Клематис Пилот Мамкин

Лысенко Светлана
            
Я мечтала о голубом клематисе, но он мне никак не попадался. Наконец, одна моя коллега из колледжа, узнав про мою давнюю мечту, спросила:
- Вы хотите голубой клематис? Он у меня есть. Я поделюсь с Вами.
И привезла его. Я была безмерно рада. Прикопала корешок.
Но потом эта коллега подошла ко мне с озабоченным видом:
- Но, может, мой клематис покажется Вам не таким уж голубым. Он больше в синеву.
- Не беспокойтесь. Всё хорошо. У меня никакого нет в таких тонах.
Но, всё же, я мечтала о клематисе чисто голубого цвета, а когда расцвел этот клематис он оказался синего цвета. Мечта опять упорхнула. Да ещё цветы клематиса оказались с узкими лепестками, которые норовили завернуться в штопор. Что такое? Может, я как-то не так ухаживаю за клематисом, что лепестки его закручиваются? Непонятно. Мысль, что так и задумано было селекционерами, не пришла тогда мне в голову. Привычнее было видеть разлапистые лепестки. Я начала разочаровываться в своём клематисе. Даже подумывала, может, кому его подарить?
Но клематис разрастался. Синего цвета вообще мало в саду. Вписался он хорошо в красные лихнисы и астильбы. Пусть живёт, решила я. Да ещё к осени вдруг распушились усиками серединки цветков, будто вентилятор разгоняет струи воздуха – вот такая мысль пришли мне в голову. Я даже залюбовалась цветком и смирилась с его существованием в саду. Дала ему своё название – «Пропеллер».

Полезно различать цветы по названиям – так легче общаться с садоводами и продавцами. Но как звали мой клематис, я не знала – коллега не сказала. Порывшись в каталогах, я его там не нашла. Клематис очень узнаваемый, спутать его с каким-то иным сложно, но нигде его не видела. Догадывалась, что это старый сорт, мог и затеряться. О нём могли вообще забыть. Но у одной любительницы, с которой пересеклась на просторах интернета, увидела этот клематис, и он у неё назывался «Пилот». О, «Пилот» – это подходит к моему клематису! Вспомнила про своё название. Значит, что-то связано с самолётом, и я в своих ассоциациях не ошиблась.
Дальше было ещё интереснее. У меня в интернете появилась подруга – очень знающая любительница цветов. У неё их огромная коллекция, и там я увидела свой клематис. Он у неё назывался «Манкин». Наверное, от слова «манкий», подумала я. Да, конечно, клематисы такие все манкие, мы их так любим! Однако у меня в голове крутились предыдущие названия, и я их собрала в кучку – «Пилот Манкин». Это название я забросила в поиск. И о, чудо! Поисковик выдал потрясающую информацию. Нет, про клематис – опять ничего не выдал, а про пилота МаМкина – выдал!
Первым делом я поспешила сообщить об этом своим виртуальным подругам – со словами благодарности. Ведь это они помогли раскрыть тайну названия цветка.
- «МаМкин» – должно быть! «Пилот Мамкин»!
Они тоже очень рады были, узнав об этом.
 
Досужая любительница цветов, спасибо ей, со временем докопалась до селекционной истории цветка. Вот она:
«C. 'Kozetta' (Козетта).
Группа Интегрифолия
Автор М.А. Бескаравайная, 1968 г. ГНБС, Ялта.
Получен от скрещивания клематиса 'Durandii' и 'Candida'. Не цепляющийся полукустарник высотой 2-2,5 м. Побегообразовательная способность очень хорошая. В кусте более 20 побегов. Листья тройчатые, плотные. Цветки на 5-7 верхних узлах, полупоникшие, звездообразные, диаметром 10-12 см. Чашелистиков 6, они продолговатые с заостренной верхушкой, края загнуты наружу, внутри фиолетово-синие, у основания светлые, снаружи бледно-фиолетово-синие, средняя полоса немного ярче, жилки темнее. Пыльники бледно-желтые. Цветет на побегах текущего года с июля до октября. На кусте одновременно присутствуют цветки и серебристые головки семян. Группа обрезки 3. Очень устойчивый и долговечный сорт, декоративен в течение всего периода вегетации. Цветение стабильное и ежегодное».

А теперь  самое главное – в  честь кого создан этот  цветок.
...Это синее небо, эти вертящиеся лопасти винта с вырывающимися струями воздуха…

Вот что на эту тему я узнала из газеты «Аргументы и факты» за 17.04. 1919г.
В 1941 г. в Полоцке воспитанников детского дома № 1  не успели эвакуировать. Немцы пополняли детдом детьми расстрелянных подпольщиков. В 1943 г. гитлеровцы отправили детей в деревню Бельчица. Возраст детдомовцев был от 3 до 11 лет.
Разведчики партизанского отряда, переговорив с воспитателями, узнали, что немцы планировали вывезти часть младших воспитанников детдома в Германию для передачи в немецкие семьи. Остальных же решили сделать донорами для раненых солдат вермахта. Но дети часто болели, и раздраженные немцы стали поговаривать о необходимости избавиться от обузы. Малышей могли просто уничтожить, особенно с учётом того, что многие из них были детьми казненных подпольщиков.
Командование Полоцко-Лепельского партизанского соединения приняло решение провести операцию по спасению детдомовцев.
Вечером 18 февраля 1944 года под прикрытием темноты отряд имени Щорса совершил двадцатикилометровый марш-бросок с места дислокации к месту нахождения детей. На опушке леса перед деревней создали оборонительный рубеж. Затем разведчики начали вывод детей. Те, кто постарше, шли сами, маленьких и больных партизаны выносили на руках по глубокому снегу. Там были приготовлены сани, на которых  увезли детей в глубокий партизанский тыл.
Но  Гитлеровское командование готовило масштабную карательную операцию против Полоцко-Лепельской партизанской зоны. Необходимо было срочно провести новую эвакуацию, теперь – на «Большую землю». Командующий Первым Прибалтийским фронтом Иван Баграмян отдал приказ эвакуировать детдомовцев и педагогов силами 105-го авиаполка Гражданского воздушного флота.
Задачи у гражданских лётчиков, ставших военными, были сложнейшими – необходимо было под покровом ночи, уклоняясь от вражеских зениток и истребителей, пробиться в глубокий немецкий тыл, доставив грузы партизанам, а затем вернуться, вывозя на «Большую землю» раненых. На счету Александра Мамкина было более 70 рейсов в немецкий тыл. На своём одномоторном Р-5 он доставил партизанам более 13 тонн грузов и вывез на «Большую землю» десятки человек.
На сей раз задача была крайне сложной даже для опытных пилотов: вывозить предстояло ещё и детей. Время поджимало, а гитлеровцы, окружавшие партизанскую зону, усиливали вокруг неё силы ПВО, чтобы лишить партизан помощи.
Летали летчики 105-го полка на озеро Велечье, где был оборудован партизанский аэродром. Делали несколько рейсов в течение суток, поскольку иначе времени на эвакуацию всех не хватило бы.
Р-5 – это маленький самолет, рассчитанный на экипаж из двух человек. От штурманов пришлось отказаться. Пилоты сажали пассажиров в пустующую штурманскую кабину и в грузовые контейнеры. В рамках операции по спасению детей на счету Александра Мамкина было уже восемь успешных рейсов. Девятый, последний, состоялся в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года.
В этот раз Мамкин взял на борт 13 человек. В штурманской кабине находилось семь детей, в специальном грузовом контейнере под фюзеляжем  – трое детей и воспитательница, в двух съемных обтекаемых контейнерах, подвешенных под нижними крыльями, – двое тяжелораненых партизан.
Во время полёта Р-5 попал под огонь немецких зениток. Загорелся мотор, пламя быстро добралось до кабины пилота. Александр Мамкин продолжал пилотировать машину, ведя её к своим, как можно дальше от немцев.
На лётчике уже пылал комбинезон, начали плавиться лётные очки, загорелась перегородка, отделявшая кабину от пассажиров. С трудом найдя подходящую площадку и посадив горящий Р-5 неподалеку от расположения советских частей,  Мамкин  даже смог самостоятельно выбраться из кабины. Дети и воспитательница выбрались из самолета и оттащили от горящей машины раненых партизан.
У подбежавших солдат Мамкин спросил: «Дети живы?» – и потерял сознание..
В Историко-краеведческом музее города Велиж Смоленской области сохранились воспоминания Володи Шашкова, подростка, который сидел в штурманской кабине сразу за спиной пилота:
«Первый раз истребитель пронесся со свистом около нас, но не стрелял... Второй заход был уже с попаданием. Выстрелов не было слышно, а по нашему самолету пули сыпались, как горох по фанере. Лётчик оглянулся, увидел, что я стою, и показал мне опуститься. В третий раз истребитель опять дал очередь по нашему самолету и ранил лётчика. Он резко дернулся и схватился за голову. Запахло бензином...»
«Пули стучали по корпусу, словно в нас камешки кидали. Нос нашего самолета вспыхнул синим огнем, пламя со свистом перекинулось в кабину к Мамкину. Я хорошо видела только его спину и руки, которые не выпускали штурвал. Запомнилось, что комбинезон на спине вдруг стал лопаться и мех выворачиваться наружу. Лётчик был живым факелом... Но он молчал и не отпускал штурвал», – вспоминала еще одна участница «огненного» рейса Галина Тищенко.
Руки и ноги лётчика были обуглены до костей. Врачи сделали всё возможное, но 17 апреля 1944 года Александр Мамкин скончался.
Все 13 человек, которых он вёз в своем последнем рейсе, остались живы.

Похоронили лейтенанта Мамкина в деревне Маклок недалеко от города Велиж Смоленской области (в нём был расквартирован 105-й авиаполк). Но в 1970-е годы прах отважного пилота торжественно перезахоронили на воинском мемориальном кладбище «Лидова гора» в Велиже.
У 27-летнего Александра Мамкина не было собственных детей. Но десятки мальчишек и девчонок, которых он вывез в 1944 году из немецкого тыла, называли себя «детьми Мамкина».

Больше терзать Вам душу не посмею.
Читайте сами в интернете.
Сохранились фотографии, сделанные военными журналистами.

Только мы, любительницы-садоводы, решили, что никогда не откажемся от этого клематиса – в память о нашем герое – Пилоте Мамкине.

P.C. Фото из интернета, кроме моего одного - в верхнем правом углу.