Советский атаман - турецкий офицер Рагиб-бей

Алексей Николаев 77
15 апреля 1929 года с советской стороны на территорию Афганистана зашел отряд в 2000 сабель. Все бойцы были одеты в афганскую военную форму, но разговаривали при этом на русском языке. На вооружении странных афганцев имелось 4 горных орудия, 12 ручных пулеметов, и радиостанция для связи с командованием.

Кавалеристами командовал герой Гражданской войны Виталий Маркович Примаков, после пересечения государственной границы бойцы сдерживая улыбки, называли его Рагиб-беем. Отряд сопровождали три офицера афганской армии.

В 1928 году дружественного СССР Амануллу-хана сверг недалекий авантюрист Бачаи Сакао, ставший 3-м королем Афганистана. Отряд Примакова должен был разгромить войска узурпатора и вернуть трон законному монарху. Как всегда, продвижению наших интересов в этом регионе мешала Англия.

15 апреля 1929 года советские бойцы прошедшие горнило Гражданской войны, без пыли и шума вырезали афганский блокпост, переколов 50 солдат противника.

Следующая застава Сиях-Герд перестала существовать после 30-минутного боя.

Гарнизон города Келиф заперший городские ворота разбежался по домам после единственного выстрела из пушки.

На привалах красноармейцы веселились и спорили, за сколько дней они с такими «шутейскими» боями дойдут до Кабула. Тем временем Бачаи Сакао узнав о вторжении «неверных», созвал госчиновников, военных, религиозных деятелей и объявил агрессорам джихад.

22 апреля в бою под Мазари-Шарифом пулеметные команды Примакова буквально выкашивали афганцев, идущих нескончаемыми цепями в атаку. Вечером радист передал в Москву шифрограмму: «Отряд ВИТМАРА (Виталий Маркович) взял с боем Мазари-Шариф».

Увидев, как сражаются афганцы, Примаков понял, что им глубоко фиолетово, до мировой революции, они будут убивать всех, кто ступит на землю их родины.

На следующее утро бесчисленные цепи афганцев вновь атаковали наши позиции. Примаков приказал запросить помощь в Ташкенте. Отряд отправленный на помощь не смог форсировать Амударью, и тогда командование решило поддержать наступающих перебросив боеприпасы по воздуху. Аэропланы с трудом «дотащили» до Мазари 10 пулеметов, боекомплекты к ним и 200 артиллерийских снарядов.

Тем временем войска Бачаи-Сакао взявшие Мазари-Шариф в плотное кольцо, перекопали арыки, оставив непрошеных гостей, а заодно и жителей без воды. Примаков запросил у командования газовые артиллерийские снаряды, но получил только поддержку с воздуха.

6 мая советская авиация нанесла бомбово-штурмовые удары по скоплению войск противника запершего примаковцев в городе.

Вскоре к Мазари-Шарифу пробилось наше подкрепление в 400 сабель. Отрядом командовал Зелим-хан, скорей всего под этим именем скрывался опытный красный командир, бывший прапорщик Иван Ефимович Петров. С 1922 года он воевал с басмачами на Туркестанском фронте, знал тактику и специфику борьбы с правоверными партизанами. Именно его отряд входивший в 13-й стрелковый корпус созданный для борьбы с басмачеством осенью 1922 года уничтожил банду курбаши Абду-Саттар-Хана.

Обсудив по рации совместные действия с осажденными Петров мощным ударом под Мазари-Шарифом буквально разметал афганцев.

8 мая советские войска с ходу взяли стратегически важную крепость Дейдади, захватив у противника 50 английских орудий, 20 пулеметов, сотни винтовок и боеприпасов к ним. Вскоре Примаков встретился с отрядом Ибрагим-бека под началом которого было 3000 сабель. Вот как этой бой позже описал Абдулла Валишев - взводный в отряде Примакова:

«По отработанной схеме восемь орудий поставили на главное направление, по два станковых пулемета в 200 м от дороги. С приближением басмачей на 500 м орудия открыли частый огонь: три из них били в голову колонны, три – в хвост, а два – в середину. Заработали и спрятанные пулеметы. Противник бросился врассыпную. Конники лихо орудовали клинками и даже пиками. Через полчаса после начала боя дозор обнаружил еще 1500 басмачей, прискакавших на сей раз с запада. Ими командовал Сеид Хусейн, военный советник Бачаи Сакао.

Два часа длился страшный бой… Басмачи отчаянно сопротивлялись. Выиграть бой помогла военная смекалка Ивана Петрова. По его распоряжению к противнику отправили трех пленных, захваченных у бека, чтобы сообщить главарю второй банды о результатах предыдущего боя – 2500 убито, 176 в плену и лишь трем сотням вояк удалось спастись бегством. Предупреждение подействовало: басмачи сложили оружие. Конечно, если бы оба отряда появились одновременно с противоположных сторон, то, имея 10–12-кратное превосходство в живой силе, они смогли бы смять отряд».

12 мая Рагиб-бей овладел крупным центром Ташкурган, а 18 мая его неожиданно вызывали в Москву. Вместо себя Примаков оставил Али Авзаль-хана – героя Гражданской войны Александра Ивановича Черепанова. Али-Авзаль хан повел отряд вглубь Афганистана, но 23 мая узнал, что войска Бачаи Сакао отбили Ташкурган.

25 мая вернувшись к городу красноармейцы атаковали афганскую дивизию успевшую за два дня прилично окопаться. Город переходил из рук в руки три раза, но победа осталась за Черепановым. Отряд израсходовал все артиллерийские снаряды, но больше всего Али-Авзаль хану не понравился разговор с городскими старожилами. Древние старики предупредили «шурави», что им лучше уйти из города добровольно, пока народ не учинил над ними расправу.

Сталин после разговора с Примаковым приказал отозвать отряд в Ташкент. На территорию СССР Али-Авзаль хан вывез казну Мазари-Шарифа.

В сентябре 1929 года против Бачаи Сакао во главе пуштунов выступил Надир-Хан, 13 октября его войска заняли Кабул. «Сын Водоноса» бежал из столицы и горными тропами стал пробираться в Персию, однако его предал проводник. В ночь с 1 на 2 ноября 1929 года 3-го короля Афганистана расстреляли, а тело оставили в горах падальщикам.