Футурология как экстраполяция истории. Часть 4

Лев Хазарский
 

Без малого за две тысячи лет до ацтеков, македонцы тоже столкнулись с ужасными, невиданными чудовищами. Это были слоны. Но покорители мира не   испугались  грозного врага, мгновенно научившись тому, чего так и не сумели освоить насельники Месоамерики.  Доски с гвоздями и вязанки горящего хвороста быстро решили проблему.
 А через четверть века, в битве при  Ипсе, македонцы использовали до шестисот слонов. Эти «живые танки» бились меж собой, нарушая все законы тактики, не хуже, чем настоящие танки под Прохоровкой 2244 года спустя!
Не отступая от сюжета, будем гнуть одну и ту же линию: «почему македонцы ничего не боялись?».


Поставив перед собой на курултае 1206 года задачу завоевать мир, монголы даже приблизительно не представляли,  как он велик. Однако в течение столетия план был практически выполнен.
Если до Индонезии они добрались лишь к концу века, то Хорезму повезло меньше. Там всё было сметено уже к 1221 году.
  Ужас, охвативший хорезмийцев,  просто неправдоподобен. Зафиксированы случаи, когда пьяный, безоружный монгол встречал кучку местных жителей, выбирал дехканина  поупитанней и требовал, чтобы тот, улёгшись лицом в грязь, ждал своего истязателя до утра.  С наивной непосредственностью монгол объяснял жертве, что оружие он оставил дома. А вот утром протрезвеет, найдёт саблю,  тогда башку и отрубит.  И хорезмиец ждал. Ведь если просто отсекут голову – это одно. А когда свежуют заживо за непослушание, посыпая раны, солью - это совсем другое.


 Для объективности заметим, что после битвы при Легнице, 1241 год, в которой бездарно полегла лучшая рыцарская конница Европы, христианнейшие государи  от ужаса потеряли волю к сопротивлению. Дни и ночи они проводили в храмах, уповая только на Господа. Учитывая, что Западный поход монголов неожиданно прервался, а завоевания других частей света длились ещё полвека, мы просто вынуждены констатировать: ставка европейцев на высшие силы оказалась верной!
               
 

Трагические поражения Красной Армии в 1941г – наша неизгладимая боль. Полагаю, потребуется ещё несколько столетий для формирования объективного, непредвзятого взгляда на события.
Возьмём аналогичный случай. И на Калке, и, даже, на Сити элитные русские войска были разбиты малочисленными разведотрядами монголов.  Прошло восемь столетий, но и сегодня данное обстоятельство, как минимум, не акцентируется. Ведь куда приятней вспоминать Пушкина  с его тирадой о   бескрайних просторах Руси, поглотивших монголов.
Патриот России не станет восторгаться подвигами полка Бранденбург 800 и Отто Скорцени, а немцам не положено. Они свою историческую вину ещё не искупили.
 Но ведь и американцы не шумят о своём позоре в декабре 1944 года, когда  измотанные боями остатки немецких танковых соединений, прорвавшись через Арденны, в четвёртый раз предоставили оппонентам возможность наступить на одни и те же грабли: 1870г., 1914г., 1940г., 1944г.



Говоря о причинах катастрофы 1941г, указывают на отсутствие боевого опыта. Халхин-Гол, полнокровная Финская война, захват Бессарабии и Северной Буковины, раздел Польши, присоединение Прибалтики. Не говоря уже о бесценном опыте боёв в Испании.  Это не так уж и мало даже на фоне Французской кампании Вермахта, не говоря об оккупации Дании, давшей потерю одного бойца.
Пропаганда  внушала полную уверенность в непобедимости первого в мире социалистического государства. Количество вооружений и их качество, за исключением средств связи,  полностью соответствовали задачам времени.  Солдат хватало.
Но удержать фронт не удалось нигде. Объяснить это только чисто материальными аспектами невозможно. Уже утром 22июня от границы на восток потянулись беженцы. А впереди партийные бонзы на полуторках с фикусами в кадках.
 Что вселяло в них страх?! Уж никак не содержание передовиц газеты «Правда».


Товарищ Сталин, хотя и выучился на попа, материалистом был стойким. Во всякую бесовщину и прочую метафизику не верил. А если и учитывал данный фактор, то лишь с позиций, как бы нам задействовать в борьбе за нашу победу и товарища Бога. Силу духа измерять, пока не научились. Но это вовсе не значит, что она не существует. Разбитые под Москвой немцы не побежали, как наполеоновские шаромыги. И даже после Сталинграда были готовы на реванш.
Сила духа Вермахта уменьшалась  в строго прямой корреляции с количеством убитых немецких солдат.
Окружения частей Красной Армии  под Киевом и Вязьмой не сравнить ни с Демянским котлом, ни, даже, со Сталинградским. Мы просто не имеем права по отношению к немцам употреблять термин «героизм». Но солдатскому долгу они были верны до конца. Несмотря на то, что в битве за Берлин принимал участие совсем не тот «человеческий материал», что перешёл границу в июне сорок первого.


В век массовых коммуникаций тяжело представить, что парни 1924-1927года рождения, которые выдержали последний удар Вермахта на Курской дуге, разгромили его в безупречной операции «Багратион» и вошли в Берлин, вообще ничего не знали о страшных поражениях начала войны.
И дело не только в усилиях особистов. Большинство участвовавших в   сражениях 1941-1942г.г. красноармейцев  были убиты или сгинули в плену. А тем, кто выжил, вовсе не хотелось говорить юным победителям  о своих фатальных неудачах.
 Ментальная инфекция, эпидемия страха, не передалась от носителя к носителю. С каждой победой драйв нарастал. Эти солдаты готовы были идти уже и до Лиссабона. Но послали их в другую сторону.


Заметим, чтобы выйти на Куликовскую битву, русским понадобилось 140 лет, и ещё ровно век для Стояния на Угре. Здесь же хватило и двух лет.
Война с Японией не являлась для нас ни отечественной, ни народной. В отличие от японцев, которые были сплошь смертниками.    Но профессионалы легко разгромили героев. Соотношение потерь 1: 50.
 Для описания событий лучше всего подходит слово кураж. Уверенность в победе была невообразимой. На Курилах у японцев оказалось огромное количество танков, десант же вообще не имел противотанковых орудий. Танки расстреляли  корабельной артиллерией, противотанковыми ружьями, а остатки забросали гранатами. Ничто не могло остановить Красную Армию, кроме приказа Верховного Главнокомандующего: «Хоккайдо не брать».
Открытым остаётся вопрос: «что мешало РККА воевать так же за четыре года до этого, и почему данный  фактор перестал действовать?».
 

Махровые атеисты, которым, как говорится, «ты ему … в глаза, а он – божья роса», уловили одну интересную мысль: люди создают себе богов по образу и подобию своему. Как хорошо известно, в первоисточнике было всё как раз наоборот. В переполненной сарказмом фразе речь, конечно, идёт о переносном смысле, но всё не так однозначно.
  Модель биологической эволюции сегодня не оспаривает даже Римский папа. О креационистах, как говорится, или ничего, или только хорошее. Если мы признаём, что всё мироздание есть продукт эволюционного развития материи, почему считаем, что эволюционировать могут  только биологические формы материи, то есть живое вещество?!


На самом деле эволюция существовала всегда. Флуктуации вакуума породили сингулярность, которая привела к Большому взрыву. Затем гравитационное взаимодействие отделилось от остальных фундаментальных взаимодействий.
Вселенная прошла через ряд фазовых переходов, вызвавших образование физических сил и элементарных частиц в их современной форме. Дальнейшая эволюция привела к формированию атомов и молекул, что открыло прямой путь к  зарождению жизни.
 Но от возникновения первых молекул до появления молекулы-репликатора, то есть старта жизни,  прошли миллиарды лет.
 Эволюция никогда не прерывалась и постоянно ускорялась. Прокариоты существовали сотни миллионов лет, прежде чем уступили   дорогу эукариотам.    Сапиенсы истребили неандертальцев без угрызений совести,  как и англосаксы тасманийцев. Эволюции неведома мораль.
Сапиенсы, вершина эволюции, появились всего лишь двести тысяч лет назад. С самого начала они развивались как общественные существа: возникли культура, религия,  идеология. Ничего этого  у животных нет.


Изначально ведутся споры о материальности мышления. Идеи нельзя потрогать, но отрицать их существование глупо. Мысли людей породили информационное пространство, которое стало самостоятельно развиваться по тем же самым законам эволюции, которые привели к появлению вещества и жизни. Если материален даже вакуум, то, что ж тогда говорить об информации.
Данный парадокс не мог не породить теорию мемов. Что на сегодня известно о мемах? Как ни прискорбно осознавать, но любой биологический объект, включая человека, это машина для жизни генов – репликаторов.  А   мемы – репликаторы есть модель эволюции информационного пространства.
Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.


Подобно генам, мемы — это репликаторы, которые для размножения копируют сами себя. Мемы могут размножаться по воле носителя или помимо неё. Успешность их воспроизводства зависит от окружающей культурной среды и от наличия такого носителя, который намеренно пытается распространять мем. Мемы могут видоизменяться, комбинироваться и разделяться, чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы, умы людей-носителей, и, в результате, подвергаются естественному отбору.
 По существу, мемы — это информация, но их функционирование имеет заметные поведенческие проявления.
 Мемы часто образуют группы,  комплексные мемы - мемплексы, объединяющие несколько мемов для совместного овладения умами носителей и для усиления в борьбе за них.  Такие мемы становятся «психическими вирусами».



Если теории мемов нет ещё и полвека, то об эгрегорах известно уже тысячи лет. Под эгрегорами понимаются иноматериальные образования, возникающие из некоторых психических выделений человечества над большими коллективами.
 Эгрегоры лишены духовных монад, но обладают временно сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности.
Эгрегор это энергоинформационная структура, изначально возникающая из направленных эмоций и мыслей группы людей, объединённой общей идеей.         
Постулируется наличие различных эгрегоров: религиозных, родоплеменных,   магических орденов, некоторых философских учений, творческих школ,   социальных движений и т. п. В общем случае эгрегор можно охарактеризовать как некое порождение мыслей группы людей, действующее независимо от каждого из членов группы, а возможно, и от всей группы в целом.
Как видим, эгрегоры весьма схожи с мемами и практически неотличимы от мемплексов.
               
 
В контексте приведённых особо ярких исторических примеров, мы готовы заявить: мемы и эгрегоры – это не просто порождение мысленной деятельности  людей.  Это паразиты, которые питаются нашей психической энергией.
Сюда можно отнести целый сонм ментальных созданий: бесов и чертей, ведьм и леших, домовых и приведений.
Поднимая градус полемики, мы позволим себе спросить: за счёт чего выжил Белый Бог тольтеков, майя и ацтеков и кто поселился в Ковчеге Завета?!