451 градус по Фаренгейту, когда рукописи не горят

Северина Валуа
«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их.» (1)
Классе в 5-м, сын спросил меня о том, зачем нужна история, география, литература, биология, если все это в жизни не пригодится? Зачем читать и изучать то, что было 100 лет назад и уже никому не интересно, не современно и не актуально.
Признаюсь честно, трудно было объяснить зачем все это надо.
И вот, в 7-м классе, сын купил книгу Р. Бредбери "451 Градус по Фаренгейту", которую я прочитала вслед за ребенком.
Уже с первых страниц, понимаю о том, что книга дает четкий ответ на его вопрос: что будет если прекратить читать?
«Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия — собаки, лошади, экипажи — медленный темп жизни. Затем двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке!
— Скорее к развязке, — кивнула головой Милдред.
— Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом еще больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты, потом еще: десять — двадцать строк для энциклопедического словаря. Я, конечно, преувеличиваю. Словари существовали для справок. Но немало было людей, чье знакомство с «Гамлетом» — вы, Монтэг, конечно, хорошо знаете это название, а для вас, миссис Монтэг, это, наверно, так только, смутно знакомый звук, — так вот, немало было людей, чье знакомство с «Гамлетом» ограничивалось одной страничкой краткого пересказа в сборнике, который хвастливо заявлял: «Наконец-то вы можете прочитать всех классиков! Не отставайте от своих соседей». Понимаете? Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую. Вот вам интеллектуальный стандарт, господствовавший последние пять или более столетий.» (1)
Это цитаты из книги, написанной в 1953 году.  Читая эти строки, я вспоминаю о том, как мы радовались первым сборникам сокращенных изданий школьной программы – своеобразных шпаргалок для учеников. Потом были готовые сочинения, но они были еще в книгах. Нам надо было успевать покупать новые издания, так как темы сочинений ежегодно менялись. А сейчас? Сидя дома за любым гаджетом с выходом в интернет, ученики получают готовое домашнее задание так же легко, как хлебные тосты вылетают из тостера.
Раз – ты закинул задание, на 2 – тебе его обрабатывает нейросеть, на 3- ты получаешь готовый ответ. Как же здорово, легко и удобно – доволен ученик. Как же глупо, бессмысленно и дегенеративно, - с грустью поймет не каждый.
«Сокращайте, ужимайте! Пересказ пересказа! Экстракт из пересказа пересказов! Политика? Одна колонка, две фразы, заголовок! И через минуту все уже испарилось из памяти. Крутите человеческий разум в бешеном вихре, быстрей, быстрей! – руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние, ненужные бесполезные мысли!..» (1)
«— Как можно больше спорта, игр, увеселений — пусть человек всегда будет в толпе, тогда ему не надо думать. Организуйте же, организуйте всё новые и новые виды спорта, сверхорганизуйте сверхспорт! Больше книг с картинками. Больше фильмов. А пищи для ума всё меньше.» (1)
Каждая строчка, каждая мысль, каждая фраза – крылатая! Книга просто состоит из афоризмов! Настолько актуально, я и представить не могла, что передо мной книга прошлого века. Прошлого! Только задумайтесь:
«Люди не должны забывать, что на земле им отведено очень небольшое место, что они живут в окружении природы, которая легко может взять обратно всё, что дала человеку. Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить нас водами океана – просто чтобы ещё раз напомнить человеку, что он не так всемогущ, как думает. Если мы не будем постоянно ощущать её рядом с собой в ночи, мы позабудем, какой она может быть грозной и могущественной. И тогда в один прекрасный день она придёт и поглотит нас.» (1)
«У людей теперь нет времени друг для друга.» (1)
Очередная крылатая цитата, которая актуальна в наши дни. У родителей нет времени на детей.
«— И все-таки дети — это ужасная обуза. Вы просто сумасшедшая, что вздумали их заводить! — воскликнула миссис Фелпс.
— Да нет, не так уж плохо. Девять дней из десяти они проводят в школе. Мне с ними приходится бывать только три дня в месяц, когда они дома. Но и это ничего. Я их загоняю в гостиную, включаю стены — и все. Как при стирке белья. Вы закладываете белье в машину и захлопываете крышку. — Миссис Бауэлс хихикнула. — А нежностей у нас никаких не полагается. Им и в голову не приходит меня поцеловать. Скорее уж дадут пинка. Слава богу, я еще могу ответить им тем же.» (1)
Я читаю эти строки и мой мозг просто кипит, нет, это не антиутопия, через сто лет, это уже реальность.
Войны. Революции. Смена власти. Всегда это заканчивалось тем, что победители сжигали книги, стирали из памяти жителей историю их народа. И вот уже новые учебники с новейшей историей. И те, кто был врагами – стали героями, а свободные превратились в рабов.
Сейчас слишком много информации хранится в интернете, в этом непонятном для меня пространстве, где нейросети пишут, рисуют и думают за людей.
Кто является владельцем все этой цифровой информации? Что произойдет, если однажды вирус разнесет все текстовые файлы и перемешает буквы и знаки в хаотичном порядке? Что будет если троян растащит картинки и фотографии на цветовые нейролучи? Перепутаются подписи к картинам? Где мы будем искать истину? Включим радио? Или откроем окна на улицу, где из уличных динамиков оповещают нас о режиме чрезвычайной ситуации?
«— Мобилизован один миллион человек. Если начнется война, быстрая победа обеспечена… — Внезапно ворвавшаяся музыка заглушила голос диктора, и он умолк.
— Мобилизовано десять миллионов, — шептал голос Фабера в другом ухе. — Но говорят, что один. Так спокойнее.» (1)
«— Как вы думаете, когда начнется война? — спросил Монтэг. — Я вижу, ваших мужей сегодня нет с вами.
— О, они то приходят, то уходят, — сказала миссис Фелпс. — То приходят, то уходят, себе места не находят… Пита вчера призвали. Он вернется на будущей неделе. Так ему сказали. Короткая война. Через сорок восемь часов все будут дома. Так сказали в армии. Короткая война. Пита призвали вчера и сказали, что через неделю он будет дома. Короткая…
— Убивают всегда чужих мужей. Так говорят.» (1)
***
«— Да, я тоже слышала. Не знаю ни одного человека, погибшего на войне. Погибают как-нибудь иначе. Например, бросаются с высоких зданий. Это бывает. Как муж Глории на прошлой неделе. Это да. Но на войне? Нет.» (1)
***
«— Вы знаете, что объявлена война?
— Да, слышал.
— Господи! Как странно! — воскликнул старик. — Война кажется чем-то далеким, потому что у нас есть теперь свои заботы.» (1)
К чему мы придем, когда забудем свою историю, когда решим избавиться от всех книг?
Рано или поздно сюжеты фильмов, книг, песен – повторяются, возвращается мода, придумать абсолютно новое сложно, но черпать знания мы должны откуда-то? Чтобы не совершать одни и те же ошибки, не изобретать опять велосипед.
«— Разрешите познакомить вас с Джонатаном Свифтом, автором весьма острой политической сатиры «Путешествие Гулливера». А вот Чарлз Дарвин, вот Шопенгауэр, а это Эйнштейн, а этот, рядом со мной, — мистер Альберт Швейцер, добрый философ. Вот мы все перед вами, Монтэг, — Аристофан и Махатма Ганди, Гаутама Будда и Конфуций, Томас Лав Пикок, Томас Джефферсон и Линкольн — к вашим услугам. Мы также — Матвей, Марк, Лука и Иоанн.
Они негромко рассмеялись.
— Этого не может быть! — воскликнул Монтэг.
— Нет, это так, — ответил, улыбаясь, Грэнджер. Мы тоже сжигаем книги. Прочитываем книгу, а потом сжигаем, чтобы ее у нас не нашли. Микрофильмы не оправдали себя. Мы постоянно скитаемся, меняем места, пленку пришлось бы где-нибудь закапывать, потом возвращаться за нею, а это сопряжено с риском. Лучше все хранить в голове, где никто ничего не увидит, ничего на заподозрит. Все мы — обрывки и кусочки истории, литературы, международного права. Байрон, Том Пэйн, Макиавелли. Христос — все здесь, в наших головах.» (1)
Именно таким образом, из уст в уста, до нас дошли сказки, предания, поверья, приметы, и тому подобное.
Именно так, через «Песню имен», были сохранены данные о погибших в лагере Треблинки.
Когда книжка была прочитана, мне вспомнился роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Из той же эпохи. И крылатое выражение: «Рукописи не горят!»
Сюжет не нов, однако интересная и своеобразная подача. Религия, политика и любовь переплетаются в произведении в одно целое. Двенадцать лет ушло у писателя на создание романа, в 1940 году автор последний раз его редактировал. В свет произведение выйдет через 26 лет после смерти писателя, в 1966 году.
Михаил Афанасьевич в прямом смысле сжег свой роман, переписывал и менял сюжетную линию под воздействием тех событий, которые происходили в его жизни. И так же, как Маргарита спасла роман Мастера, супруга ослепшего писателя, Елена Сергеевна, хранила, переписывала и продолжала редактировать роман после смерти мужа.
 «Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины.» (2)
И через 100 лет после написания романа ничего не изменилось в «москвичах»:
…они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… (2)
«Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них косноязычна, как будто таких нарочно подбирают.» (2)
Все так же обманывают нас продавцы:
Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая! (2)
И все так же спорим о том, о чем проповедовал Иисус.
«В числе прочего я говорил, — рассказывал арестант, — что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.» (2)
Раньше при написании сочинений меня всегда ставило в тупик задание: отношение автора (писателя) по данному вопросу/к данному герою.
…вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся у меня в голове? (2)
А теперь, хочу вернуться к нейросети. Я решила сгенерировать картинку венчания Н.Гончаровой и А. Пушкина, используя приложения Шед и CapCut. Он выдал мне следующие картинки.
А теперь только представьте, что я написала статью о Пушкине и выдала эти картинки за оригинал. Они оказались в интернете и уже пользуются другими как наглядное пособие.
И так произойдет со всеми событиями на свете, со всеми медиа личностями, и будет такая путаница, что дойти до истины будет сложно.
И лишь где-то в глуши, в забытой библиотеке или музее, найдем напечатанные 100 лет назад книги, с иллюстрациями великих художников современников поэта, благодаря которым и узнаем, как выглядел А.С. Пушкин. Из тех самых книг воссоздадим быт и культуру той эпохи, манеры поведения и образ жизни.
Читать или не читать. И наиболее риторический вопрос: «Что именно читать», - решает каждый сам.
«Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу.» (2)
 _______
1 – Р. Бредбери. «451 градус по Фаренгейту».
2 – М. Булгаков. «Мастер и Маргарита».