Бригадный подряд

Геннадий Старков
Когда появились первые компьютеры я буквально влюбился в это чудо. В нашей больнице я уговорил главного врача, съездил на фирму, оформил договор, и привез первые два компьютера. IBM PC-XT 486. Оба поставили в отделе статистики. Я используя только help, потому, что литературы по компьютерам тогда еще не было, изучил три программы. Обилие компьютерной  специализированной литературы появилось позже. Одной программой был текстовой редактор PE-2,  далекий предшественник Word. Второй – электронная таблица Supercalc-3, тоже предшественник, но уже Exel . Девочек из статистики я обучил пользоваться PE-2 и Supercalc-3.  На Supercalc-3 уже появилась возможность простого программирования, и я ,при необходимости встраивал небольшие участки кода в  электронные таблицы, которыми пользовались статистики. Разумеется они быстро освоили и игры, чаще всего Tetris. Труднее всего  мне поддалась программа баз данных – mfoxplus – но это уже был настоящий язык программирования.  Написал две программы. По учету прививок от дифтерии и флюорографии для населения района. Если возникала необходимость получить результат флюорографии  или данные о сделанной прививке, пациент шел в кабинет статистики, где получал распечатанный ответ. Программы работали много лет, пока не заменили компьютеры из-за их древности. Ко мне приходили с просьбой перенести программы на новое железо. Но прогресс в программировании шел с космической скоростью, а я не угнался за ним.
Через пару лет приказал долго жить Советский Союз. И начались лихие девяностые. В поликлинике это проявилось как падение уровня жизни. Редкие и скромные повышения зарплат не успевали за бешеным ростом цен. Врачи и медсестры стали уходить из медицины совсем. Из тех, кто остались, некоторые приторговывали на рынке. Кто-то мешочником ездил в Турцию, кто-то в Польшу. Кто-то мыл подъезды в домах, кто-то подметал остановки. Я, в духе времени, предложил бригадный подряд в поликлинике. Суть его была проста. Мы, врачи, принимаем всех пациентов пришедших на прием, обслуживаем все поступившие вызова. За это мы получаем в свое распоряжение весь фонд зарплаты, положенный на все ставки в поликлинике. Я стал бригадиром. Критериями для начисления КТУ (коэффициент трудового участия) стали число принятых сверхнормативных пациентов и число вызовов , обслуженных на чужом участке. Критерии для медсестер разработали старшие сестры. В конце месяца мне сдавали все отчеты о сверхнормативной работе. Бухгалтерия мне давала сумму зарплаты без КТУ для каждого,  и сумму фонда зарплаты на этот месяц, куда входили дополнительно зарплаты по вакантным ставкам, по болеющим и по находящимся на курсах повышения квалификации. Администрация в лице заместителя главного врача по амбулаторной службе давала мне ведомость штрафных санкций на провинившихся за месяц.  Используя  Supercalc-3 я готовил расчет зарплаты для каждого врача и медсестры, уже с доплатами по КТУ,  для бухгалтерии. За свою работу я получал  30 % от своей ставки. Суммы доплат были разными. Активно работающие врачи ходили наперегонки в регистратуру забирать удобные для них вызова на других участках, где в этот день не было врача. Пациент приходил в поликлинику и всегда попадал на прием. Никто ему не говорил, что он с чужого участка, или время моей работы закончилось. Да были очередь. Но у пациента был выбор, или ты ждешь и попадаешь на прием сегодня, или приходишь завтра, ведь завтра ты тоже гарантированно попадешь на прием, а будет или не будет,  очередь,  будет видно только завтра.  Те врачи, кто хотел уйти с приема вовремя просто предупреждали в этот день регистратуру. Доплаты по КТУ были от 60 до 90 %,  Основной массе врачей это позволили просуществовать и прокормить семью  в эти очень непростые годы, без дополнительных заработков  вне стен лечебного учреждения. Три года это работало. В очередной год администрация отказалась продлить договор с  бригадой.  Я могу только догадываться о причинах. На третий год к нам приезжали врачи из других поликлиник перенимать опыт. Вероятнее всего нашему главному врачу сказали – зачем тебе это надо ? Но самые трудные годы мы пережили, основной коллектив сохранился