Путевка в Канаду

Михаил Филатов
 В советское время выехать за границу обычным гражданам было делом весьма проблематичным. Однако, были и для простых людей некие квоты на выезд. Одной из таких квот можно назвать особые спортивные достижения, подкрепленные хорошей учебой и примерным поведением.
  Мой одноклассник Роман с самого детства занимался хоккеем и первому критерию (особые спортивные достижения) отвечал полностью, но вот по двум остальным была печалька. Природа наградила парня феноменальными физическими данными, которые еще больше укрепились в хоккее. Уже в 14 лет он был среди первых кандидатов в основной состав «Химика», и, надо сказать, что играл он действительно здорово. Однако, в школе все было в точности наоборот. Уже в седьмом классе его побаивались старшеклассники, в тот момент он был выше всех на 2-3 головы, что говорить о физической форме. Лупил Роман почти всех без разбора (слово «почти» применялось в кругу особо приближенных, которых он не трогал). Не понравилось, кто как посмотрел и не дай Бог что-то еще сказал- все, затрещина обеспечена. Непослушных он заставлял носить свой и чужие портфели из кабинета в кабинет, а иногда, ради смеха, прыгал сверху на такого ученика, падал вместе с ним и портфелями, последний получал затрещину и продолжал свой путь. Не сказать, что Роман был глупый- наоборот, просто у него не было ни времени, ни желания хорошо учиться, да и что греха таить, до определенного момента закрывались глаза на его, мягко говоря, плохое поведение. Но однажды наступил момент, когда двух человек из «Химика» пригласили в молодежную сборную, которая готовилась к чемпионату в канадском Тороно, и одним из них был Роман. Однако, чтобы поехать в Канаду, нужна была положительная характеристика из школы и отсутствие неудов по предметам.
   Директор школы получил запрос из спорт. комитета и направился к нашей классной руководительнице. Маргарита Альбертовна (преподавала французский) была женщиной принципиальной и написала правдивую характеристику, с которой не взяли бы даже в спец. учреждение. Директор вызвал ее на ковер и стал рассказывать про честь школы и другие подобные вещи. Маргарита выдвинула свои требования, после которых у Ромы был общественно- полезный труд после уроков (под присмотром отца он мыл коридоры, и вел он себя тише воды, ниже травы, все подумали поначалу, что наш хоккеист заболел. После двух недель испытаний, классная согласилась написать повторную характеристику, но тут встал третий пункт- наука, которую за две недели не освоишь, даже на три балла.
  Некоторые учителя, увидев, как Роман тщательно драил полы, согласились поставить трояки, кроме одной- учительницы химии. Химичка- это был тот случай, когда призвание совпало в выбранной профессией, она бредила своим предметом и делала все для того, чтобы те, кого она учит, его знали. Роману она не ставила двойки, чаще или просто мочала и не спрашивала или просто рисовала в дневнике «1». На педсовете решили, что нужно натянуть тройку по химии и для этого посадить хоккеиста с сильным учеником. Сильным учеником оказался ваш покорный слуга. У Ольги Петровны (так звали химичку) было свое условие, что если Роман напишет итоговую четвертную контрольную хотя бы на три балла, она поставит итоговую оценку «3».
  Мне поступило коммерческое предложение от моего нового соседа по парте, что если я помогу ему решить задачи на контрольной, он привезет мне из Канады пачку жевачек в форме сигарет (огромный дефицит в то время). Я ответил, что если будет возможность, то помогу. На решение своего варианта я потратил менее половины урока, а потом, буквально на автомате, решил вариант своего соседа, который в аккурат под конец урока успел его переписать.
 На следующий день произошло событие, в которое за день до этого никто бы не поверил. Ольга Петровна вошла в класс с журналом и тетрадями с нашими работами. Вид у нее был весьма задумчивый и даже, можно сказать, загадочный. Встав перед своим учительским столом, она объявила, что за итоговую контрольную в классе всего две отличные отметки, и обратилась ко всем, что как вы думаете у кого? Первая пятерка (не хоккейная) была у меня, а вторая (вот чудо!!!) была у моего соседа Романа. Она не могла нарушить своего слова, хотя итоговая оценка была «удовлетворительно», но ее хватало для поездки в Канаду.
  Наш хоккеист вернулся из-за границы счастливый- команда заняла первое место и ему уже было гарантировано место в основном составе «Химика». Про меня он забыл, да я, если честно, ничего и не ждал, лишь чуть позже подошел к нему и попросил в качестве оплаты не трогать моих друзей- одноклассников. Он действительно более никого не трогал, может просто повзрослел, а может просто переключил внимание на другие горизонты. Мы закончили восьмилетку, получили аттестаты, я пошел в десятый класс и с тех пор более не видел Романа, хотя от друзей слышал какое-то время о его больших спортивных достижениях, которые точно были на «отлично», а вот все остальное….