Барабашка

Ирина Белицкая
БАрабашка

Сказка в одном действии

Действуют:
Тася - школьница, двоюродная сестра Вени
Веня - школьник, двоюродный брат Таси
Баба Варя - старушка, Бабушка Таси и Вени
Барабашка Прохор – шкафный домовой
Пиня – антресольный домовой

Сцена 1

Музыка.

Квартира Бабы Вари. Баба Варя выходит, бормочет что-то. Она готовится к приезду детей и говорит об этом, прибирает квартиру к приезду. Игра с появлением барабашки: Баба Варя что-то кладет в шкаф, дверца шкафа открывается, и оттуда выпадает, скажем, шарфик, Баба Варя оборачивается, снова поднимает этот, скажем, шарфик. Снова отходит, дверца шкафа открывается, и зритель видит домового, Баба Варя не глядя, закрывает шкаф, но замечает шарф, поднимает его, открывает шкаф, там пусто, кладет шарф, закрывает шкаф.

Баба Варя: Ох, ноги не ходят! Совсем не хотят ходить! Ох, согнуться не могу, спина моя болит! Внуки сегодня приезжают, блинков надо напечь! Любят они блинки-то, блиночки! Все ребятишки любят блины. Я в детстве ох как любила блины-то, да! Когда маленькая была, очень любила! И потом, когда подросла, тоже любила! Баба Соня напечет блинков, да кличет меня – Варюшка! Варя! Беги блинков поешь! – Вкусные блинки у нее получались! У мамы не такие, тоже вкусные, но не такие! Хорошо в детстве-то, блинов наешься и бегом на улку гулять, с подружками играть: в прятки, в скакалочку, в классики… Сейчас таких игр нету, раньше много было игр. Разные всякие игры были. Хорошие. Сейчас не такие.

Звонок в дверь. Баба Варя идет открывать. Звук открывающейся двери и мелодия детей – шумная, сумбурная, с барабанами какими-нибудь, с трубой. Торжество жизни и немного глупости.

Вваливаются дети. Ходят на ушах, бесятся, лупят друг друга портфелями.

Тася: Ураа! Наконец-то каникулы! Никаких уроков!!! Ванька, ты понимаешь?!
Веня: Каникулы!!! Наконец-то! ЗдОрово, Тася, просто замечательно!
Тася: Никаких домашних заданий! УУУУ! Эти домашние задания!!! Мне в этой четверти сто пятьсот домашних заданий задали!!
Веня: «Сто пятьсот»? Ты, наверное, хотела сказать «сто пятьдесят»?
Тася: Сто пятьдесят тыщ мильонов домашних заданий мне задали, во!
Веня: Сто пятьдесят тыщ мильонов? А разве такая цифра бывает?
Тася: Конечно, бывает!!!! Каникулы же! В каникулы всё бывает!!! Ванька! Представляешь, целых две недели! Это же здорово! Свобода!
Веня: И на физкультуру ходить не надо!
Тася: Даже вставать не свет ни заря не надо!! Можно спать до обеда!
Веня: До обеда? Зачем до обеда! Я не люблю спать до обеда!
Тася: А я говорю тебе, будешь спать до обеда!
Веня: Не буду! Я завтракать люблю! Баба Варя всегда на завтрак вкусненькое что-нибудь готовит!
Тася: Нет, будешь, я тебе говорю! Спать! До! Обеда!

Толкают шкаф, с него падает коробка с головными уборами, варежками, перчатками. Дети кидаются друг в друга вещами.
Входит баба Варя.

Баба Варя: Ох, батюшки мои! Ребяточки! Что же вы расшалились так?! Вещи разбросали! Баба Варя старенькая стала, спина не гнётся, кто же собирать-то это всё будет?
Тася: А мы не будем ничего собирать! У нас каникулы! В каникулы детям полагается отдыхать!
Веня: Не будем собирать! Мы отдыхаем! И ты отдохни баба Варя! Пусть валяется всё, никому же не мешает!
Баба Варя: Мешать-то, может, и не мешает, да только вот домовому беспорядок не понравится!
Тася: Кому?
Веня: Домовому?
Баба Варя: Да! Барабашке! Он страсть как беспорядок не любит! Не дай бог, рассердится, тогда пиши пропало!
Веня: Кому «пиши»?
Тася: Что «пропало»?
Баба Варя: Пиши пропало – будет шалить!
Тася: Как шалить? Как мы?
Веня: На кровати прыгать будет, что ли?
Баба Варя: Хуже! Домовые – они такие! Могут сон дурной наслать! Могут волосы в колтун спутать! А могут и ещё чего похуже сделать!
Тася, Веня: Что?
Баба Варя: Молоко свежее, только из-под коровы, сквасить! Только нальешь молока в кружку, а оно – раз – и кислое! Вот, что натворить могут! Или вещь какую нужную спрятать так, что вовек не найдёшь! Хоть весь дом перерой, не найдёшь!!! Очки мои всё время прячет, бесенёнок! Ладно, ребятки, пойдёмте-ка чай пить!
Веня: Чай? С блинчиками?
Тася: С сырниками?
Баба Варя: С блинчиками! Булочки с маком ещё есть, утром напекла!
Веня: С мёдом?
Тася: Со сгущёнкой?
Баба Варя: И с мёдом, и со сгущёнкой, кому что нравится!
Тася: Мне со сгущёнкой!
Веня: И мне, и мне!
Баба Варя: И тебе, золотко! И тебе!

Дети уходят пить чай. Дверца шкафа открывается, домовой выглядывает, видит, какой беспорядок в комнате, качает головой. (скрип двери)

Сцена вторая

Дети возвращаются, у каждого в руке по булочке.

Веня: Тась, а Тась!
Тася: Чего тебе?
Веня: А ты домового не боишься?
Тася: Неа! Чего он сделать-то может? Молоко сквасить? Да, пожалуйста!
Веня: Давай соберем вещи на всякий пожарный, а? Вдруг этот барабашка не только молоко квасить может? Вдруг он под кроватью сидит и за ноги хватается? Или ещё чего?
Тася: Ладно, давай соберем, раз ты такой трусишка!

Собирают вещи.

Тася: Смотри, какая варежка красивая!
Веня: Старинная!
Тася: Вторая где-то должна быть!
Веня: Нету!
Тася: Да ты плохо ищешь! Под кровать, поди, завалилась! Посмотри!
Веня: Ага! Сейчас, бегу! Тапочки теряю!
Тася: Боишься, да?
Веня: Ну, боюсь, дальше что? Ты сама боишься!
Тася: Я – девочка, мне можно! А ты – мужчина, тебе нельзя!
Веня: Чего это я – мужчина? Сама ты – мужчина! Тебе бояться нельзя! Вот сама и лезь под кровать!
Тася: Ну и полезу! Ну и фу на тебя!

Тася медленно подходит к кровати, медленно заглядывает под кровать, пугается, кричит. Дети кричат, мечутся, прячутся. Тишина.

Веня: Тася! Ты жива?
Тася: Не знаю, кажется, жива!
Веня: Что там было? Барабашка? Домовой?
Тася: Не знаю, мохнатое что-то!!! И с глазами!
Веня: Трусиха ты! Может, это и не домовой вовсе?
Тася: Может - не может! Пойди, да сам посмотри!
Веня: А чего я-то?
Тася: А чего я? Я ходила уже! Твоя очередь!
Веня: Ммоя?
Тася: Твоя-твоя! Ты боишься что ли? Иди, иди!
Веня: Ну, ладно!

Веня крадется к кровати, подходит, заглядывает под кровать, достает шерстяной носок. Хохочет.

Веня: Смотри, Тася, кого я поймал! Мохнатый и с глазами!!! Трусиха! Трусиха!
Тася: Сам ты трусиха! А варежки там нет?

Веня заглядывает под кровать.

Веня: Апчхи! Нет! Ничего нет, только пыль!
Тася: Знаешь, что я думаю? Я думаю, это Барабашка варежку забрал, чтобы наказать нас за беспорядок! Точно! Это он!
Веня: Думаешь?
Тася: Сто процентов!!! А знаешь, что я ещё думаю? Я думаю, надо его найти и варежку забрать!!!
Веня: Забрать? А если он отдавать не захочет? А как мы его найдем? А вдруг он страшный очень? А вдруг он кусается или ещё что?
Тася: Что «что»?
Веня: Ну, не знаю, плюётся? Вдруг он плюётся?
Тася: А мы его задобрим как-нибудь! Приберем тут все и полы помоем что ли!
Веня: Угостим его чем-нибудь!
Тася: Точно! Булочкой с молоком угостим!

Дети собирают остатки разбросанных вещей, бегут на кухню, возвращаются.
У одного в руках стакан с молоком, у другого булочка. Ставят посреди комнаты приманку и прячутся. Домовой выходит, нюхает молоко, булочку. Дети выпрыгивают из убежища, окружают домового. Беготня-драка. Домовой скрывается. Веня вместо домового поймал наволочкой Таню.

Веня: Ах, ты вот какой, значит?! Не хочешь дружить? Ну, тогда, получай!

Веня раскидывает вещи, носки перчатки. Вдруг один из носков оживает, начинает танцевать, подключаются другие носки, варежки и шляпа.

Музыка на танец (может быть и песня) – начинается с быстрой шаловливой, в середине отдельная медленная часть – типа песня «дивы», томная баллада женщины-вамп. Это поет шляпа. Может быть танго. Потом опять быстрая, ритмичная мелодия, герои все вместе танцуют, смеются.

Тася: А ты совсем не страшный, Барабашка! Можно, я тебя «барабаном» называть буду?
Барабашка: «Барабаном»? Хорошо! Тогда я тебя «тараканом» называть буду!
Тася: Почему «тараканом»?
Барабашка: А почему нет?
Тася: Меня Тасей зовут, между прочим!
Веня: А я – Веня!
Барабашка: Смешно! Тогда я вас «Тасяваном» называть буду! Не нравится? Тогда «Васятаном»? Тоже нет?
Дети: Нееет!
Барабашка: Ну, тебе не угодишь!
Веня: Я – Веня, а это – Тася! Нас двое! А вас, как зовут, извините пожалуйста?
Тася: Кузя?
Барабашка: Какая ещё «Кузя»?! Это ж прошлый век! Нет, у меня совершенно новое имя! Арчибальд!
Тася: Как? Арчибальд? Ничего себе имечко!
Веня: Таких имен не бывает!
Тася: Да он его только что сам придумал!
Барабашка: А вот и бывает! А вот и не придумал! Очень хорошее имя, новое! Надо не забыть! Арчибальд! Я по телевизору слышал! По телевизору врать не будут! Что, не нравится?
Веня: А по правде, как тебя зовут?
Барабашка: По правде меня не зовут! Я сам прихожу!
Тася: А мама тебя как называет?
Барабашка: Подойди поближе, на ушко скажу! (шепчет Тасе на ушко) Мама меня зазывала (громко) Бетмен!!!
Веня: Еще не лучше! Бетмен! А по отчеству?
Барабашка: Анатолиевич! А что? Очень даже красиво, по новому!
Веня: Простите пожалуйста, Бетмен Анатолиевич, вы случайно варежку вот такую не брали, нет?
Барабашка: Чтооо? Ты думаешь, что я варежку твою съел? Да я никогда такого не делаю, понял? Ну, носок еще может быть и зажевал когда с голодухи, но ВАРЕЖКУ!!! Нет! Варежка – это же ВЕЩЬ, понимаешь?
Тася: Понимаю, понимаю! Не зачем так кричать! Варежка – это вещь, а носок – нет, видимо…
Веня: Просто у нас тут одна такая вещь как раз потерялась! Понимаете?
Барабашка: Я тебе еще раз повторяю: я варежек не ем! Вот антресольный наш, он может! Он там на своих антресолях тыщу лет сидит! Телевизор не смотрит, пылью зарос, плесенью покрылся, от него и не такого еще дождешься! Не только варежку – утюг съесть может!! А то и самовар!!!
Веня: Ой!
Тася: Так тут еще кто-то из ваших живет?
Барабашка: Ну, да, говорю же – антресольный!
Веня: Тоже Бетмен?
Барабашка: Нет, у него старое имя, позапрошловечное! Пиня! Сейчас позову!


Сцена третья

Музыка, мелодия антресольного.

Это антресольный – фактически одна только шапка с кокардой и ножки. Шапка наползает ему на глаза, то есть глаз почти и не видно, поэтому он ничего не видит (не хочет видеть). Он чихает, ворчит, не замечает выползающих из укрытия детей и домового. Когда пугается, он прячется в шапку, будто и нет никого здесь.

Веня: Здрав…
Пиня: Ой! Кто здесь? (прячется)
Барабашка: Пиня! Это я!
Пиня: Кто я?
Тася: Не бойся, это твой друг, Бетмен!
Барабашка: Да, подожди ты, напугаешь! Пиня, а Пиня, ты варежку беленькую не брал, нет?
Пиня: Понабежали, понаехали, ходют и ходют, ножищами топочут!
Тася: Пиня!
Пиня: АААА! Сквозняк! Простуда! Воспаление легких! Чахотка! (падает)
Барабашка: Пиня, хватит по полу валяться! Мы тебя про варежку спрашиваем, интересуемся! Пиня!
Пиня: Кто это?
Барабашка: Девочка!
Пиня: Москвичка?
Барабашка: Да, кто ее знает?
Пиня: Москвичка?
Барабашка: Да! Москвичка, москвичка!
Пиня: У москвички две косички! У узбечки двадцать две! (поет)
Перышки у птички!
У Ирки две косички!
Перышки у птички!
У Ирки две косички!
Тася: Какие птички? Какие косички?
Пиня: А это кто?
Барабашка: Это мальчик! Дети они! Понимаешь, дети!
Пиня: Туру-ру-туду! Доброе утро, ребята! В эфире пионерская зорька! А кто делает компоты?
Тася: А?
Пиня: Это очень хорошо! А кто водит самолеты? Это тоже хорошо! А кто трусы ребятам шьет, а?
Барабашка: Пиня! Какие трусы? Ты что?
Пиня: Кто трусы ребятам шьет? Ну, конечно, не пилот!
Тася: А! Это стихи! Мне мама читала!
Барабашка: Одичал совсем на своих антресолях!
Пиня: (поет)
Ты погоди, погоди, минуточка!
Ну, погоди мой мальчик пай!
Ведь любовь это только шуточка!
Это выдумал глупый май!
Ведь любовь это только шуточка!
Это выдумал глупый май!
Барабашка: Браво, браво! Молодец, антресольный!
Пиня: Когда весна придет, не знаю!
Барабашка: А варежка?
Пиня: Пройдут дожди! Пройдут снега!
Барабашка: Пиня!
Пиня: Но ты мне улица родная и в непогоду дорога!
Барабашка: Варежка вторая где? Съел?
Пиня: Варежка? Валенки! Песня про валенки! (поет)

Чертёнок на заваленке
Сушить оставил валенки,
А лопоухий заинька
Играл на балалаиньке.
Пристал чертёнок к заиньке:
Давай менять на валенки!
Пристал, ну прям как маленький!

А кто-то злой ушастый
По переулку шастал
И валенки чертячие украл!
Сидит он на заваленке,
Там, где сушились валенки,
И кулачком мохнатеньким
Трёт свой курносый нос.

И нету балалаиньки
И не воротишь валенки!
А что же делать заиньке,
Когда придет мороз?
Сидит он на заваленке,
Там, где сушились валенки,
И кулачком мохнатеньким
Трёт свой курносый нос.

Тася: Хорошая песня! И чертёнка так жалко!
Барабашка: Да ну вас! Чертёнки, заваленки! Пиня! Сюда смотри – варежка! Видишь? Красивая старинная! Одна!
Пиня: Варина варежка! Варина! Варежка! А! Караул! Украли! Варежку украли!!!
Барабашка: Опять за рыбу деньги! Никто не крал твою варежку!
Пиня: А!!! Варежка!!!

Убегает с криком, запрыгивает к себе на антресоли. Слышится шум, топот, грохот падающей мебели, как будто там целая огромная квартира наверху. Пиня вываливается из антресолей, в руках у него вторая варежка (очень грязная).

Пиня: Вот она! Варина варежка! Память! Подружка у меня – Варя! Девочка! Хорошенькая такая, мааааленькая! Варя! Варечка!
Барабашка: А я думал, ты их ешь, варежки я имею в виду! А ты вон чего! Подружка у него! Варя! Ишь-ты, подишь-ты!

Барабашка уходит. Слышен шум из кухни, выходит баба Варя. Пиня прячется. Баба Варя видит варежки.

Голос Бабы Вари: Дети! Что это вы там шумите? Ой, не к добру! Не начудили бы чего! Что это? Ох, ты, батюшки мои! Это же… это же… мои варежки! Они же… я же их потеряла! Мама ругалась, ругалась, страсть такая! Откуда они взялись?
Появляется Пиня.
Пиня: Варя? Это ты, Варечка?
Баба Варя: Пиня? Ох, батюшки святы! Это ты, Пиня?
Пиня: Варечка!!!

Танец встреча. Бабушка и Пиня уходят. Появляются дети.


Веня: Ты думаешь, что та девочка Варя – наша бабушка?
Тася: Да ты что? Бабушки девочками не бывают!
Веня: Это сейчас она – бабушка, а раньше была – девочка!
Тася: Давным-давно? Когда динозавры жили?
Веня: Ну, примерно тогда!
Тася: Да, ладно! Наша баба Варя – девочка! Ой, умора!
Веня: Ты тоже бабушкой когда-нибудь будешь!
Тася: Я – бабушкой? Не смешно!
Веня: Будешь, будешь! Я знаю! Баба Тася!
Тася: Не буду, не буду! (хватает подушку, бьет Ваню, тот защищается)

Звонок в дверь.

Веня: Родители приехали!
Тася: Чьи родители? Куда приехали?
Веня: Наши родители! За нами приехали! Каникулы закончились!
Тася: Так быстро? Не может быть! Я даже не заметила!
Веня: А с каникулами всегда так – не успеешь оглянуться, а они закончились!
Тася: Побежали?
Веня: Побежали! Мама! Папа!
Дети убегают. Выходит баба Варя.

Баба Варя: Вот ведь, как быстро время-то летит. Каникулы уже закончились. Ну, с каникулами всегда так – и оглянуться не успеешь!

Баба Варя берет варежки, складывает одну с другой, кладет в шкаф, отворачивается, шкаф открывается, там сидит домовой. Баба Варя оборачивается и видит домового!

Баба Варя: Ой! Что это? Кто это? Чур меня, чур! Леший! Домовой!

Убегает.

Барабашка: И никакой я не Леший, сколько раз повторять! Я Бетмен, нет я этот, как его? Арчибальд! Что, не нравится? (поет) «Чертенок на завалинке сушить оставил валенки». Эх, чертёнки – завалинки! Валенки, варежки! (трется щекой об варину варежку). Непростая штука – эта жизнь! Так-то!

Уходит.
Поклон.


Финал