Добрынины. Часть 1. Глава 65

Светлана Розова
 В тот же вечер в гости к Савельевым пожаловала Альбина Петровна, а чуть позже - и сам Яковлев...

     Разговаривали они с Зинаидой Васильевной так, словно никакой ссоры на даче не было... Словно она не отобрала у них банки... Словно они не прекращали общения ни на секунду...

     И Зинаида Васильевна немедленно простила им все и радостно защебетала...

     А поскольку Елена прекрасно понимала, что на сей раз их сволочные соседи стали такими приторно любезными и  обаятельными потому, что явно  нацелились на халявные соленья, то поздно ночью, перед сном, просветила мать на этот счет...

     - Не переживай... - ответила Зинаида Васильевна. - Я больше ничего никогда им не дам...

     - Это ты сейчас так говоришь... - грустно вздохнула Ляля.

     - И потом скажу то же самое... - ответила мать.

     - Каждый год делилась... - напомнила Ляля.

     - Я до этого лета на даче занималась  только общением с Яковлевыми... - ответила мать.

     - Ты не общалась с ними... - отозвалась Ляля. -  Ты была у них прислугой... Бесплатной прислугой... Прочувствуй разницу...

     - Возможно... - не стала возражать мать. - Но суть происходившего от этого не менялась... В любом случае у меня не было ни единой минутки для того, чтобы обратить внимание на то, как много и тяжко ты трудишься...

     - Верно... - ответила Ляля. - Насколько я понимаю, твои друзья держали тебя на таком коротком поводке специально, для того, чтобы у тебя не было никаких шансов даже приблизительно оценить объем и тяжесть моей дачной страды...

     - Зачем им это? - не поняла мать.

     - Чтобы ты продолжала думать о том, что зимнее питание вкусными и полезными продуктами не стОит нам ни копейки, и продолжала щедро делиться с ними тем, что для нас никогда не было лишним...

     - Очень может быть... - согласилась Зинаида Васильевна, вспомнив о том, что все законсервированные дочерью овощи и грибы всегда заканчивались уже в конце февраля или, в самом лучшем случае, в самом начале марта...

     - Разумеется, если бы ты не делилась с ними настолько щедро, то мы и март, и апрель, и даже почти весь  май жили бы совсем безбедно... - вздохнула Ляля.

     - Но нам всегда хватало солений и без этого... - возразила мать.

     - Только потому, что у нас были остатки сушеных грибов, которые мне каждый год с трудом удавалось утаить от тебя и твоей щедрости... А заодно были квашеная капуста, которой твои друзья интересовались слабо... И варенье тоже было... - ответила ей дочь.

     - Да-да... - припомнила Савельева-старшая. - Каждый год весь апрель и май мы ели только грибочки, квашеную капусту и бутерброды с вареньем...

     - Потому что кто-то страдает хроническим недержанием имущества в руках при виде любимых соседей... - съязвила Елена.

     - Ты права... - согласилась Зинаида Васильевна. - Это безобразие происходило из-за моей дурацкой расточительности...

     - И с этим я соглашусь... - грустно вздохнула Елена. - И чем больше я работала, стараясь обеспечить нам продовольственную безопасность до следующего урожая, тем щедрее ты делилась...

     - Не обижайся... - смущенно попросила мать. - Я действительно вела себя неразумно расточительно... Но я исправлюсь... Правда... Обещаю...

     - Ты сама-то веришь в то, что говоришь? - грустно вздохнула Елена.

     - Аленка, я виновата... - ответила мать. - По моей вине получилось так, что я совсем не понимала, сколько трудов ты вкладываешь в то, чтобы вырастить, собрать и сохранить урожай... Сколько сил ты тратишь при этом... А уж каждому грибочку в лесу поклониться, а потом обработать его до конечного результата... Я не представляла себе, насколько это огромный и кропотливый труд... А теперь, когда я и сама руки к этому приложила... Хоть и отчасти, и совсем немного, но мне хватило, чтобы впечатлиться...

     - Поживем - увидим... - ответила Ляля, не особо рассчитывая на долгую сознательность матери.

     И спросила:

     - Ты в октябре будешь ездить со мной на дачу на выходные?

     - Будет все еще много работы? - с надеждой поинтересовалась мать.

     - Черноплодку, тыквы, и все остальное надо будет собрать и переработать... - ответила Елена. - Все остатки надо будет подобрать и сделать твой любимый осенний салат... Обидно будет, если пропадет... Тем более, что в следующем году яблок, скорее всего, вообще не будет...

     - Конечно, обидно... - неожиданно поддержала ее мать. - Столько вкусного и полезного...

     - Да и опята в лесу все еще имеются... - продолжила Ляля. - Жалко упускать такую возможность... Тем более, что в следующем году и грибов в лесу может оказаться не густо...

     - Ты так тяжко трудишься, потому что запасаешься сразу на две зимы? - сообразила мать.

     - Угу... - согласилась Ляля. - Я так делаю каждый раз, когда выдается год, урожайный на любые фрукты или овощи...

     - Любые? - изумилась Зинаида Васильевна.

     - Ты думаешь, что не бывает сезонов, когда не родятся кабачки или огурцы?

     - Д-да...

     - Напрасно... - вздохнула Елена.

     - Тогда почему я такого не помню? - не поняла Зинаида Васильевна.

     - Потому что все эти годы нам очень везет... - ответила ей дочь. - А в этом году урожай всего случился вообще сразу...

     - Я обязательно буду ездить... - немедленно пообещала Зинаида Васильевна, которой дачный труд неожиданно понравился.

     - Без соседей? - уточнила девушка.

     - Разумеется... - ответила мать. - Их брать с собой на дачу осенью нельзя, потому что равноценно потере целых двух драгоценных дней...

     - Тогда в награду тебе будет тишина, холодный свежий воздух, запах осеннего дождя и опавших листьев, горячий чай с пирожками холодными осенними вечерами и умопомрачительный  запах поздней осени на десерт... - улыбнулась Ляля.

     - И картошечка, жареная с грибочками, только утром принесенными из леса... - облизнулась мать. - И тепло в доме в любой день, благодаря тем самым дровам...

    

Продолжение следует...