Последняя битва Семёна Пожарского

Наталья Бобыкина
В середине 17 века, после смерти гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого новый гетман Иван Выговский подписал в сентябре 1658 г. с польским королём Яном Казимиром договор о возвращении Украины в состав речи Посполитой, устроив казацкий мятеж и обратившись за помощью к крымским татарам. Началась гражданская война.
Москва в апреле 1659 г отправила в Севск армию под руководством князя А.Н. Трубецкого, куда влился и полк князя Семёна Пожарского.
Князь Пожарский, владелец вотчины Сущево, Агафоново тож в 1641 – 1644 гг., в будущем - села Полтева городского округа Балашиха, блестяще показал себя в качестве воеводы Сторожевого полка при осаде Конотопа 20 апреля – 27 июня 1659 года, в котором укрепились украинские войска с черкесами и татарами. Иван Выговский обещал князю Трубецкому начать мирные переговоры, но, дождавшись своего союзника крымского хана Мехмет-Гирея IV предатель начал наступление на русские войска с целью освободить Конотоп. Основные силы русских войск остались под Конотопом, гетман Выговский стянул свои и крымские войска туда же, выслав один отряд численностью 6 тыс. человек к Сосновке. Трубецкой отправил полки под управлением князя Семёна Пожарского встретить этот отряд у переправы реки Куколка, наказав тому переправу не переходить.
Утром 28 июня (8 июля) 1659 года у деревни Сосновка встретились войско крымских татар нураддина Адиль-Гирея с присоединившимися к ним казаками Выговского и русские полки С.Р. Пожарского и С.П. Львова. Войско князя нанесло поражение татарам и погнало татар за реку Куколка (Сосновка), дав бой неприятелю и там. С целью разведки боем Пожарский с конницей стал преследовать убегающих татар. По словам И.Б. Бабулина Семён Пожарский «как опытный военачальник небольшого отряда, который идет в бой, понимая, что своей возможной гибелью он может спасти основные силы армии от внезапного и мощного удара врага», который мог повлечь гибель всей русской армии. Крымские татары и немецкие драгуны-наемники из гетманского войск выполнили роль приманки, чтобы заманить войско Пожарского. Князь бросился вдогонку за неприятелем. Конница удалилась от Сосновки на 7 км и возле урочища Пустая Роговица у огромного болота попала в засаду к многотысячному войску крымско-татарской орды, воины которого стали несчётно выходить из леса. Конные воины отряда Пожарского численностью 6 тыс. человек спешились яростно отбивались от наступающих, пытаясь прорваться из окружения. Русские воины были прижаты к болоту и не могли выстроить свою защиту от намного превосходящей силы неприятеля, что сыграло решающую роль в исходе битвы. Лишь нескольким десяткам человек удалось добраться до русских обозов, а раненый окольничий князь Семён Романович Пожарский вместе с князем Львовым Семёном Петровичем и другими воинами попал в плен. 29 июня (9 июля) 1659 года русские воеводы вместе с князем были приведены в орду и поставлены перед ханом Мехмедом IV Гиреем. Будучи богатырского телосложения, Семён Романович, увидев перед собой тщедушного хана, стал в открытую оказывать тому презрение, а также громко корить Ивана Выговского за измену. Хан предложил Семёну перейти в мусульманскую веру и присоединиться к его войску. Пожарский, как истинный православный русский человек, отказал хану, да ещё плюнул ему в глаза, за что тот, напомнив Семёну Романовичу гибель крымских царевичей под Азовым в 1646 году, велел отрубить князю голову. Весь командный состав и рядовые русские воины, попавшие в плен, были казнены этим же днём 29 июня (9 июля), только окольничего князя Семёна Львова хан оставил в живых и скованного возил с собою ради, а потом казнил. Но ни один русский воин не перешёл на сторону врага.
Заставили отступить за Днепр армию Выговского и крымско-татарскую орду уже без князя Пожарского.  11 октября 1659 года Войско Запорожское на Переяславской Раде избрало гетманом Юрия, сына Богдана Хмельницкого. А народ сложили былину о герое Симеоне Пожарском
 На месте сражения отряда Пожарского с крымчанами у села Сосновка были собраны все останки казнённых и погибших в битве отважных русских воинов и погребены в одной могиле. Тело и голову князя Семёна Романовича Пожарского пытались найти осенью 1659 года, но место его захоронения так и осталось неизвестным.
Пожарский не оставил после себя наследников. Его жена Евдокия Васильевна Пожарская, дочь воеводы Василия Ильича, пережила мужа на 40 лет, уйдя в Ивановский женский монастырь, которому отошли все земли Пожарского. Со смертью Семёна Романовича пресеклась старшая ветвь рода князей Пожарских.
Царь Алексей Михайлович торжественно причислил князя к мученикам и Русской православной церковью с 1659 года проводилось в честь местночтимого священномученика особенное богослужение, но в петровское время его убрали. Сегодня память об отважном русском воине хранится в Барколабовском Свято-Вознесенском монастыре, где 24 июля празднуется день прославления чудотворной Барколабовской иконы Божией матери. В России также прославляют отважного воина Симеона Пожарского, например, в храме Успения Пресвятой Богородицы в Витенёво, бывшей вотчины вдовы Семёна Пожарского Евдокии Васильевны.
В словах песни «Я Русский» русского певца Шамана есть такие слова:
Я русский, я иду до конца!
Я русский, моя кровь от отца!
Я русский, и мне повезло!
Я Русский, всему миру назло!
Именно таким в XXI веке видится русский отважный богатырь XVII столетия, князь Семён Романович Пожарский.
Если образ хана Мехмед IV Гирея запечатлён в книгах, картинах и фильмах, то образ князя Семёна Романовича Пожарского забыт. При написании книги о селе Полтеве и его владельцах не было обнаружено ни одного образа великого полководца, не имеющего поражения ни в одном сражении, кроме последнего, где он погиб.
кто же восполнит этот пробел в год 365-летия со дня гибели князя семёна Пожарского отдавшего свою жизнь ради спасения всего русского войска?