Страх и трепет

Виктор Ляшенко
Созависимость берёт начало в отказе занимать свою собственную позицию, в нерешимости на собственное решение, на поступок. Такая нерешимость порождает постоянное тревожное ожидание и страх остаться одному.

Можно было бы подумать, что это «травма брошенности», которая произошла когда-то в прошлом, порождает этот страх.

Но всё с точностью до наоборот: «травма брошенности» возникает из-за того, что я останавливаю свою собственную энергию (например, энергию злости, или энергию любви), сжимаю и замораживаю себя, не решаясь на какой-то активный поступок.
Возможно, этим я себя спасаю, помогаю выжить. Но суть дела от этого не меняется: энергия остановлена, и именно это породило то, что можно назвать психологической травмой.

Если есть тревога (и тревожность как обычное состояние), то это значит, что в чём-то я не определяюсь, на что-то не решаюсь, чего-то не признаю и надеюсь на что-то, что находится вне зоны моей личной ответственности, что не от меня зависит (например, надеюсь, что другой станет вести себя иначе, или кто-то меня спасёт и т.п.). А что зависит от меня – того не обнаруживаю и не делаю.