Когда я пью кофе...

Ольга Сергеева -Саркисова
 Когда я пью кофе,а пью его каждый день,он бодрит и тело ,и душу, то делаю это с удовольствием, смакуя каждый глоток, и наедине с собой в диалоге, и даже немного волнуясь, так как жду финала,когда переверну чашку и увижу на кофейной гуще различные знаки-символы, и начну их читать...
 А поскольку я стала писать про авангард, у меня возникало тысяча вопросов на которые я искала ответы повсюду: откуда что берётся ,появляется, рождается...,  я всё обдумывала и знала,что чашка мне что-то подскажет...
Разглядывая её, я увидела коней несущихся по дну чашки - хороший знак во многих культурах, и в гадании на кофе тоже.Знак изменения в судьбе, жизнь не стоит на месте, всё меняется... к лучшему.
  Изображение очень напоминало рисунки, которые делали Михаил Ларионов и Давид Бурлюк на своём лице,на лбу,щеках, шее,и разгуливали на улицах в такой боевой раскраске агитируя за "новое искусство" перед выставкой Натальи Гончаровой.
 Все встречные удивлялись, но всем было интересно,что же там такое за "новое искусство"? И шли на выставку.
Наталья раскрашивала себя синими розами по лицу. И ей стали подражать москвичи и петербуржцы,молодёжь с восторгом воспринимала всё это художество, как и новые одежды Гончаровой.
 Это она ввела в моду рубашку –платье,черную с белым, синюю с рыжим. А вскоре знать и богема стали выезжать на санях кататься с рисунками на лице разукрашенными лошадьми, домами, слонами.( С лошадками понятно,а слоны откуда? Это влияние экзотических подарков с Востока и Азии нашему государству.Подарки правительств и дипломатов.У нас их скопилось 120 ! Их выгуливали по ночам по улицам Москвы и Петербурга, и плюс все стали увлекаться восточной тематикой во всём, в моду вошёл Восток.)
 Вот что демонстрировали на щеках, шее, лбу агитаторы "нового искусства".Когда у художницы спрашивали, почему она предварительно покрыла себе лицо слоем ультрамарина. – Смягчить черты, – был ответ.Это поймёт только художник, у них своё отношение с цветом и красками...
 
Раздумывая обо всём я разглядела в чашке ещё один символ- солярный знак- солнце с лучами.Сначала всплыли мысли о пифагорейцах,а затем вновь я вспомнила Михаила Ларионова- основателя "лучизма" и группы "Ослиный хвост". В 1915г они с Натальей ехали через воюющую Европу в Швейцарию, куда их позвал Дягилев для работы над новым проектом к русским балетам.
 С трудностями они добрались на виллу в городок Уши,где жили целой компанией и работали над балетами- Лёвушка Бакст, Дягилев, Мясин, Гончарова и Ларионов.Полгода они сообща работали над эскизами "Литургии" и "Полуночного солнца" и разработали "русский" репертуар антрепризы, а (" Шут" , "Русские сказки","Свадебка") работа над этими последними балетами растянулась на десятилетия.
Балет «Полуночное солнце» на музыку Николая Римского-Корсакова взят из оперы «Снегурочка» по мотивам одноимённой сказки Александра Островского. Название придумал Ларионов, ему принадлежало и либретто, тема которого — языческий праздник проводов зимы и приветствие Ярилы-Солнца.
Он ,как пифагореец, пел гимны солнцу и был сам солнечный, энергичный человек.Это была его любимая тема и поэтому всё удачно складывалось с постановкой. Мотив солнечного диска положил в основу оформления спектакля.Относился с обожанием к солнцу- как первокирпичику мира.
Он готов был поселить солнечный диск куда угодно и в любом количестве. На радуге художник поместил «фриз с 8-ю красными солнцами, которые должны вращаться», вводя в декорацию динамическую составляющую, такие же солнечные диски должны были украшать руки танцовщиков. Насыщенность и «варварская» яркость костюмов усиливалась сверкающими деталями — солярными знаками из фольги.

  Здесь я вспомнила эти знаки- символы,о которых могу рассказать очень много интересного, которыми всегда наслаждалась, разглядывая их ажур в деревянной резьбе наших самарских домов,фризов,кружевных наличников с лебедями и шишками,  пилястр с Берегинями, ворот с солярными знаками, где ретивые кони несут солнце, или это на фризах и окнах видим ещё, и резные крылечки с оберегами- домовыми змеями ,Ужами- господариками, или  Чмоками, и коньки на крышах с гордыми петушками - символами семейного счастья  и богатства, мы их и разглядим в декорациях к балетам Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова "Золотой петушок" в первую очередь. Вот такие же дома украшали нашу Ярмарочную улицу, по которой гулял и проживал в одном из домов Маяковский со своими друзьями, когда посещали Самару.
  Резьба русских домов - яркая и главная составляющая, принт авангарда.Вот оно ярко русское, что искала Наталья и Михаил, они и оттолкнулись от этого, разве нет? Солнца больше всего в резьбе нашей древней деревянной архитектуре. Я это прослеживаю всюду. Странно, но об этом никто ещё ни разу не сказал,не писал, хотя это очевидно.
Вот откуда Гончарова черпала своё вдохновение!Ещё одну составляющую, на которую опирались авангардисты в поисках корней,я бы выделила- это лубки с текстами скоморохов - живая реакция, рефлексия бытия народной жизни, за которую преследовали на Руси и лишали жизни у позорного столба, ведь скоморохи высмеивали власть,глупость,жадность, зло, невежество, беспредел правителей и их жестокость.Жизнь-высокая цена ...И это почуял и разглядел Ларионов.
     Вспомним фильм А.Тарковского "Андрей Рублёв" - там скомороха,которого играл  Роллан Быков, избили и распяли у столба,вырвали язык, как у колокола,чтобы не пел свои похабные речитативы, а если вы замедлите тот перепляс -речитатив на плёнке,который он пропевал, то узнаете, как народ искренне "любит" своих правителей, правда,приготовьтесь,- через слово там важные бранные слова в адрес  власти. Сцена очень яркая,выразительная,насыщенная эмоциями и трагическая до боли.
Он сыграл бесподобно.Хотелось выть от несправедливости и боли.Мощный исторический срез времени истекал кровью и слезами...Вот как затыкали рот тому, кто высказывал правду на Руси, т.е. недовольство властями и сильными мира сего.Гонение на таких скоморохов, преследование и уничтожение носителя правды было жестоким актом бессердечности и бесчеловечности,и цена за всё- жизнь.
Ничего не меняется в нашей истории, пожалуй, только инструментарий унижения и уничтожения.А ростки свободы и правды пробивались всегда повсюду до тех пор, как метко сказал И.Бродский- "пока рот не забили глиной". И Петрушка в балаганах играл такую же роль на Руси, и тоже преследовался за свои выступления и насмешки над несовершенством мира и гнёта правителей.Ведь уже привыкли- "Не сметь своё суждение иметь!"И правители не хотели слышать о себе правду, так  жестоко расправлялись с ней, вселяя в народ страх.
  А вот в европейской традиции голос справедливости народа был разрешён,и пальма первенства всегда принадлежала остроумному Шуту, который мог подшутить над королём,и даже обозвать дураком, мог любому придворному сказать в лицо,что он подлец и негодяй, вор или убийца, и прилюдно это всё высказывалось, чтобы о недовольстве народа знали все, и принимали меры,всё снабжалось ещё и шутками, прибаутками и насмешками. За правду не наказывали Шута- ему положено всё знать и преподносить правителю, чтобы знал,что в государстве творится, и принимали своевременно меры.Хорошая традиция.Глас народа уважали, хотя некоторые ненавидели их, но не смели нарушать традиции,заложенные королём.
Вспомним самого гениального шута Жан-Антуан д’Англере-  умница Шико! Это прозвище переводится как "пенёк,обломок зуба" и "буйный". Он имел колоссальный успех и служил четырём королям Франциску II и Карлу IX. Затем стал любимым шутом Генриха III, а позже Генриха IV.Знаете ли вы, что известное произведение Александра Дюма в ряде британских изданий «Графиня де Монсоро» называется «Шут Шико».Вот как высоко ценили этого умнейшего Шута,единственного,который носил шпагу и был блестящим фехтовальщиком,советчиком, телохранителем короля, да ещё и отцом шестерых сыновей.У нас при дворе Петра1 был тоже известный шут Балакирев в составе шутовской команды,которые дурачились и шутили не на самом высоком уровне.Функции были совсем другие- шевелить огромными ушами, или играть на музыкальных инструментах - дудке,"устами", которыми человек не разговаривает.

У Ларионова была огромная коллекция таких скоморошьих песен - лубков с рисунками,
 настоящих откровений более 500! Он везде собирал их,со всего света,всех уголков Руси, понимал их историческую ценность и уникальность.Вот где жила народная прозорливость и свободомыслие.В каком-то смысле это юридический документ,
обвинительный акт против насилия человека. Одну коллекцию  таких песен Михаил подарил С.Дягилеву.
     Ларионов увлекался многим: заниматься постановкой спектакля,стремился воссоздать «языческий танец» в балете,более свободный,некое дерзкое откровение, который извлекает из зарисовок движений скоморохов в старинных рукописях, скифских рельефах, и в конце концов,вносит своё- «допридумывает его», и ставит Мясину его неповторимый танец, как хореограф.
С этого момента доминантой спектакля для него становится движение, танец.И это всё кроме потрясающих эскизов и декораций, костюмов- ярких,с юмором, дерзких, и даже на грани.
Они с Натальей вместе старались ещё и с гримом,основательно использовали его,чтобы образ был ярким, незабываемым,убедительным -это была смелая боевая раскраска лица,одна "кикимора" из сказки чего стоит!
 Спектакль имел успех и в Швейцарии ,и в Париже. Единственный недостаток был в тяжёлых головных уборах, они плохо держались на голове,хотя были очень красивыми, как экзотические кокошники.Конструкция получилась слишком тяжелой у Ларионова.Но парижанки сразу взяли на вооружение эту моду - высокие шляпы....и сделали писком моды.Ну, что тут сказать?Париж есть Париж, а женщины,есть женщины! Позднее он облегчил варианты костюмов для танцоров, понимая, что тяжёлые одежды мешают движениям в танце.Вот что значит опыт с хореографией!Гармония была восстановлена.
С. Дягилев высоко ценил многогранный талант Ларионова и очень его любил.
Вот,что подсказала мне чашка с кофейной гущей...
Пейте кофе! Напиток вдохновения и открытий!
   
19.02.24 
Декорации к балету "Золотой  петушок"   Натальи Гончаровой

http://proza.ru/2014/01/16/1428
hhttp://proza.ru/2014/01/16/1523
ttps://proza.ru/2014/01/16/1534 - знаки резьбы.
http://proza.ru/2014/01/16/1496