Кот Федот

Марина Тенищева
    Жила была одна деревня. Кто был первым её жителем уже никто и не помнит. В лучшие годы 100 дворов насчитывалось, а ныне опустела деревня, покосились брошенные избы, а некоторые и вовсе годились только на дрова. Жилых домов осталось всего три. Доживали в них Баба Нюра, дед Кирьян да баба Зоя. Зимой по опустевшей деревне гулял ветер, заглядывая в осиротевшие дома, завывая в трубах нетопленных печей. Иногда забегали в деревню непрошеные дикие звери: лоси, лисы, зайцы. Но сторожевые псы Байкал, Тишка и Полкан исправно несли свою службу, охраняя немногочисленное хозяйство жителей, козу Дашку, с десяток кур и петуха Прошку, да гусей Севу и Ерёму. Жили все дружно, помогали друг другу. Напечёт баба Зоя пирогов и идёт угощать остальных. А баба Нюра молоком всех поит. Дед Кирьян сено для всей живности заготавливает, огороды на старом тракторе пашет. Только кот Федот ничего не делает, молоко попивает, да на тёплой печи валяется. А как весна придёт, так у пруда полёживает, лягушачьи концерты слушает да бабочек ловит. Рассердился как-то на него Полкан:
- И зачем ты в хозяйстве нужен? Какая польза от тебя? Спишь да ешь. Дармоед ты, Федот.
Кот потянулся и промяукал:
- А у нас, у котов задача – мышей ловить. А где я их возьму? Последних лет пять назад поймал. Вы же их сами в лукошке отнесли в соседнюю деревню. Так что, я свою работу сделал, могу и отдыхать.
- Вот я и говорю, бесполезный ты в хозяйстве, баловством занимаешься, за птицами охотишься, а они, между прочим, гусениц уничтожают, огород наш спасают от разных насекомых. А кто недавно у бабы Зои клубок с нитками по всей избе раскатал? – тявкнул Полкан и удалился к себе в будку.
    Федот недовольно фыркнул и задумался. «Это я то, бесполезный? Да если бы не я, мыши  в доме столько дыр прогрызли, зерна утащили немереное количество. Чем бы тогда хозяйство  кормили?»
   С того дня стал Федот задумчивым. Сядет на завалинку, смотрит куда-то вдаль и молчит. Баба Зоя заметила перемены в нём, заволновалась.
- Что-то наш кот загрустил, не заболел часом.
Баба Нюра покачала головой.
- И от молока отказался. Ой, беда. Я ему и сметанки положила, а он только нос воротит.
  Дед Кирьян сердито произнёс:
- Разбаловали кота, вот он  от жира и бесится.
А Федот все разговоры слышал, обидно стало ему, и решил он уйти из дома.
"Пойду в соседнюю деревню, буду мышей ловить и отпускать, а потом снова ловить. Там меня «дармоедом» никто называть не будет".
    Первые июньские дни стояли жаркие, а в высокой траве было прохладно и кот Федот не оглядываясь побрёл по едва протоптанной дорожке к краю деревни. Ему, конечно, было жалко оставлять бабу Нюру и бабу Зою, но обида была сильнее.
      Дорога к соседней деревне вилась едва приметной колеёй через небольшой лесок. Федот побежал, быстро перебирая мягкими лапками. И вдруг он увидел, как на дорогу, выскочил рыжий зверь и замер. Федот резко остановился, и шерсть от страха стала подниматься, а так как он был сибирским пушистым котом, то сразу увеличился и стал похож на большой шар.
    Рыжий зверь смотрел на него хитрыми глазами и помахивал пушистым хвостом. А потом тявкнул, почти как собака:
 - Ты кто такой?
И стал тихонько приближаться к Федоту. Кот выгнул спину и зашипел:
- Не подходи, у меня когти длинные и острые, вмиг глаза выцарапаю. Кот я. Слыхал, про нас говорят «страшнее кошки, зверя нет».
- А я лисёнок, - и он слегка подпрыгнул на своих длинных лапках, - давай поиграем.
Федот немного успокоился и спросил:
- Во что поиграем?
- В пятнашки. Сначала ты меня ловишь, потом я тебя.
Федот подумал, подумал и промяукал:
- Если это понарошку, давай поиграем. На счёт «три» от меня скорей беги.
        Лисёнок побежал по дороге быстро-быстро, но и кот не отставал от него. Федот лапой достал до хвоста нового знакомого и пустился наутёк. Когда почувствовал, что его вот-вот поймают, прыгнул на берёзу и ловко вскарабкался наверх. Уселся на ветку и теперь посматривал на лисёнка сверху. Тот встал передними лапками на ствол дерева, пытаясь достать Федота.
- Залазь ко мне, здесь так здорово, далеко всё видно, - предложил кот лисёнку.
Тот подпрыгнул и тявкнул:
- Лисы совершенно не умеют лазить по деревьям,- и вдруг навострив ушки, сказал,- меня мама зовёт. Мне пора, приходи ещё поиграем.
         И исчез в кустарнике так же быстро, как и появился. Федот посидел ещё немного на дереве, а потом отправился дальше. Пока они с лисёнком играли, солнышко спряталось за сердитую тучку. Та надулась как воздушный шар и из неё посыпались горошины дождя. Капли звонко колотили по траве, деревьям, тоже приглашая поиграть. Но коты не любят дождь. Федот недовольно зафыркал и решил спрятаться под лапами пушистой ели. Шёрстка его слегка подмокла, а под ветками было сухо. Неожиданно он понял, что здесь он не один. Лёгкий шорох напугал его, он уже был готов бежать к ближайшему дереву, но увидел маленького серого зверька. Тот дрожал сам от страха и прижимал длинные ушки к своей голове. Федот тихонько мяукнул:
- Эй, не бойся. Ты что за зверь?
Тот открыл один глаз, потом другой и ответил:
- Я – зайчонок. Я остался один. Мои родители куда-то пропали. Я уже три дня их ищу. Я очень боюсь, у меня так часто бьётся сердце. Я хочу есть, но мне страшно  выйти из моего убежища.
       Туча поменяла свою чёрную шубку на белое воздушное платье и поплыла дальше лёгким облачком. А солнышко начало клониться за горизонт. Федоту очень захотелось домой. Он вспомнил про миску с парным молоком и тёплую перинку.
- Хочешь пойти со мной? Там обязательно тебя покормят. Поживёшь у нас в деревне, пока твои родители не найдутся. Не бойся, наши хозяева добрые и никого не обижают. Надо торопиться, а то скоро станет темно.
  И они пустились в обратный путь.
        Баба Нюра и баба Зоя ходили по улице и звали Федота. На их встревоженных лицах читалось беспокойство.
- Он наверно, на деда Кирьяна обиделся, - вздохнула баба Зоя.
Баба Нюра печально посмотрела на неё.
- А если он заболел? Он же никогда  от молока парного не отказывался. Как же мы без него будем. Кто нас согревать и веселить будет?- и слезинки покатились по щекам бабы Нюры.

 Удивлённые собаки бестолково бегали вокруг них, а Полкан подумал «Я виноват, я его обидел. И совсем кот не бесполезный. Где искать его теперь?» Солнце почти скрылось за горизонтом, когда из высокой травы выскочил Федот, что-то держа в зубах.
Баба Зоя удивлённо воскликнула:
- Никак мышь поймал?
Кот подошёл к бабе Нюре и аккуратно опустил дрожащий комочек. Та, приглядевшись, ахнула:
- Это же зайчонок. Где же ты его взял?
   Федот начал тереться о ноги хозяек, словно что-то у них выпрашивая. Баба Зоя взяла на руки зайчонка сказала:
- В нашем хозяйстве прибавленье, пойдёмте ужинать.
И все дружной компанией направились к дому бабы Зои.