Философия фашизма

Александр Витязев
Введение
         Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка) это не только политическое движение, возникшее в европейских странах в первой половине ХХ столетия, но и политическая доктрина – обязательная для всех идеология (система взглядов, идей), в которой есть место философии.
         То, что этимологически термин «фашизм» произошёл от латинского fascio, может говорить, как о заимствовании итальянскими фашистами символа власти у Древнего Рима, так и о философской идее единства разрозненного множества. Термин как бы указывает на цель фашизма: национально-политическое единство Италии.
         Существует мнение, что именно итальянский фашизм является эталоном, образцом, раскрывающим Идею (Дух) фашизма в чистом виде, так сказать, его идеологию.

Основная часть.
1.Истоки итальянского фашизма
         При поверхностном взгляде кажется, что истоки фашизма уходят к 1919-му году. Тогда в Италии после Первой мировой войны группа людей со сходными взглядами, вернувшись из окопов, сплотилась вокруг Бенито Муссолини. Они назывались сквадрами. Сквадры (скуадри) были по-военному организованы. Те, кто входил в сквадры носили чёрные рубахи. Эти боевики повсюду разрушали кооперативы, убивая политических противников из социалистов (коммунистов).
         Дело в том, что после первой мировой войны в 1919-1920 гг. в Италии продолжил свое развитие довоенный кризис, названный «красным двухлетием». В это время в промышленно развитых городах севера Италии рабочие захватывали предприятия. В аграрных районах юга Италии крестьяне захватывали поместья дворян, создавая на их месте кооперативы. При этом лидеры социалистических лиг не были удовлетворены данными успехами и стремились к полному обобществлению земли.
         Вот эти два движения и столкнулись не на жизнь, а на смерть в Италии в 1919-1920 годах после Первой мировой войны, приведшей к завершению крушения, вызванного буржуазными революциями устаревших европейских монархий. В 1919 году власть в Италии «валялась на дороге», также как в 1917 году в России после отречения от власти императора Николая II. Тогда в России крестьяне тоже захватывали помещичьи земли. Захват же рабочими фабрик и заводов в России отмечался во время революции 1905-1907 годов.

2.Путь итальянского фашизма к философии
         Первоначально «фашизм предпочитал не тратить время на конструирование абстрактных теорий ради самого процесса». То есть фашисты, подобно консерваторам, не стремились подводить под свое движение Универсальную Идею, философию.
         Известно, что консерваторы не желали философствовать, так как не отреклись от веры, в которой Универсальная или Абсолютная Идея это Бог. То есть в скрытом виде их идеология была теистической, тогда как идеология фашизма должна была стать атеистической. Поэтому итальянский вождь Б. Муссолини заявлял, что хочет, чтобы  была  создана   философия итальянского фашизма.
         Муссолини считал, что фашистское движение, чтобы быть понятым, должно рассматриваться во всей полноте и глубине духовного явления. «Я утверждаю,- писал Муссолини,- что фашизм  в  своей  Идее,  доктрине,  реализации универсален; итальянский фашизм, особенный в своих учреждениях,  универсален по духу, и не может быть иначе. Дух  универсален  по  самой  своей  природе. Поэтому можно  предвидеть  фашистскую  Европу;  Европу,  следующую  в  своих учреждениях доктрине и практике фашизма. Этот политический процесс (практика) сопровождается философским процессом (доктриной); если верно, что в течение века на  алтари  возносилась  материя,  то  теперь  дух занимает  ее  место». [4]
 
3. Автор философии итальянского фашизма
         Философию образцового, классического - итальянского фашизма разрабатывал неогегельянец, основатель и главный представитель философии «чистого актуализма» итальянец Джованни Джентиле (1875-1944). Ей он посвятил опубликованную в 1928 году свою работу «Философские основы фашизма»,  в которой раскрыл, что истоки философии фашизма лежат в актуалистическом идеализме.
      В 1925 году Д. Джентиле принимал участие в составлении «Манифеста фашистской интеллигенции» (в дальнейшем Манифест), в котором в концентрированном виде выражены истоки и смысл итальянского фашизма. В Манифесте пишется, что «фашизм – есть и новое движение (начавшееся в 1919 году), и древнее движение Итальянского (национального) Духа, глубоко укоренённое в истории итальянского народа».         
         Также Д. Джентиле замечает, что «от 1876-го до Великой (первой мировой) Войны, мы имели Италию материалистическую. Все смеялись над «метафизическими мечтаниями», над неощутимой реальностью. Пришло время веры в «нравственную идеальную реальность».
         Поскольку синоним нравственности мораль – предмет этики, которая является разделом философии, то речь свелась к политической философии.

4. Консервативность этики фашизма
         В Манифесте пишется, что «фашизм с самого начала, был движением политическим и нравственным. Его политика – это, своего рода, школа самоотречения, где индивидуальное приносится в жертву Идее. Идее, которая есть Отечество, идеал, осуществляемый в Истории, историко-цивилизационная Традиция. Но эта Традиция не остаётся в прошлом мёртвым воспоминанием, следовательно, Традиция эта является Миссией. Отечество Фашиста – есть Отечество, обитающее и действующее во всякой гражданской личности. Это Отечество освящает обычаи и институты, действующие в Цивилизации, в Традиции меняющейся и непреходящей (меняющейся и в то же время вечной). Оно учит подчинять частное-внешнее универсальному и бессмертному. Дело не в том, чтобы сосчитать и взвесить каждую личность, а в том, чтобы увидеть ценность Идеи, подобно всякой верной и живой идее, питаемой собственною силою и созданной не людьми, но для людей». [1]
         В том, что индивидуальное приносится в жертву Отечеству, Традиции можно видеть не только традиционализм (консерватизм) и патриотизм, но и противопоставление фашизма либерализму. Консерватизм виден и в словах, что «фашизм – есть и новое движение (начавшееся в 1919 году), и древнее движение Итальянского (национального) Духа, глубоко укоренённое в истории итальянского народа».
 
5. Условия формирования фашистской доктрины.         
         Зачем же потребовался фашизму консерватизм? А дело в том, что в 1919 году в коммунистической России шла гражданская война, брат воевал против брата, сын против отца. История России рвалась в очередной раз, писалась с чистого листа. Итальянцы не желали для Италии такой судьбы. Они надеялись, что новое сможет ужиться со старым - капитализм с феодализмом, капиталисты с аристократами.  Единство нации было одним из требований, условий формирования фашистской доктрины.
         Другими условиями формирования  доктрины фашизма было соблюдение следующих требований.
1. Либерализм, американский прагматизм и российский коммунизм следовало отнести к противникам того философского направления, которое ляжет в основу итальянского фашизма.
2. Нужно также было соблюсти некоторые традиции итальянской философии, европейской, по сути.
 
6. Выбор философии актуализма
         Мы не можем за итальянских фашистов сказать, почему они выбрали актуализм своей философией, но с точки зрения многофакторного анализа можем предположить, что на их выбор могло повлиять множество сложившихся условий. Одно мы можем точно сказать, сославшись на Джентиле, что актуализм это итальянский идеализм в форме монистического спиритуализма, а также метод абсолютной имманентности. Известно также, что первые  работы,  в  которых  начинает  очерчиваться  актуалистическая философия,  восходят к  последним годам XIX  века. То есть на начало ХХ века это была молодая ветвь того идеализма, который, «разрушив всякую трансцендентальность» пришёл к «чистому Я».

7. Логика и смысл актуалистической философии.
         «Единственная незыблемая реальность, которую мне дано утверждать и с которой поэтому должна быть связана всякая реальность, кою я могу мыслить, — та самая, которая мыслит, которая реализуется и является, таким образом, реальностью лишь в мыслящем себя акте. Стало быть, имманентность всего мыслимого акту мышления, или tout court* акту, и все то, что можно мыслить как отличное от этого акта, конкретно актуализируется, поскольку оно имманентно этому самому акту. [3]
         Это высказывание Джентиле как бы развивает мысль Декарта «cogito ergo sum» «мыслю, следовательно, существую».
         Добавим к декартовской фразе Я и получим: Я мыслю, следовательно, Я существую, реален. Затем следует актуалистическое высказывание. Я единственная незыблемая реальность, кою Я могу мыслить, та самая, которая мыслит, то есть это Я и есть. Я может мыслить себя в мыслящем акте, то есть в рефлексии, или в самосознании. Всё что можно мыслить как отличное от мыслящего себя акта  имманентно самому акту: всё что не-Я во мне, в моём Я это Я сам. Всё есть Я. Похоже на «всё есть Бог», на пантеизм.
        В общем, если добавить Я в представленный актуалистический текст, то актуализм станет напоминать субъективный идеализм, если выбросить Я  из текста, то он напомнит нам объективный идеализм.
         Также один из корней актуализма как бы покоится в аристотелизме, в философии античного философа Аристотеля, в его учении об актуализации потенции, actus et potentia. У Аристотеля актуализация это становление, но не превращение, допустим, А в Б, или ничто в нечто, не сущего в сущее, капитализма в социализм, будущего в настоящее. Здесь, как и в социал-демократическом учении Э.Бернштейна (1850-1932) «движение – всё, конечная цель – ничто». Есть только бесконечное движение превращения А в Б, которое никогда не может завершится. Это монизм, а не дуализм. Поэтому есть только А (симулякр), но Б (идеала) нет. Есть только традиционная логика, имитирующая кривую логику, которая дозволяет превращению А в Б завершится. Есть только видимость превращения. Становление не превращение.
         Это всё не ново, так как с древних времён одни философы пытались построить концепцию на основе одной только традиционной логики, другие говорили, что это невозможно. Во-первых, ставшее не становится, оно уже стоит, во вторых нечто не может возникнуть из ничто, А не есть Б в традиционной логике.
         Тем не менее, как актуалист Д. Джентиле толкует мысль как субстанцию, которая вся в  самом акте мышления (движения мысли). Акт,  который реализует наше духовное бытие как  единственное бытие,  о  котором можно конкретно, а не абстрактно говорить. В этом акте состоит наша человечность (так как мыслит только человек).  Благодаря  ему  (акту мышления) каждый из  нас  может назвать себя  человеком и почувствовать  ответственность за  ту  свою  природу, которая,  ставя его в центр мира,  где  он является изначальным принципом всего,  вменяет ему  долг делать себя все  больше человеком,  все больше потенцируя этот  принцип,  который  есть  мысль  -  и  поэтому доктрина и  воля».[3]         
         Поэтому в доктрине фашизма Б. Муссолини «фашизм  есть  одновременно действие и мысль: действие, которому присуща доктрина, и доктрина,  которая, возникнув, действует».
         Заметим, в этом высказывании прослеживается антиномийное (противоречивое) утверждение, что действие есть мысль, напоминающее другое антиномийное утверждение, что материя есть дух, А есть Б. Здесь потенция есть акт (акция). Поскольку в этих утверждениях присутствует кривая логика, то данное обстоятельство подсказывает, что и актуализм Джентиле – философия фашизма покоится на кривой логике. Поэтому итальянофашистский дуалистический актуализм принципиально отличается от монистического актуализма Аристотеля. Открывается, что в мышлении, движении мысли фашиста, фашистской нации, фашистского государства кривая логика.
         В то же время Джентиле считает, что активным фактором всегда являлась персонифицированная идея – определённая единоличная или групповая воля. Несомненно то, что современная Италия рождением своим обязана работе немногих. Иначе и быть не могло. Всегда немногие представляют самосознание и волю эпохи и определяют её историю; поскольку они сознают те силы, которыми располагают и посредством их приводят в действие единственную, по-настоящему активную и плодотворную силу – свою собственную волю.[2]
         Мысль, что «воля эпохи определяют её историю» отправляет нас к немецкому философу Артуру Шопенгауэру, к его работе «Мир как воля и представление». Это ещё один корень фашистской философии.

8. От абстрактного к конкретному мышлению в актуализме фашизма.
         Исторически вначале человеческое мышление было предметным, конкретным, имена давались конкретным предметам, с которыми совершали практические действия, а также конкретным людям. Затем люди научились обобщать, и появились имена имён, с которыми производили умозрительные действия. Так появилась наука и практика.
         Философия это не практика. Она не может обойтись без абстрактного мышления и говорит о бытие абстрактно, а не конкретно, хотя бытие, «объективная реальность дана нам в ощущении», которое для каждого конкретного человека конкретно.
         Вот и в фашистском актуализме «мысль  это субстанция, которая в   акте мышления (в движении мысли) реализует наше духовное бытие, о  котором можно конкретно, а не абстрактно говорить». Это нам напоминает сенсуализм.
         В общем, если в истории мысль шла от конкретного к абстрактному, то у конкретного человека она способна двигаться от абстрактного к конкретному. Так, например, такая общая фраза как «ликвидация буржуазной собственности» в «Коммунистическом манифесте» К.Маркса конкретно могла пониматься как действие экспроприации и даже проскрибции. Также вот вначале чернорубашечники боролись с идей коммунизма методом терроризма. Затем вся фашистская Европа напала на коммунистический СССР.
 
9. Национальная теория фашизма
         Поскольку фашистская доктрина представляет собой систему взглядов, концепций, то в ней нашло своё место учение о нации. В фашизме нация не есть  раса,  или  определенная  географическая  местность,  но длящаяся в истории  группа,  то  есть  множество,  объединенное  одной  идеей, каковая  есть  воля  к  существованию  и  господству, т. е. самосознание, следовательно, и личность. Государство и есть эта универсальная этическая воля. Фашизм признает индивида,   поскольку   он   совпадает   с   государством,    представляющим универсальное сознание и волю  человека  в  его  историческом  существовании.
         Либерализм  отрицал  государство  в интересах отдельного индивида; фашизм утверждает государство,  как  истинную реальность индивида.    
         Фашизм против классического либерализма, возникшего  из  необходимости реакции против абсолютизма и исчерпавшего  свою  задачу,  когда  государство превратилось в народное сознание и волю».

10. Политическая теория фашизма
         Основное положение фашистской доктрины это учение  о  государстве,  его сущности, задачах и целях. «Для фашизма государство – всецело духовное образование. Оно представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только "относительное". Индивиды  и группы "мыслимы" только в государстве. Государство и индивид составляют неразрывные части необходимого синтеза.
         Фактически, национализм выводит понятие государства из концепции нации, где нация есть сущность, превосходящая волю и жизнь индивида. Это национальное государство, поскольку, с фашистской точки зрения, сама нация является плодом разума, а не материальной предпосылкой, заданной природой. Государство становится реальностью лишь в сознании индивидов, его составляющих».
Заключение
         Изучая философию фашизма, её истоки, невольно задаёшься вопросом, зачем философия политикам, политтехнологам, решающим политические, а не философские задачи и почему фашисты выбрали идеализм, а марксисты – материализм?
         Понятно, что философия сродни математике, так как там и там логика. Но если математика помогает техникам, технологам в расчётах, то в чём помогает философия политтехнологам?
         Ответ на этот вопрос довольно сложный. Возможно, он связан с распадом феодализма и вытеснением теизма атеизмом – необходимостью заполнить образующийся духовный вакуум верующих масс противоположным вероучением.
         Поскольку известно, что теизм использовал в своих целях философию под видом теософии, то и создание новых, альтернативных вероучений потребовало обратиться к философии.
         А так как философия, впрочем, как и математика никакого вреда никому не несла, то возникал вопрос, почему вредоносным оказался фашизм?
         В качества ответа можно сослаться на то, что фашистская доктрина представляет собой систему взглядов, концепций, среди которых оказались расистская теория, евгеника, мальтузианство, контроль над рождаемостью, которые не были чужды англосаксонскому либерализму.

Заключение. 
         В итоге парадоксом выглядит так называемый Нюрнбергский процесс, в котором англосаксонские расисты, евгенисты, мальтузианцы осудили европейских расистов, евгенистов, мальтузианцев.

Источники.
1. Манифест фашистской интеллигенции.
http://ru.wordpress.com/tag
Запрос 04.11.2012
2. Джентиле Д. Философские основы фашизма.
http://nazisozi.wordpress.com/2012/06/01. Запрос 04.11.2012
3. Джентиле Д. Введение в философию. - СПб.: Алетейя, 2000 г.
4. Муссолини Б. Доктрина фашизма. Перевод с итальянского В. Н. НОВИКОВА Издательство "ВОЗРОЖДЕНИЕ" - "LА RENAISSANCE" 73,avenue des Champs-Elysees, Paris-8-eme, 1938 OCR Кудрявцев Г.Г.