Две притчи о неплодоносящей смоковнице

Игорь Лощинин
Неплодоносящая смоковница упоминается в евангелиях дважды.
Первую историю-притчу Иисус  рассказывает ученикам примерно за полгода  до торжественного въезда в Иерусалим.

Господин "имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её." (Лк 13:6-9)

Предшествующий  рассказ о погибших от рук Пилата галилеянах, «которых кровь смешал Пилат с жертвами их»(13:1) и о  людях, погребенных под  обломками упавшей башни, является предостережением и  призывом к покаянию. Этот контекст фактически является  прологом-пояснением к притче.

Виноградарь говорит хозяину, что окопает смоковницу и обложит ее навозом — может, тогда она даст плод; если же нет, то «ты срубишь ее»  ,т.е. «рубить» смоковницу или отдавать приказ срубить ее будет не виноградарь, а сам  господин. По умолчанию  ( у притчи нет концовки) предполагается,  что господин принял совет виноградаря.

В Библии смоковница не является таким прямым символом Израиля, как виноградник или виноградная лоза, но образы смоковницы и смокв всегда ассоциировались с покоем и процветанием, а их отсутствие -считалось проклятием и наказанием ( Втор 8:8,4 ;Цар 18:31).  Мечта сидеть под собственной смоковницей  и виноградной лозой  стала символом мессианского века ; смоковница принадлежала к числу  растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной ( Втор. 8: 8). Смоковницы сажали в виноградниках , чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31).
Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля она стала символом мудрости.Бесплодное растение символизирует  неверность народов или отдельных людей (Ис 5:1-7), а вырубание виноградника или смоковницы является метафорой суда (Пс 104:33, Иер.29:17)
Смоковница приносит  ранние плоды в мае и июне, а поздние -с августа по октябрь.

При толковании  учителями и св отцами Церкви считалось, что
«виноградник» - это еврейский народ или мир человеческий;
«смоковница»— народ иудейский, «производящий одни только горькие листья, а плодов не приносящий», или -все человечество и каждый человек;
«виноградарь» — Сын Божий Христос, явившейся во плоти для того, чтобы «приложить попечение и очистить виноградник»;
«унавоживание»-учение о смирении (покаянии).

Св. Феофилакт Болгарский так комментирует эту притчу:
« каждый из нас в частности есть смоковница, посаженная в винограднике Божием, то есть в Церкви или, просто сказать, в здешнем мире. Бог приходит искать плода, и если находит тебя бесплодным, повелевает тебя исторгнуть из здешней жизни. Но виноградарь может пощадить. Кто же этот виноградарь? ... каждый сам для себя есть виноградарь. Часто, подвергшись смертной болезни или иным опасностям, мы говорим: Господи! Оставь и на этот год, и мы покаемся. Ибо это означает окопать и обложить навозом… Если принесем плод, то хорошо; а если нет, то Господь не оставит уже нас в Своем винограднике, но исторгает из здешнего мира, чтобы мы не занимали напрасно места. И кто видит грешника долго живущим, тот сам портится и делается хуже, и таким образом оказывается, что грешник сам не приносит плода, да препятствует другому, который мог бы принести плод. Если же он будет исторгнут из здешней жизни, то видевшие посечение его, может быть, придут в чувство, переменятся и плод принесу».

Особый интерес представляет  вопрос о связи притчи у Луки(13:6) с эпизодом проклятия неплодоносящей смоковницы у Мф24:32-33 и Мк 13:28-29. У Луки  такой эпизод отсутствует, поэтому некоторые комментаторы считают, что Марк и Матфей превраили притчу Луки в эпизод с проклятием, а другие — что Лука превратил проклятие смоковницы в притчу.

История с проклятием смоковницы, описанная Марком и Матфеем, произошла  через полгода после произнесения притчи Луки, когда Иисус пришел в Иерусалим на праздник Пасхи.
"Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. 20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? 21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: "поднимись и ввергнись в море", — будет; 22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите." (Мф 21:18-22)
Марк делает важное замечание: "Ибо еще не время было собирания смокв" (Мк 11:13).

Итак, Иисус стал искать смоквы (инжир) на дереве, на котором никаких смокв еще не могло быть.
Возможно, что со смоковицей было не всё в порядке и она действительно была бесплодна , хотя в евангелии ничего об этом не говорится. А может, через какое-то время она дала бы плоды.  Или   - это история не  о том,как  Христос убил смоковницу, а о  странном  уроке , уроке о силе веры ?

В обоих случаях речь идет о бесплодности, но повествование развивается по-разному. В рассказе о проклятии нет никакого намека на просьбу умилосердиться и повременить.
У Луки ничего не упоминается о листьях, в то время как у Матфея и Марка это важная  подробность. Таким образом, как считают  современные ученые, прямой связи между  двумя историями нет. И в то же время , можно считать, что история с проклятием после «отсрочки» суда является продолжением притчи.

Кому же адресована притча: народу в целом , его начальникам и вождям , или отдельному человеку?
Некоторые авторы считают, что Лука  предназначал эту притчу каждому отдельному человеку.
Скорее всего, проповедь Иисуса о  покаянии, как и проповедь Иоанна Крестителя,  была адресована всему народу в целом, а не  только его вождям.
У Луки форма притчи- предостережение. Притча  говорит о грядущем, но отсроченном суде и призывает к покаянию.
Катастрофа откладывается, и есть надежда, что гибель можно избежать.

Притча Луки тесно перекликается  со словами Иоанна Крестителя о том, что секира уже лежит при корнях ( Мф3:10 — Лк 3:9). Но есть серьезные расхождения между  учением Иисуса и проповедью Иоанна. Кризис, провозглашенный Иоанном,не смягчается, но временно  откладывается, чтобы посмотреть, не принесет ли дерево плода.
Если Иоанн говорит : «Время суда настало», то Иисус учит: «Время еще есть, но его немного».
Т.о. притча Луки не обещает отменить суд: суд откладывается временно — и эта отсрочка является призывом к покаянию.
 Итак, причина суда  у Луки- отсутствие плода и предостережение накануне суда.

Если в притче Луки смоковница пощажена в надежде будущего плодоношения и этим изображается Божие долготерпение к грешникам, то в эпизоде с проклятием смоковница  проклята за неплодие в знамение правосудия, которое рано или поздно казнит нераскаянных. Во второй притче показано, что долготерпение имеет срок, описан «суд» над смоковницей за «нераскаянность» и  «лицемерие»  ( обилие  листьев при отсутствии плодов) и «приговор», который настигнет нераскаявшегося грешника

Феофилакт и Златоуст усматривают в этой притче "карательное чудо" над смоковницей. Христос таким образом проявляет Свою силу, желая показать ученикам, что если бы было нужно, то Он легко мог бы покарать и Своих врагов (Мф21:21) : "если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет".

Когда Пётр обращает внимание Иисуса на засохшую смоковницу, Он никак не объясняет своего проклятия, а говорит лишь о том, что можно творить чудеса, обладая верой .
И все же  странно, что демонстрируя свою власть над всем живым, Иисус, превращавший воду в вино, слепых делавший зрячими, мёртвых оживлявший , только одной, именно- смоковнице приказал засохнуть ? Если Он только хотел продемонстрировать свой талант чудотворца, то ведь мог бы приказать смоковнице дать свежие плоды и оставить её в покое, но почему-то предпочёл проклятие.Почему же Он не "простил" смоковницу за то, что "своим обманчивым видом вводила в заблуждение", хотя призывал прощать "до семижды семидесяти раз" (Мф18:22), то есть прощать  всегда, неограниченное число раз?

Можно предположить и такое  «научное»  объяснение.
Ни одна смоковница не плодоносила когда-либо в апреле: это слишком рано. Однако мудрецы ВЗ утверждали, что Тора, как и смоковница, даёт свежий плод „в ЛЮБОЕ время“. И в этом они были не совсем точны. Как утверждает Оксфордская Библейская Энцикл-ия, плодоношение этого уникального дерева продолжается не „всё время“, а всего лишь 10 месяцев. Возможно, именно это дало повод Иисусу показать несостоятельность утверждений мудрецов на примере этой несчастной смоковницы. Листья на ней указывали , что был сезон плодов, а время года - что сезон не наступил. В любом случае, отсутствие плодов в тот момент, когда Христос подошёл к этому пусть даже единственному дереву, могло дать  основание утверждать, что мудрецы ошибаются и их мудрость - бесплодна, как и это дерево. Никто не должен быть бесполезным, а тот, кто не приносит никакой пользы, идет к своей гибели.Таков закон жизни. Существование любой вещи оправдано лишь тем, что она выполняет цель, для которой была предназначена

Христос, конечно , не мог не знать, что не время для плодов и уж, конечно, "проклял" смоковницу не просто оттого, что "взалкал" .
"Кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море и не усомнится в сердце своём ,..сбудется...." С одной стороны, Иисус говорит  о великой силе молитвы с верой, а  с другой - призывает знать цену словам: не разбрасывать проклятия всуе . Один подобный урок уже был дан, когда апостолы просили Иисуса помолиться о том, чтобы с неба сошёл огонь и пожёг "их ВСЕХ" - жителей деревни, не принявших Христа(Лк 9:55).
Существует вера как доверие, как преданность.Но есть ещё СЛЕПАЯ вера - вера , не допускающая никаких сомнений, корректировок; вера, которая может привести к фанатизму и инфантилизму, к хаосу и разрушению. Может, благодаря этому уроку, горы и моря стоят и сейчас на своём месте.

На библейские книги , и особенно, - притчи Иисуса имеются тысячи возможных вариантов трактовки. Какие ближе к тому, что Он хотел сказать? Для нас это  остается загадкой. Есть ли какие-то ограничения толкований? Иногда из-за обилия комментариев теряется смысл; слова (и действия) Иисуса трактуются совершенно противоположным образом. Пример тому - толкования этой загадочной "истории" о смоковнице.