 г. Протокол № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. , – в рамках интеграционного процесса в Европейское сообщество, – приняла на себя и международно-правовое обязательство отменить это наказание. Данный Протокол направлен на отмену смертной казни в мирное время: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен» (ст. 1).

В соответствии с основным принципом международного права ; принципом соблюдения договоров (pacta sunt servanda), который распространяется на международные договоры и до вступления их в силу, «государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если: а) оно подписало договор… под условием ратификации… до тех пор, пока оно не выразит ясно своего намерения не становиться участником этого договора…» . Таким образом, Россия еще до вступления для нее Протокола № 6 в силу была обязана воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, т. е. смертная казнь применяться не может.

Однако, Государственная Дума до сих пор не приняла закон об отмене смертной казни и не ратифицировала подписанный президентом Б. Ельциным Протокол №6 к Европейской Конвенции по правам человека, запретивший применение смертной казни в мирное время в странах, подписавших Конвенцию. Не ратифицирован Думой и Протокол № 13 к Европейской Конвенции, полностью отменивший смертную казнь (как в мирное, так и в военное время). Запрет на назначение смертной казни был установлен Конституционным Судом РФ в Постановлении от 2 февраля 1999 г. № 3-П «до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей» (п. 5) .

Однако такое решение Конституционного Суда является компромиссным. Необходимо ратифицировать Протоколы №№ 6 и 13 к Европейской конвенции и законодательным путем исключить наказание в виде смертной казни. В ноябре 2009 г. Конституционный Суд РФ вновь подтвердил невозможность назначения и применения смертной казни .

По моему мнению, смертная казнь давно должна быть навсегда исключена из системы наказаний в уголовном законе России (ст.ст. 44, 59 УК). А США не могут считаться вполне цивилизованной страной, пока в ряде штатов сохраняется смертная казнь.
Интересно, что в царской России за 80 лет с 1826 по 1906 гг. были приговорены к смертной казни 612 человек (около 8 в год), из них казнены в среднем 2 человека в год . Так, по делу декабристов были приговорены к квалифицированной смертной казни (отсечение головы, четвертование) 39 человек, казнены – 5 (повешены); за участие в польском восстании 1830 г. приговорены к смерти 262 человека, ни один из них не был казнен («не были разысканы»); по делу петрашевцев 1849 г. приговорен к расстрелу 21 человек, ни один не был казнен. Проклинаемый советской властью царский режим был намного гуманнее «социалистического»...

                Некоторые выводы
Жизнь любого человека – абсолютная ценность, что юридически закреплено как в международных правовых актах (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года), так и в Конституции РФ (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ: «каждый имеет право на жизнь»). Смертная казнь отрицает неотчуждаемое право человека на жизнь.

Лишение жизни – умышленное убийство - является тягчайшим преступлением.
Смертная казнь является умышленным убийством со стороны государства, что совершенно недопустимо. Академик В.Н. Кудрявцев утверждал: «не может быть никакого нравственного обоснования для расправы с отдельным, уже беззащитным и теперь не опасным человеком, для применения смертной казни к преступнику. Эту меру необходимо исключить из набора криминологических стратегий» .

Доводы сторонников смертной казни о том, что она служит предупреждению тяжких преступлений, опровергается всей историей человечества. Как было показано выше, с отменой смертной казни количество преступлений, за которые она могла быть назначена, не увеличивается, а сокращается. Это подтверждается и динамикой уровня убийств во всем мире с конца 1990-х – начала 2000-х годов: уровень убийств сокращается, прежде всего, и в большей степени в странах, где смертная казнь не применяется. В частности, в России вскоре после прекращения практики применения смертной казни (1996 г.) и наложения моратория на ее применение (1999 г.) уровень убийств (в расчете на 100 тыс. населения) снизился с 23,1 в 2001 г. до 5,8 в 2018 г.   

Смертная казнь является необратимым наказанием. Это означает, что в случае судебной ошибки приговор к смертной казни, приведенный в исполнение, не может быть «исправлен» при выяснении ошибки. А судебные ошибки неизбежны в любом государстве, в любой правовой системе.

Надуманы и наивны доводы сторонников смертной казни об экономической невыгоде пожизненного заключения. Конечно, расстрелять «выгоднее». Но нравственнее ли это? Да и доля осужденных к пожизненному заключению ничтожна в общей массе заключенных. И расходы на содержание пожизненно осужденных мизерны по сравнению с многочисленными неоправданными расходами государства. Этот довод сравнения ценности жизни человека и затрат на его содержание мне представляется не только не убедительным, но и совершенно безнравственным. Как пишет В.А. Бачинин, «государство, посягающее на главное естественное право своих граждан, неизбежно входит в замкнутый круг имморализма и неправа и становится их проводником» .
Смертная казнь безусловно должна быть отменена и исключена из перечня наказаний в УК РФ.