10. 8 Как происходит деятельность человека?

Лариса Болотова
                Каким образом происходит деятельность человека? Через навыки, умения и привычки.

 «Автоматизированные, сознательные, полусознательные и безсознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

УМЕНИЯ – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайне мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

НАВЫКИ – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне безсознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую чётко поставленную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, пишущего текст, выполняющего спортивное упражнение, проводящего хирургическую операцию, изготавливающего тонкую деталь предмета, читающего лекции и т.п.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

Контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается  внутренним, проприоцептивным.  Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Всё это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.

Развитие и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков.

Физиологической основой автоматизации компонентов деятельности, первоначально представленных в её структуре в виде действий и операций и затем превращающихся в навыки, является, как показал Н.А. Бернштейн, переход управления деятельностью или её отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведения их до автоматизма».

                Получается, что человек в отличие от животного, не обладает врождённой программой действий, например, ходьбой, а учиться управлять своим телом. Сначала это происходит через внешние органы ощущений тела и лишь потом переходит на внутреннее автоматическое управление. Чем происходит управление движениями тела при этом? Мыслью, желанием через мозг?

«Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они обычно взаимодействую друг с другом, образуя сложные системы навыков.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, то есть распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщённым, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.

УМЕНИЯ в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, то есть получение в результате надежного итога действия. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически».

                Следовательно, вначале ребёнок овладел умением держать карандаш. И это происходило на внешнем уровне физического тела, то есть он через подражание взрослым, видя это глазами, стал управлять своими действиями, пытаясь держать карандаш сам.  Постепенно это умение перешло на внутренний уровень его физического тела, став автоматическим навыком. Используя подобные навыки, ребёнок обрёл умение писать буквы и слова. Произошёл переход от внешнего (умения) к внутреннему (навыку) и снова к внешнему (несколько навыков), но уже автоматизированному умению.

«Главное в управлении умениями заключается, как правило, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. … Например, умение делать что-либо собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда будет работать хорошо и способен сохранить высокое качество труда в любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика тому, что знает и умеет сам.


Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений – навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. … Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, то есть на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические.

  Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных умений и навыков.

Познавательные умения включают  способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний.

Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют УПРАЖНЕНИЯ. Благодаря им, происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Ещё один элемент деятельности – это ПРИВЫЧКА. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определённой степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки)».

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 135).