Как новым драматургам перекрывают путь в театр...

Алексей Морозов 3
       Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович.
       Прошу Вас разобраться, почему в отношении меня, как драматурга, полностью запрещены постановки спектаклей по моим пьесам в театрах России.
       Я член Российского союза писателей. Ранее писал только стихи.
       Прозой начал заниматься с 2011 года. И сразу же, как только я написал первую же пьесу "Вот это любовь!", по ней буквально через пару месяцев после этого начали ставить спектакли в Магаданском музыкальном и драматическом театре.
       И они ставились там в течение трёх лет по два спектакля в месяц. Правда, я, по совету одной театральной деятельницы, потом запретил театру ставить этот спектакль, о чём сожалею по сей день. Но факт есть факт: так было.
       Но я сделал это только по отношению к Магаданскому драмтеатру.
       Затем я написал пьесы "Бес в ребро" (сейчас она с другим названием: "Седина в бороду - бес в ребро") и "Любовь с первого взгляда".
       Пьеса "Бес в ребро" стала финалистом международного конкурса пьес "Время драмы" в 2014 году, а пьеса "Любовь с первого взгляда" стала тоже финалистом этого же конкурса в 2016 году. Всё это зафиксировано на сайте электронной библиотеки пьес Сергея Ефимова.
       И когда я начал рассылать по электронной почте эти свои две пьесы, мне ответили почти все театры, причём во всех ответах звучала только положительная их оценка, но при этом все писали мне, что, к сожалению, у них репертуар свёрстан (у некоторых, кстати, на три года вперёд), что пьесы им понравились, но нужно ждать, когда появятся репертуарные окна. В общем, мне отвечали все театры, и отвечали именно так.
       И тут чёрт меня дёрнул поспорить с одной заведующей литературной частью (завлитом) одного из крупнейших областных театров по поводу возможности использования в театральной речи одного слова, связанного с употреблением пищи людьми.
       Она ответила мне на мою пьесу "Любовь с первого взгляда", заявив, что использованное мною там слово "кушать" употреблять в речи нельзя. Нужно писать и говорить слово "есть".
       Я по наивности душевной и без малейшего желания устраивать по этому поводу не только скандал, но и даже элементарный невинный спор, всё же заметил, что не вижу большого греха в применении этого слова. Она опять ответила, но уже категорически: нет, нельзя. "Заволновалось сине море..."
       А у меня "хватило" ума снова возразить, сказать, что слово кушать вполне себе допустимо, не потому ли баснописец Крылов в своё время написал: "Ты виноват уж только тем, что хочется мне кушать"?..
       И тут разверзлись небеса: вы что себе позволяете! Кто вы такой!..
       Видимо, когда она печатала эти строки, у неё от бешенства тряслись руки...
       Какой-то никому неизвестный начинающий драматург посмел спорить с завлитом областного театра! Неслыханная дерзость!..
       Кстати, у меня есть скачанная копия нашей с ней переписки. Да, это была целая переписка, в теле одного письма, это удобно: всё в одном месте.
       И когда я увидел, что она действительно взбешена, я понял, что наступил на мину. Но думал, мина всего лишь пехотная: ну нанесла раны в душе, и всё пройдёт.
       Но мина оказалась противотанковой: сразу же, как по единой команде, все до единого театры дружно перестали отвечать мне на мои рассылки моих пьес. Ни одного ответа! Полное молчание!
       Я знаю, как это делается: очень хорошо уже более тридцати лет владею компьютером. Нужно обратиться к сисадмину организации, объединяющей всю сеть театров, чтоб данного конкретного абонента просто-напросто заблокировали... И всё! Или попросить в РАО сделать то же самое...
       Потому что с тех пор ни одного ответа. Хотя до этого конфликта все театры мне обязательно отвечали... И было много-много десятков ответов! А тут, как будто я стучусь в глухую железо-бетонную стену... Ни одного ответа!.. Резко! Сразу!
       Вчера были, а сегодня уже нет!..
       Конечно, завлит областного театра, это супер фигура в театральном мире (или всё-таки не супер?..), хотя я очень хорошо знаю, что большинство завлитов вместо прямых своих обязанностей исполняют роль оптовых распространителей театральных билетов по организациям, учреждениям и предприятиям...
       Я мог бы назвать фамилию, имя и отчество этого завлита и предъявить полную копию всей с ней переписки, но зачем... Мне не нужен скандал с кровопролитием.
       Мне не нужны наказания виновных. Мне нужна обыкновенная человеческая совесть и справедливость.
       Уже довольно много лет я полностью отлучён от театра волей всемогущего областного завлита. А между тем, моя пьеса для большого зала "Седина в бороду - бес в ребро" могла бы стать украшением любого областного театра с максимальным, кстати, кассовым сбором.
       А пьеса для малого зала "Вот это любовь!", это пьеса долгожитель, потому что там говорится о вечных ценностях человеческой души...
       И пьеса "Любовь с первого взгляда", это пьеса о любви между нашей разведчицей и немецким солдатом, возникшей между ними в день, когда она попала в плен, это пьеса о великой силе любви, которую не может сломить даже страшная война...
       И я не намерен отступать более. Почему завлит театра решает судьбу пьес на всю оставшуюся жизнь?
       Я, если это моё обращение не даст справедливого результата, выставлю эти пьесы для всеобщего обозрения с просьбой к людям дать им свою оценку. И буду тотально выставлять из везде, где только это физически и в электронном качестве возможно. В том числе, и за рубежом. Пусть всё люди решают.
       Вообще надо организовать сообщество для обсуждения широкой общественностью качества театральных постановок и пьес как их источников.
       Ведь всем давно известно, какое засилье грубого сексуального характера испытывают и испытывали наши театры, когда по театральной сцене бегают совершенно голые актёры и имитируется секс... Об этом даже наш великий режиссёр Никита Михалков не раз говорил в своём Бесогоне ТВ.
       Да, в моей пьесе "Седина в бороду - бес в ребро" (бывшая "Бес в ребро") тоже говорится о сексе, но только потому, что главная героиня спорит с любовницей своего мужа о том, что не секс является вершиной любви, - хотя и является его фундаментом, - а готовность к самопожертвованию ради любимого человека.
       Я позволю себе в подтверждение этой мысли в конце своего обращения к Вам, Владимир Владимирович, привести цитату стиха, который в завершающей части пьесы произносит жена главного героя:
Неотличима от страстей,
Любовь страдает от подлога!
Как нелегко бывает ей
Не показаться недотрогой,
Чтоб в положенье не попасть,
Себе когда её одежды
Животная примерит страсть!
И торжествующий невежда
Её же будет обвинять
В непопулярности морали,
Любовь всегда что отличать
Умел кто без неё едва ли...
Час похоти теперь настал!..
Любви прекрасную вершину
Обычный секс без боя взял,
Не находя никак причину
Её так просто оставлять!..
Зачем теперь без толку охать?
Вам так хотелось погулять? -
Любовью впредь вам будет похоть...
Одно мне интересно знать:
Любви позволили вершину
Зачем вы ей легко занять?..
Лишь в основанье передвинув
Любви природный сей рефлекс,
Вы правы были бы отчасти:
Вершина похоти есть секс,
Но не любовь... Хотя и страсти
Не стоит силу отрицать:
Она союза основанье
Любовного! Но возвышать
Её как можно отрицаньем
Самой любви, вершина есть
Которая, - в том нет сомненья,
Что похоти туда не взлезть! -
Простого самоотреченья!..
       Понимаете? Вершиной любви в пьесе я называю не похоть, не секс, а самоотреченье ради любимого человека!..
       Пьеса полна юмора. Как сказала одна прочитавшая её женщина: нужно рекомендовать женщинам приходить на спектакли с урологическими прокладками, потому что у женщин сильный смех вызывает некоторые урологические явления...
       Но, несмотря на юмор, это пьеса о серьёзном: о верности и готовности понять любимого человека, когда он совершает ошибку под названием измена. Из этой пьесы получился бы не только интересный, но и полезный для души и разума спектакль.
       Но вход в театр мне, как драматургу, строго запрещён...
       Не стоит ли разобраться, на каком основании?
       Во всяком случае, я обращусь за мнением о пьесе к большому количеству людей в стране, и за рубежом тоже...
       Есть на сей счёт некоторые идеи, о которых раньше времени говорить не стоит.
       И вообще, Владимир Владимирович, нужно давно уже разобраться и с тем, куда, по какой тропе своего развития движется российский театр, и каков его репертуар.
       Например, какова доля спектаклей по пьесам современных российских авторов во всех театрах России.
       Ведь смотришь репертуары театров, ну просто смешно делается часто: даже в самых маленьких из них (районного масштаба) идут фундаментальные пьесы Шекспира и Чехова. Сплошь везде "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Вишнёвый сад", "Дядя Ваня", "Три сестры", Чайка".
       Нет, я не отрицаю силу великой классики. Но когда буквально везде сплошь только она, невольно вспоминаются слова Некрасова: "Нет, ты не Пушкин. Но покуда невидно солнца ниоткуда, с твоим талантом стыдно спать"...
       Какова доля именно современных российских драматургов в репертуарах театров? Не установить ли утверждённый законом норматив: в каждом театре доля спектаклей по пьесам современных авторов должна быть не менее 70%.
       Обычно отвечают на такое мнение: а классика намекает на современность, потому она и классика.
       Да, намекает. Но не хватит ли нам уже намекать? Не пора ли уже прямо заговорить о том, что здесь и сейчас волнует людей? А не о том, что их волновало пятьсот лет назад, во времена Шекспира...
       Да, можно увидеть в пятисотлетнем слое времени признаки современности. Но почему мы не видим то, что лежит прямо у нас под ногами? Боимся, что ли, что нынешние драматурги скажут о том, что не понравится власти?..
       Да, явно боимся. Этим всё и объясняется...
       Да, Шекспир велик. Отказываться от него ни в коем случае нельзя. Но где сегодняшний день? В лучшем случае показывают Шукшина и иных советских авторов. Я же говорю о сегодняшних. Где они? Их нет...
       Поэтому в своём стихе "Ушла эпоха заблуждений" я написал:
Не потому ль теперь поэт
Уже не очень в свете моден,
Что раздражают нынче свет
Его возвышенные оды
О том, что кануло давно
Уже в седую древность века,
И видит в веке он ином
Живого ныне человека?..
Высоким слогом написать
Немудрено о жизни что-то,
Но как саму в нём жизнь узнать,
Не испытав душевной рвоты?..
       Но мы упорно продолжаем ставить в театрах в основном Шекспира и Чехова. А современности для нас, как будто, и нет вовсе.
       Боимся мы современности... А почему мы её так боимся? А? Владимир Владимирович. Нашкодили в ней, что ли, так, что говорить о ней уже страшно стало?..
       Поэтому давайте лучше говорить о далёких Гамлете и Дяде Ване, или о цветуёчках... Поэтому один из своих стихов я так и назвал: "Поговорим о цветуёчках"... Вот маленькая цитата из него:
Да ну их, в самом деле, всех:
Бездомных, безработных, нищих
С зарплатой, годной лишь для пищи,
Но не для барственных утех! -
Давай, отринув мелкий страх,
Невинно-безобидной строчкой
Поговорим о цветуёчках
В стерилизованных стихах...
       Да, только о цветуёчках и придётся говорить, а также о бессмертных Гамлете и Дяде Ване: они ведь стерилизованы от нашей социальной действительности?..
       Вот пишу сейчас всё это, и думаю: никогда мне не пробиться со своими пьесами в театр, потому что мой главный недостаток, это говорить только правду...
       А кому из власть имущих сейчас нужна и допустима правда? Вопрос...
       Вот я недавно обратился к Вам, Владимир Владимирович, с просьбой о материальной помощи. Просил Вас передать моё обращение миллиардеру Галицкому в надежде, что он всё же окажет мне помощь в размере нужных мне 150 тысяч рублей.
       Вы передали его в краевой Минтруда с отрицательным, естественно, ответом, а Галицкий по-прежнему делает вид, что не знает о моих обращениях к нему.
       А между тем, если бы не было запрета на постановки по моим пьесам спектаклей, я и сам заработал бы эту сумму.
       Но низ-з-я: потому что я не "наш"... Пьесы мои более чем достойны для постановок, и я это скоро докажу всем, но я не "наш"...
       Прикрепляю к этому обращению свои пьесы "Седина в бороду - бес в ребро" и "Вот это любовь!"
       А в публикации для людей прикреплю ещё кое-что.
       С уважением, Морозов Алексей Петрович.
       Отправлено: 20 февраля 2024 года, 01:44