На мгновенье век остановился и ушел

Хамзат Фаргиев
Цель людей великих –
наследие оставить,
цель мелких –
наследить.
А. Наданян

Слова, вынесенные в заглавие, из стихотворения «В Равенне» написал Аветик Исаакян и… навек ушел. Но, уходя в мир потусторонний, он между строк самобытных поэтических слов и смыслов в образной форме призвал помнить латинское крылатое изречение «Memento mori» («Помни о смерти»). Глубинный смысл данного изречения и стихотворения А. Исаакяна заключается в призыве к человеку помнить о бренности своего земного бытия, а, следовательно, и неизбежности возмездия или воздаяния за совершенные злодеяния или благодеяния, поступки добра или зла. От них, в том числе, зависит участь человека кануть в бездну забвения или оставить добрый след в сердцах людей.

Каждый человек, помня о смерти, и сообразно своему мироощущению отдает свою душу на откуп благу или злу, раскрывая ее врата алчности, лживости, лицемерию, жестокосердию, гордыне, властолюбию и паскудству или же он самозабвенно творит добро, т.е. служит не Сатане, а Всевышнему, оставляя соответствующий след в бренном мире. Таким образом, для творцов зла суд Господний и суд человеческий, в конечном счете, выносит приговор, опираясь на армянскую народную мудрость, которая гласит: «Когда копаешь кому-то яму, копай ее по росту своему».

Мудрость указанной извечной истины приложима ко всем сферам человеческой жизнедеятельности: взаимоотношениям в семье и обществе, межконфессиональным, межнациональным и межгосударственным отношениям. Если в отношениях между странами одна из сторон «копает яму» для - другой, то неумолимо, рано либо поздно срабатывает аксиома истории, которую изложил в такой собственной интерпретации: «Сея в чужом краю беду, в своем - пожнешь пагубу». История человечества оставила великое множество множеств свидетельств о наличии и срабатывании сей аксиомы и в минувшем, и настоящем…

Ну, к чему далее огород городить, ведь лучше, чем самому поэту никому не дано преподнести истину о бренности земного бытия:

На глухой вершине Арарата
На мгновенье век остановился -
И ушел…

Острый меч сверкающей зарницы
Об алмазы яркие разбился -
И ушел…

Взор гонимых смертью поколений
Соскользнул по гребню исполина -
И ушел…

Наступил черед твой на мгновенье,
Чтоб и ты взглянул на ту вершину -
И ушел…*


У Аветика Исаакяна практически вся гамма идей и образов о бренности земного бытия сокрыта между строк, которую я осмелился передать своими словами. В свою очередь, Леонид Мартынов рассмотрел эту идею открытым текстом, основываясь на позиции того следа, который может быть оставлен человеком в мире людском как в настоящем времени, так и будущем – за гранью своего земного бытия:

А ты?
Входя в дома любые -
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?**

Хамзат Фаргиев

19 февраля 2024

Примечания

* Стихотворение «В Равенне» А. Исаакян написал 9 июня 1926 г. в Венеции. Равенна – город в Италии, который после 402 г. стал столицей Западной Римской империи. Стихотворение перевела на русский язык М. Павлова.
** Стихотворение «След» Л. Мартынов написал в 1945 г.

+++

Портрет карандашом Аветика Исаакяна.