Огевушка Поскакушка

Ирина Белицкая
Огневушка Поскакушка
Пьеса – сказка
Действуют:
Федюнька-Тюнька, парнишечко
Дедко Ефим
Кокованя
Дети: Ксанка, Илюшка, Митюшка, Татка и Масенька
Огневушка Поскакушка
Сватья Бабоня
Собака Вобла
Сцена первая
Выходит Дедко Ефим.
Дедко Ефим: О! Кто это тут у нас? Парнишечко махонький сидит. А тут? Девчушка – хохотушка! А тут еще парнишечко и ещё! Сказку послушать пришли? Хороше дело, хороше! Сказку то все любят и молодые и старые! Я вот молодой ещё! Да! И тоже сказки люблю! Что смеешься? Не веришь, что я молодой? А какой же? Старый?! Да, ладно, мне всего-то сто лет! Говорю же, молодой ещё! Вот тебе сколько лет? Тридцать? Нет? А сколько? Пятьдесят? Тоже молодая еще! А у нас на Урале люди долго живут, да. Место у нас такое, волшебное! (звон колокольчика, смех Огневушки)  Сокровища, не люди! Вот это городишко наш – Сысерть называется! Хошь верь, хошь не верь, а целый город хороших людей! Горняки, старатели – камнелюбы, одним словом – эти самоцветы ищут, камни драгоценные. А ещё шахтеры разные, рудокопы - эти руду под землей копают, медь ищут, железо. Воот! А ещё у нас мастера есть, что камни точат! Шкатулки делают, шкульптуры там всякие, гребни, брошки, серьги с изумрудом. Я тоже самоцвет искал, да камни резал, пока молодой был, как Данила наш. Вишь, сидит, мается! Не выходит у него каменный цветок. Как увидел Медной горы хозяйку, так и пропал человек, красоты волшебной насмотрелся, а повторить не может, вот и мучается, бедолага. А чудес у нас по горам – тьма тьмущая! (звон колокольчика, смех) Старатели говорят, что девчушку махоньку видели! Вроде кукленки, а живая. (на ширме появляется маленькая Огневушка, смеется, колокольчик звенит) ,Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядит девчонка та веселыми глазками, блеснет зубенками, подбоченится, платочком махнет и пойдет плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. Потом  остановится, топнет ножкой, платочком махнет, да как свистнула: – Фи-т-ть! й-ю-ю-у... И исчезнет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото. Только вот забыл, в котором месте искать: то ли где Поскакушка вынырнет, то ли где она в землю уйдет. Не помню, да! Такое дело!
 Да зверь пушной по лесам шастает, да живность всякая разная.(филин ухает) Старатели в прошлом годе змея видели летающего! (филин смеется) А Кокованя, сосед мой, про козла волшебного рассказывает, у которого копыто серебряное, и где он копытцем то стукнет, там, слыш-ко, и каменьев россыпь найдешь! Или золота самородок вот такенный! С кулак!   
На ширме появляется Кокованя.
Кокованя: Ефимко! Здоров! Опять сказки рассказывашь? Не надоело? Язык не смозолил ишо, нет?
Дедко Ефим: О! И тебе не хворать, Кокованя! Чего с утра такой недобрый? Муха укусила?
Кокованя: Сватья твоя покусала! Бабоня! Заявилась ни свет ни заря, орет, как резана, мол собаку свою потеряла, Кокованя – верни собаку! Твоя внучка – Даренка – к себе всякую животину в дом тащит, значит и собаку мою прикормила. Ты, Ефим, управу на нее нашел бы!
Дедко Ефим: Какую управу, что ты?! Намордник разве?!
Кокованя: Ить хуже пирамидону сватья твоя! Лечить ее надо электричеством! Точно тебе говорю! Какому нормальному человеку придет в голову собаку так назвать? Селедка!
Дедко Ефим: Нет, не селедка! Сайра!
Кокованя: Да какая сайра?! Килька! Нет, не килька, камбала… что ли?
Дедко Ефим: Тьфу, холера ее забери! Рыба, короче, не помню какая!
Из-за ширмы слышится крик Бабони «Вобла, вобла!»
Дедко Ефим: А! Точно, вобла!
Кокованя:  Ой, накаркал ты, Ефим! Идеть она! Сама идеть! Прячемся!
Появляется Бабоня. Машет палкой, голосит что-то, понять невозможно, что.
Бабоня: Артхп! Практптя! Пуфтритя!
Дедко Ефим: Здравствуй, сватьюшка! Как здоровье твое драгоценное? Не хвораешь, нет?
Бабоня: Уапроглт! Пуфтя!
Дедко Ефим: (в зал) Что за человек? Ничего не понимаю, что говорит. (Сватье) Собаку, говоришь, потеряла? Ай-ай-ай! ( в зал) Она от тебя сбежала, баба яга! (Сватье) Нет, не видел я, не видел. Та, вернется собака твоя, вернется, куда ей деваться то? А я Кокованю видел только что, видел, да! Вон там прячется! Слышь, Кокованя! Постой! Подожди меня, говорю! К олимпиаде готовишься что ли? Во дает! Кокованя!
Из-за шторы показывается голова лохматой собаки. Собака осторожно огладывается, исчезает за шторой. Дедко Ефим замечает собаку.
Дедко Ефим: Сватья! Слышь, Бабоня, а Бабоня! Вон она, скалапендра твоя! К сельмагу, кажись, побежала!
Бабоня убегает.
Филин ухает, смеется.

Сцена вторая
Шторы над столешницей открываются. Перед нами деревенская площадь, сельсовет и колодец.
Посреди площади стоит Федюнька, в руках у него мешок.
Слышен крик Бабони и собака выпрыгивает из-за шторы бежит в одну сторону, в другую, бежит со всех ног и сбивает с ног Федюньку.
Федюнька: Эй, ты чего? Пихается, понимаешь! Ну, вот, картошку рассыпал из-за тебя! (собака ластится к Федюшке) Ладно, ладно! Я знаю, ты не нарочно! От Бабони прячешься? Понимаю! Хороша! Хороша! (гладит собаку по голове) Как зовут то тебя? Вобла? Или Килька? Пусть будет Килька! Мне так больше нравится.
Из-за кулис слышна музыка и смех – играет гармошка.
На  сцену выходят дети.
Татка: Ой, смотрите, кто это тут у нас! Тюньша с собакой! Кто бы сомневался, что это камбала к тебе приклеется.
Илюшка: Тюньша, а Тюньша! Из лесу идешь? Много золота намыл?
Ксанка: Нет, погоди, он изумруд нашел такой огромный, что унести не смог! Да, Тюньчик!?
Федюнька: Эх, ты, Ксанка! Я тебе по секрету про изумруд рассказал, а вон чего, разболтала! Да я за картошкой к тётке ходил, а не за камнями вовсе! Чего вы смеетесь? Точно говорю! А изумруд был, я его еще летом нашел! Правда, правда! Он у меня под ногой был, прям посреди тропочки! Изумрудище вот такой огромный! Прозрачный, с такими черточками яркими внутри! Загляделся я, об корягу запнулся, он и выпал! Честное слово! Выскользнул и пропал! Уж я искал, искал – нету! Это Медной горы хозяйка людей дразнит! Точно вам говорю! Это ее штучки!
Ксанка: Ага! Медной горы хозяйка! Конечно! Больше то некому!
Федюнька: Ну, разве еще Огневушка Поскакушка шалит!
Татка: Кто?
Федюшка: Огневушка Поскакушка! Что про Огневушку не слышали что ли?
Ксанка: Слышали, слышали, от тебя и  слышали, Тюнька Поскакушка! И про нее и про змея летающего!
Все: Тюнька Поскакушка! Тюнька Поскакушка! Тюнька Поскакушка!
Илюшка: И про лошадь говорящую тоже слышали! И про бабку Ёжку тоже слыхали!!! Бууу! Я бабка Ёжка!
Татка: Ты, Илюшка, Дедка Ёжка, а не бабка!
Илюшка: Да, все равно! Я страшный – бууу! Федюшка! Бойся! Я ужас Сысерти! Страшно?
Фклюшка: Дурак ты, а не ужас Сысерти!
Илюшка: Ах, я – дурак, да?! А ты…ты… Тюнька Поскакушка!
Татка: Да он просто болтун, да и все!
Дети поют частушки
Федька наш – болтун убогий
У него кривые ноги!

Тюнька сказку заведет,
Разом все перевернет!
У него лошади летают
И на крышу залезают.

Наш Федюшка каждый пень
Прячет сказки дребедень
То Волшебная Царица
То лесная голубица

А у Тюньки Поскакушки
На обед одни галушки!
А у Тюньки Поскакушки
Вместо хлеба две горбушки!


И пока мечтает Тюньша
В печке нету ни шиша
Будет нынче наш Тюнек
На обед жевать сапог!


Все: Тюнька Поскакушка! Тюнька Поскакушка! Тюнька Поскакушка!

Федюшка сердится, кидается в детей картошкой, которая вылетает из его мешка. Собака лает на ребят, они пугаются и  убегают.
Федюшка: У! Я вам покажу! Я вот возьму и отыщу самоцвет огромный или золота целый мешок! Тогда вы у меня все попляшете! Пойдем, Килька! Мы с тобой сегодня без картошки остались, завтра разбогатеем и картошки себе купим целый мешок, нет, целый воз. Наедимся досыта и все нам завидовать будут, да?
На ширме появляется Огневушка, звенит колокольчик
Огневушка хихикает.
Федюшка с килькой направляются домой.
Шторы закрываются.

Сцена третья
На ширме бежитя Бабоня, что-то голосит, не понять что.
Выходят Кокованя и Дедко Ефим.

Бабоня: Афтпт! Ахрптф! Пуфтя!
Дедко Ефим: И тебе не хворать, Сватьюшка! Все бегашь, суетишься? Дела  по дому все переделала?
Кокованя: Собаку твою нонче видал! Тебе привет передавала! Толстая такая стала! Морда счастливая! Скучает по тебе, говорю! Уж так соскучилась, спасу нет!
Дедко Ефим: И я тож пойду поскучаю маленько!
Кокованя: Да и мне пора! Пойдем, Ефим, пока не поздно!
Кокованя и Дед Ефим убегают. Бабоня чуть задерживается и с криком «Пфутя!» убегает.
Открываются шторы.
Перед нами изба Деда Ефима, печь, стол, скамейка.
На столе сидит сверчок.
В избу заходит Федюнька.
Фелюнька: Здорово, Пашка! Как ты тут? Нормально? Не замерз, нет? Ну и хорошо! Сейчас огонь в печи раздуем, да согреемся!
Собака заглядывает в избу.
Федюнька: О! Селедка! И ты здесь? Заходи, заходи! Не бойся! Дедушко, видать, к Коковане пошел чай пить. Никого дома, только я да Пашка. А Пашка никуда не ходит, только за печкой сидит, песни свои поет, дом от лиха охраняет. Да, работа у него такая.
Собака осторожно заходит в дом, оглядывается.
Вдруг замечает сверчка и рычит на него.
Федюнька: Фу, Килька! Нельзя!
Собака прыгает на сверчка. Суета, беготня. Килька пытается поймать Пашку.
Федюнька: Фу, кому говорят! Животина бестолковая! Сидеть! Вот, так хорошо!
Фелюнька забирает сверчка у собаки и отпускает его за печку.
Федюнька: Сейчас печку подтопим и тепло будет. С картошкой только вот ерунда вышла! Дедко Ефим ругаться будет! Ну, что ж сделаешь, моя оплошка, мой ответ. (Ухает филин) Чего разухался-то? Еще и солнышко не закатилось! У! Пучеглазый! Не к добру ухаешь! Всё бы людям счастье обухать, да обхохотать! Вот я тебя палкой то отхожу, злыдень!
Звенит колокольчик, слышен смех Огневушки.
Федюнька идет к печке, ширудит там кочергой (?). Из печи вываливается уголек. Собака ловит уголек, обжигается, скулит. Федя тоже пытается поймать уголек, да без толку.
Уголек закатывается под скамейку, а следом выскакивает маленькая Огневушка, танцует.
Появляется большая Огневушка, жонглирует угольком, танцует.
Федюнька: Вот говорил же, не к добру филин ухает!
Огневушка: Ха-ха! К добру, к добру, Федюша! Чудеса всегда к добру! Я людям счастье приношу!
Федюнька: Ага! Как же! Твое счастье – людям смех!
Огневушка: Ха-ха! Ты же сам про меня сказки друзьям рассказывал! Говорил, что самоцветы явятся, где я ножкой топну!
Федюнька: То-то и дело, что рассказывал! И все меня теперь Тюнькой Поскакушкой дразнят! Ты это…того…
Огневушка: Чего того?
Федюнька: Иду давай отсюда! Пляши до дому! Нечего людей с толку сбивать!
Огневушка: Эх, Тюнька, Тюнька! Сам мечтал золото отыскать, а теперь испугался и гонишь меня!
Федюнька: Золото! Ты ж только дразнить да обманывать горазда! Вместо золота золу подсунешь! А мне вот не золото, картошка к ужину нужна! Картошка есть у тебя?
Огневушка: Картошка? Ха-ха! Картошка! Тебе для счастья картошка нужна?  Никогда бы не поверила!
Федюнька: Ну, да, картошка! С картошкой-то поди не обманешь, пустой камень вместо самоцвета не подсунешь, а?
Огневушка: Смешной ты! Хорошо! Будет тебе картошка! (ухает филин) У тебя лопата есть?
Федюнька: А?
Огневушка: Ха-ха! Вот тебе лопата! Ступай за ней в лес!
Федюнька: Зечем?
Огневушка: Картошку копать! Ха-ха-ха!
Звенит колокольчик. Огневушка исчезает.
Фелюнька в изумлении стоит посреди комнаты.
Слышен стук в сенях.
Вылетает из-за кулис лопата, Федя и Килька пугаются.
Лопата летает вокруг них и с грохотом вылетает в окно.
Килька с лаем кидается за лопатой.
Фелюнька, причитая, бежит за ними следом.
Шторы закрываются.

Сцена четвертая
На ширме появляются Кокованя и Дедко Ефим.
Кокованя: Ефим, чего губы надул? Кафтан прожег?
Дедко Ефим: Чего?
Кокованя: Кафтан прожег, говорю? Губы надул?
Дедко Ефим: Федюнька у меня пропал! А ты все рогочешь!
Кокованя: Вернется Федюнька твой! Куды он денется? Парень большой уже, головастый! Выкрутится! Хорошо все будет!
Дедко Ефим: Хорошо бы, хорошо бы. Эээх, Федюшка, голова бедовая!
Куклы с ширмы исчезают.
Шторы открываются. По лесу идут Федюнька и Килька.
Лопата время от времени подгоняет Федю тычками в спину, тот огрызается.
Федюнька: Да иду я, иду! Пихается еще! Не видишь что ли, снегу навалило! Не пройти, не проехать! Вон сколько счастья то привалило, хоть домой не ходи! Пляшет твоя Поскакушка ловко, только вот глядеть уже неохота! Уже глаза болят! Куда ты меня завела, холера тебя забери? Пустополесье и не видать ни зги! Другой раз случится эту Огневушку встретить, так ей в глаза надо плюнуть. Пускай людей с пути не сбивает да на смех не ставит. Эй! Лопата! Ты куда делась то? Я с тобой разговариваю, между прочим.
Вылетает лопата, толкает Федюшку в спину и летит в противоположную сторону.
Федюнька: Куда ты летишь, оглашенная? Постой!
Килька падает. Федюшка возвращается, беоет ее на руки и бежит за лопатой.
Лопата летит в другую сторону, Федя за ней.
Лопата опять меняет направление Килька несет Федю на спине.
Наконец лопата останавливается и втыкается в землю.
Федюнька: Никак пришли, Килька! Эй, лопата! (пинает лопату)Молчишь, стало быть, пришли. (ухает филин) Смеешься? Весело тебе пучеглазому? И что же мне делать теперь?
Звенит колокольчик. Появляется Огневушка.
Огневушка: Не знаешь, что делать?! А ты зачем сюда шел?
Федюнька: За картошкой.
Огневушка: Ну, так бери лопату да копай!
Федюнька: Снег копать что ли?
Огневкшка смеется. Снег расступается, на минуту на поляне наступает лето.
Федя бпрсается к лопате, копает достает из земли одну картошку, вторую.
Разгибается и в руках у него мешок картошки.
За спиной у Феди снова наступает зима.
Федюнька: Спасибо тебе, Огневушка Поскакушка! Не обманула! Картошки дала!
Огневушка: Ха-ха! А ты, Федот, не только смешной, но еще и смелый! Не побоялся в лесную глушь зимой идти! Мне такие люди нравятся! Приходи летом, вместе потанцуем!
Федюнька: Спасибо, приду! Если сейчас дорогу домой найду. Лопата обратно не приведет, волшебство в ней закончилось. Килька, а ты дорогу, случаем не запомнила? Запомнила! Умница! Давай, веди!
Федюнька и Килька повторяют перебежки туда-сюда.
Шторы закрываются.

Сцена пятая
На ширме появляются Кокованя и Дедко Ефим.
Кокованя: Ты, Ефим, не сумлевайся, вернется Федюшка, дня не пройдет!
Дедко Ефим: Ты это вчера говорил!
Кокованя: А я тебе и нынче скажу! Вернется! Он же у нас уух какой герой, Федюшка то!
Дедко Ефим: Герой – штаны с дырой! Сказки одни в голове!
Кокованя: Так таким героям как раз и везет! Был бы умный, не везло бы! А так – везет!
Дедко Ефим: Тебе, Кокованя, я смотрю, тоже по жизни везет!
Клклваня: И мне везет по жизни! Да…
Делы исчезают.
Открываются шторы. Деревенская площадь.
Дети стоят рядком, ревут.
Татка: Так, успокойтеся! Не реви ты, Ксанка!
Илюшка: Мы его дразнили! Вот он и пропал!
Ксанка: Ты его дразнил больше всех!
Илюшка: Я?
Татка: Да, да, ты дразнил и обзывал всяко!
Илюшка: Нашли крайнего! А ты сама его болтуном называла!
Татка: Называла! А он теперь насовсем пропал! (ревет)
За сценой слышится лай собаки.
Появляется радостная Килька следом выходит Федюнька.
Федюнька: Здорово, ребяты! Чего ревем? Потеряли чего?
Татка: Конечно потеряли! Тебя потеряли, дурья башка! Ты где пропадал то!
Ксанка: Мы тут по нему плачем, а он живой явился! И смеется стоит!
Илюшка: За золотом, небось ходил, Тюньчик?
Федюнька: Тьфу, далось вам это золото! За картошкой я ходил, за картошкой!
Татка: В лес за картошкой?
Ксанка: Зимой?
Илюшка: Один?
Федюнька: Ну, да! Огневушка ко мне домой приходила, спрашивала, чего надо. Я и говорю, картошки надо. Что это вы на меня так смотрите? Она из уголька появилась, танцевала потом. Да я вам клянусь! Я не вру! Честно-честно!
Слышится звон колокольчика, смех. Появляется на ширме Огневушка.
Федюнька: Огневушка! Скажи хоть ты им, что я за картошкой ходил!
Огневушка: Ха-ха! За картошкой, а как же! Зачес же еще! Ха-ха!
Федюнька: Вот! Я же говорил! Сроду роду не верят человеку! А я не вру никогда!
Федюнька махнул мешком и оттуда высыпается драгоценный камень.
Дети дружно ахают.
Федюнька: Что это? Камни какие-то… А картошка моя где? Эй, ты, Поскакушка, холера тебя забери! Обманула! Вместо картошки огневики подсунула! Да чтобы я еще раз…
Татка: Федя! Угомонись! Огневики тоже неплохо!
Федюнька: Нет, ну обманула же!
Сенька: Зато ты, Федюша, не обманывал!
Ксанка: Можно камешки поглядеть?
Федюнька: Можно, чего уж там!
Дети склоняются над камнями.
Все поют частушки.