Два письма Сталину

Исай Фейгельман


В декабре 1980 года я ехал поездом в Москву. В купе зашёл разговор о событиях в Польше. Один из попутчиков, сухонький старичок с орлиным взором, отличался резкостью и категоричностью суждений, требовал немедленного ввода советских войск: «Мы потеряли в Польше 600 тысяч солдат!» Оказалось, что он был в Харькове с лекциями. Я спросил на какую тему. Старичок достал свой чемоданчик и извлёк оттуда буклет с фотографиями большого размера. На этих фото был он рядом со многими советскими знаменитыми маршалами. Как сейчас помню одно из фото: поющие маршалы Жуков, Конев, Рокоссовский и другие, а на переднем плане — наш старичок, размахивающий руками. Подпись под этим фото: «А.С. Магид дирижирует хором маршалов Советского Союза». Оказалось, что во время Великой Отечественной войны он был руководителем выездной редакции "Правды" - редактором выездной газеты «Все для фронта».
Когда мы утром вышли на перрон, была настоящая метель, старичка никто не встречал. Я взял его чемоданчик и предложил провести до дома. Зайдя с ним в квартиру, я
сказал: «Мне очень хотелось бы встретиться с вами, если это возможно». Он поблагодарил меня, сказал, что будет рад и дал номер телефона. Мне так не терпелось, что вечером того же дня я позвонил и спросил, когда можно прийти.   «Я выдыхаю поездку в Харьков, сижу дома, приходите, когда удобно вам».
Через день я пришёл с гостинцем. Магид стал расспрашивать «кто я и что я». Узнав, что я окончил авиаинститут, сказал: «Тогда я вам кое-что покажу» и принёс свою книгу об авиаконструкторе А.Н. Туполеве: «Я был единственным журналистом, с которым Туполев общался!» Когда в октябре 1937 года А. Н. Туполев был арестован, Магид написал письмо Сталину. Он показал мне текст этого письма, там была такая фраза: «Я, Магид  Александр Самойлович, свидетельствую, что А.Н. Туполев никогда не проектировал истребители».
Дело в том, что одним из пунктов обвинения было: «Будучи в Париже в 1935 году, лично передал шпионские сведения о самолетах-истребителях министру авиации Франции Денену».
Я спросил: «И сколько лет Вы отсидели? - Нет меня не посадили».

С тех пор прошло много лет, появился Интернет. Перелистывая свою старую записную книжку, я наткнулся на телефон Магида и сделал запрос о нём. После биографии, перечня его книг и т.д. я обнаружил документ под названием «Александр Магид. Доносы Сталину». Ниже выдержки из этого документа.
***
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗА С.С.Р. товарищу СТАЛИНУ И.В.
Еще раз к вопросу о бдительности. Некоторые существенные замечания и предложения

…О мнимом так называемом еврейском вопросе
В «Правде» долгое время почти каждый вечер околачивался в кабинетах Гершберга — зав. экономическим отделом, Бронтмана — зав. отделом информации, Гольденберга — зам. зав. иностранным отделом, Рыклина и Верховцева — некто Шимелиович, бывший главврач Боткинской больницы. Его здесь, начиная с 1942 года, эти люди обо всем информировали, даже давали читать «белый ТАСС». На квартирах друг у друга встречались. В общем, дружба была неразливной, как говорится в пословице. И что же, как выяснилось, Шимелиович оказался шпионом, а эти люди, вольно или невольно, его пособниками. Как же некоторые газетчики и др. работники расценили вполне правильный вывод, что указанные лица были уволены. Вот вам яркий пример: В феврале меня встречает писатель Крейн и говорит:
- Знаешь, из «Правды» всех евреев увольняют.
- Я ответил:— Не евреев, а прохвостов!
Или вот бывший инженер завода № 156 Уралов говорит:
       - На евреев идет гонение.
А какие факты? Мол-де арестован Шимелиович, тот самый главврач из Боткинской больницы. Отвечаю:
       - Не еврей, а шпион.
На этих фактах вы можете видеть, как иные за уши притягивают сюда так называемый «еврейский вопрос», забывая о том, что тем самым играют на руки подлым англо-американским разведчикам и шпионам, раздувающим этот «вопрос» в своих гнусных целях.

Надо поддерживать, а не травить людей, разоблачающих таких лиц. Должен Вам сказать, дорогой товарищ Сталин, что еще в 1945 году я начал разоблачать этих людей (правда, по другому поводу), когда еще работал в «Правде». Но поддержал ли меня кто в этой борьбе? Нет, и больше того, тов. Поспелов даже добился моего снятия за это из «Правды». Он на заседании КПК как раз бряцал письменным заявлением как раз этих лиц — Гершберга, Бронтмана и Гольденберга, что, мол-де, Магид склочник и надо его убрать из «Правды». (Это их заявление хранится в деле от 1 ноября 1945 года.) И даже после этого т. Поспелов вместе с Сиволобовым, Гребневым, Креславским и другими травили меня на каждом шагу. Не хочу всего Вам перечислять и занимать этим Ваше внимание».

***

Самое удивительное для меня здесь: по сравнению с героем этого рассказа товарищ Поспелов - сталинский идеолог, главный редактор газеты Правда, выглядит порядочным человеком.