Итоги года - российское кино

Гедеон Янг
Наконец-то собрался и нашкрябал подборку лучшего из просмотренного в прошлом году. Поскольку его, лучшего, оказалось немало, пришлось расчленить подборку, и сегодня часть первая – российское кино. Не всё совсем свежее, но всё пригодное.

#кинообзоры, #РоссийскоеКино, #ГодРождения, #ТринадцатаяКлиническая, #АмпирV, #ВолшебныйУчасток, #ДваХолма, #ЧёрноеОблако, #ЗаНасСВами, #Сказка, #Шаман, #Обитель

• «Год рождения»

Вновь, в который раз и вопреки мнению иных несчастных лишенцев убеждаюсь, что отечественное кино, как новое, так и былое, смотреть вполне можно и нужно. Вот вам блиц-рецензия в двух строках на свеженький «Год рождения» Михаила Местецкого – это такой чорненькой и по-хорошему ябнутый сюр о извечной борьбе бобра с козлом, сиречь мечты и веры в чудо с поханой суровой реальностью, например, в виде неодолимых законов воспроизведения потомства и сурового батяни-колбасяни. Маленький щпойлер – бобёр таки победит, победа будет за нами, всё сделаем по-своему.
Когда просмотрел и впечатлился, полез уточнять, кто это таков – Местецкий. Вспомнил, что смотрел его «Тряпичный союз», оставивший лишь ощущение недоумения, и нашёл у себя в коллекции щикарную короткометражку «Незначительные подробности случайного эпизода» - метафора за то, что жизнь – это поездочка такая, затянувшаяся и вообще случайный эпизод. И ещё у него есть говнопоп-группа (надеюсь, не обидится)) «Шкловский». Ну а «Год рождения» - щикарный зэ бест, лучшее российское кино, что увидел в новом году, вот.

• «13 клиническая»

Очередной мистический сериал с достаточно оригинальным сюжетом и привычным (мне по «Караморе») главным героем. Действо происходит в парапсихологической лечебнице, куда из последней надежды отправляется смертельно больной раком хирург Филипп в исполнении Данилы Козловского. И весьма успешно, сопротивляясь ведьме-заму, всем правилам системы, здравому смыслу и даже главврачу-Люциферу, лечит слабоумие, изгоняет Бегемотов, лярв и суккубов, освобождает от сделки продавших душу ведьм и даже воскрешает любимую девушку. Да, вот такой он, хирург Филипп Козловский, хоть и не снявший второй сезон классной «Караморы», но зато успешно переехавший в больничку-травматичку-психоделичку.

• «Ампир V»

Долгожданная (и очередная) экранизация пелевинского романа. Сюжет на первый взгляд довольно-таки прост, даже незамысловат – опять очередной лох и неудачник случайным образом приобщается к тайному обществу вампиров, по обыкновению пасущих людей – и пасущихся на них в прямом и переносном смысле. Примерно тоже, что и в «Караморе» и других подобных проектах. Мифология – и номенклатура фильма типично пелевинская – переосмысленные и адаптированные, точнее, по-пелевински вписанные в современную реальность боги и герои древнего мира.

• «Волшебный участок»

Вопреки мнению иных киноманов с ограниченными возможностями восприятия (это если не заходить дальше, заводя разговоры о каких-то личных, или, напротив, коллективных травмах, программах и траблах), я давно уверился в том, что у нас нередко снимают неплохое кино, и сериалы тут не исключение. Скорее, даже подтверждение моей уверенности и опровержение вышеозначенного предрассудка. Взять хотя бы навскидку полдюжины проектов последних лет, причём по моей специализации – мистических – «Небесный суд», «Карамора», «Вампиры средней полосы», «Пищеблок», «Кибердеревушка» и «Черное облако». А в действительности их в разы, если не на порядок, больше. Вот и «Волшебный участок» почти предвкушаемо порадовал.

• «Два холма»

В ушедшем году был весьма обрадован двумя сезонами «Двух холмов» - антиутопичной комедии, или же трагифарсом на тему смешнейшей до колик попытки преодоления тяжелого наследия патриархата. Тем, вернее, более чем избыточно – тут и с трудом преодолённые последствия выкосившего большинство земных мужчин вируса, и новое идеальное – матриархальное общество, и остатки самцов-мужиков и присоединившихся к ним полудиких самок на развалинах былой цивилизации, в просторечии приматов. И восстание искусственного интеллекта, само собой.

• «Черное облако»

Один из самых мощных – в смысле впечатляющих отечественных кинопроектов прошлого года – это «Черное Облако». Восемь серий о, если хотите, начинающей ведьме-неумехе. Или мегазапутанный детектив-триллер. Или троллинг психолохов, ментов, врачей, учителей и всех постсоветских институций и их функционеров в целом.
Главная героиня – смазливая двадцати с чем-то летняя студентка Оля (белорусская родом и пока не особо известная актриса Маша Мацель) по наводке своего внезапно почуявшего отцовский инстинкт папаши (спустя двадцать лет игнора) отправляется к психологу… и тут начинается шеолъ и гагтунгръ, да. А именно - все люди из её близкого окружения начинают внезапно околевать странными смертями – сначала ненавистная институтская преподша-калека Красная Шапочка, потом любимо-ненавидимая подруга-шлюха (хотя на самом деле банальная несчастная нимфоманка, пытающаяся бесконечным сексом заменить отсутствие материнской любви) Алина, потом тот самый папаша (известный любителям соответствующего жанра по роли стильного Сатаны в «Конце Света» в исполнении Колокольникова).

• «За нас с вами»

Фильм о мрачном периоде советской истории – полгода с октября 1952 по март 1953.
В коммуналке на окраине тогдашней Москвы живёт полуинтеллигентная семья Петкевичей с польскими корнями. Муж Борис - член компартии, курирующий строительство метрополитена – именно тогда были сданы в эксплуатацию такие, вне всякого сомнения, замечательные станции, как «Новослободская» и «Белорусская». И защищает на семейных ужинах и застольях замечательные достижения советской власти, постоянно споря с тестем Павлом Казимировичем в исполнении Андрея Смолякова – преподавателем философии, пишущим заведомо неиздаваемую книгу о феноменологии Гуссерля. Жена же его Дина или Ариадна – сотрудница госиздата со всеми вытекающими последствиями.

• «Сказка»

Посмотрел сокуровскую «Сказку», не получившую прокатного удостоверения, как и многие современные фильмы до, и, предположу, после неё его лишатся. Честно признаюсь – из немногих сокуровских работ просмотренных не понял почти ничего. А вот здесь, похоже, лёд таки тронулся, но, если я всё-таки чего-то не вкурил, поправляйте. Суть часовой с небольшим работы в жанре антиутопии – ну, примерно так, наверное, называется жанр (есть ещё варианты фэнтези, драма и экспериментальный кинематограф) – это собрание Сталина, Черчилля, Гитлера и Муссолини в загробном мире и в очереди на приём к Всевышнему, куда их всех вызвали. То есть, надо полагать, на Страшный Суд.
Мифологичность и мистичность фильма и пристальное внимание к нуминозному и потустороннему бытию характерна и для многих других фильмов режиссёра, а за что именно эта картина не получила прокатного удостоверения – судите сами, зрители.

• «Шаман»

Забавный российско-французский фильм «Шаман» 1996 года. Вернее, снимали французы российских актёров в России – режиссёр Бартабас и вся съёмочная группа, включая композитора. Это заметно на анахронизмах и неувязках сюжета, а он таков – в начале 50-х годов (согласно единственному описанию на киноресурсах) из сибирского лагеря (какого и где, не указано) бегут два зэка – московский ботан-скрипач Дмитрий (Игорь Гоцманов – в титрах просто ГоцмаН) и якутский шаман Анатолий (Спартак Федотов). Дмитрий мечтает вернуться в Москву и продолжить музицировать – и как он собирался там легализоваться-то, наивный беглый зэк?
И теперь уже выменяв обратно коня на скрипку из прошлой уже жизни, Дмитрий камлает и почти что возносится в зимнем лесу…
Итого – фильм о освобождении не только внешнем, профаническом – из лагеря, но и от прежней жизни путём рождения в жизнь новую через инициатическое путешествие и шаманское посвящение.

• Мини-сериал «Обитель», про соловецкий ад столетней давности за авторством Александра Велединского, открытого для себя в прошлом году. Драматизма сериалу дополняет любовная линия – роман зэка Артёма с кровожадной чекисткой Галиной, сыгранной Александрой Ребёнок. Коменданта лагеря, не менее жестокого, но и с особым садистским юморком чекиста Эйхманиса вполне убедительно сыграл «актёр на все роли» Безруков, о дальнейшей же судьбе Соловков, уже в настоящее время, тоже известно хорошо – теперь это православный вип-лагерь особого назначения. Любопытно то, что фильм, вышедший в 2021, основан на одноименном романе Захара Прилепина года 2014. Любопытно, был ли он ещё тогда искренним нацболом, или уже предал свои былые идеалы – ведь там советская власть показана возможно более отвратительной, что как бы не очень-то и комильфо в нынешней ситуации – особенно напоминания о репрессиях.