За рамками полотна

Владимир Федулов
ВЛАДЫКА  МОРЕЙ
или художник Главного  морского
штаба России

    •
Знакомьтесь :
Иван Константинович
АЙВАЗОВСКИЙ
(1817-1900 гг.), -

известный  русский художник-маринист
армянского происхождения, один из величайших
маринистов мира,  живописец Главного морского
штаба России, действительный тайный советник,
академик и почетный член Императорской
академии художеств С- Петербурга, почетный член
академий художеств   в  Амстердаме, Риме, Париже,
Флоренции,   Штутгарте…
   •
И еще из его визитки:
написал свыше 6 тыс. картин,
в т. ч. главный шедевр -
«Девятый вал» ( 1850 г.),
а также « Вид на венецианскую лагуну» (1841 г.),
«Вид на Везувий ночью» (1842 г.), « Берег моря. Штиль»
(1843 г.), «Море.Коктебель» (1853 г.), «Спокойное море»
(1863 г.)," Радуга" (1873 г.), «Утро на море» (1883 г.),
«Штиль» (1885 г.), «Морской залив» ( 1900 г.)…

  ***
Часть 1.  НАЕДИНЕ
          с прибоем и Богом…

Он любил играть на скрипке, петь и рисовать
углем на стенах домов, испытывая влекущую страсть 
к морю с юности и до конца дней своих!

Неисповедимы пути
божьи…

Дед Айвазовского был турком
и умер в бою с русскими.
 
Погиб он, прижимая к груди мальчика, которому грозила
смерть – над  головою был занесен штык: 
 "Стойте! Это мой сын, и
  он христианин!" –
крикнул вдруг один из русских солдат, армянин по национальности. 

Мальчика пощадили,
а добрый армянин усыновил
его и нарек Константином.

(История умалчивает, был ли
мальчик родным сыном того
армянина? Или все же сыном погибшего в бою турка? Но тогда зачем тот держал его
в руках, вступая  в бой?
Вопросы остаются!).

Но это, как говорится,
присказка…

***
Когда Костя  вырос, он переселился в Феодосию и женился
на красавице- армянке Айвазян. У супругов родилось 3 дочери
и 2 сына. Речь пойдет о том сыне , которого нарекли  Ованесом (или Иваном !).
Ему, мальчику из бедной армянской семьи, что родился
и рос в Феодосии, по жизни недоставало многого ,
но главное  для него – недоставало бумаги и красок,
чтобы рисовать море…

Он  рисовал на любом оказавшемся под рукой клочке бумаги,
иногда даже на книгах, за что ему попадало!

Талантливый мальчик привлек внимание градоначальника
Феодосии Казначеева, который подарил ему пачку настоящей
бумаги и ящичек красок. А потом, уезжая по новому назначению
губернатором Тавриды,   взял с собою и талантливого юного
художника Ивана Айвазовского… Это ли не божий посыл
юному художнику?

Мало того,  Казначеев  опекал мальчика и в Симферополе,
определив его на учебу и предоставив  свое жилье.

Учился Иван  старательно, много рисовал и его , как юного
художника, заметили в высшем свете…
Графиня Н.Ф. Нарышкина, к примеру, стала хлопотать о приеме
его  за казенный счет в Петербургскую  Академию художеств:

«Примите его на свое покровительство, -
писала она  в прошении на имя руководства Академии.  –
Он похож на Рафаэля с его прекрасным выражением в лице.
Как знать, может быть,  он сделает честь России!».

Графиня не ошиблась. В  1833 г. Айвазовского зачислили в
Академию художеств, которую с блеском окончил в 1839 году,
получив право выехать за счет Академии «на этюды» в Италию,
куда выбыл в  июле 1840 года.

Посетил Венецию, где добавил к своим пейзажам с натуры морских
видов родной Феодосии,Керчи, Ялты, Севастополя и Гурзуфа, еще 
и  морские виды Венеции с ее гондолами, каналами и  прекрасной
архитектурой.

Здесь он встретил свою первую любовь -  балерину Марию
Тальони, об отношениях с которой поговорим позже. А также
написал ряд полотен морской тематики, сделавших его
знаменитым («Вид на венецианскую лагуну», «Венеция»,
«Берег моря. Штиль», и др.).

Вернувшись в Россию, он так зарекомендовал себя мастером
морского пейзажа, что в 1844 г. был назначен живописцем
Главного морского штаба России (отображать на картинах
по заданиям начальства важные морские события тех лет - 
о телевидении и фото в 19 веке еще не знали!), а вскоре,
в 1847 г., стал  и  профессором Петербургской Академии
художеств.
(При этом как живописец морского штаба создал, с выездом
в командировки, ряд картин –  в т. ч. картины 1867 г.
«На острове Крит», « Морской бой»  и др.).

В  1850 г., тогда еще в первые и счастливые годы брака
с Юлией Гревс, Айвазовский пишет свой главный шедевр 
жизни – картину  «Девятый вал», о которой поговорим в
завершающей главке нашего  повествования.

А пока послушаем самого Маэстро.
Делясь секретами мастерства, 
И.К.Айвазовский пишет:

«Нельзя уловить кистью движение стихии. Рисовать
с натуры  движение волн, раскаты молнии или порыв
ветра – невозможно!  Сюжет для своих картин я всегда
беру из памяти, равно как и поэт пишет свои
стихотворения». 

От себя добавим – и как композитор тоже , макая  кисть
(ноты) в свою душу и память. Не случайно современники
сравнивали Айвазовского с Паганини…

А море было его стихией.
Только ей, таинственной и могучей пучине,с ее тайнами,
дивными красками и виртуозным сочетанием игры волн, ветра
и света, была с юных лет распахнута душа художника,который
вдохновенно творил свои морские симфонии не в нотах,
а в красках!  Где  ему не оказалось равных…

***
В последний год жизни Айвазовский, верный морской теме,
написал полотно «Морской залив» (1900 г.), а на мольберте
осталось  его  незаконченное полотно «Взрыв турецкого
корабля»…  Как сказали бы сегодня, контр- адмирал и
художник Главного морского штаба России Иван
Константинович Айвазовский в свои 82 года
умер на боевом посту!

Феодосия была в трауре.

А о его любви к трем главным женщинам в
личной жизни поговорим в новой
главке нашего цикла…

20.02.2024 г.
             (Продолжение следует)

Фото из интернета