Возлюби ближнего как самого себя. Глава 2

Александр Иванович Алтунин
Как показывает практика, деструктивный и дисгармоничный, примитивный и упрощенный человек не умеют любить ближнего (да и дальнего тоже) правильно. Ибо, то, как они относятся к окружающим, - это, мягко говоря, очень своеобразная любовь. Которую и любовью-то назвать сложно. Адекватная любовь к ближнему возможна только у хорошего человека. И вот об этом мы и поговорим подробнее.

Если рассматривать иерархию человеческого общества, то выявится, что упрощенный человек в два раза лучше примитивного, обычный человек в два раза лучше упрощенного. Иначе говоря, обычный человек заслуживает любви к себе не только необходимый минимум, но и в четыре раза больше, чем примитивный. Более того: хороший человек в два раза лучше обычного (к сожалению, далеко не все обычные люди являются хорошими с духовной точки зрения), замечательный человек, минимум, в два раза лучше хорошего, изысканный человек, как минимум, в два раза лучше замечательного. Простая арифметика показывает, что внутренне изысканный человек лучше обычного, по меньшей мере, в восемь раз. И в тридцать два раза лучше примитивного. И заслуживает соответствующего количества и качества любви к себе.

Вот такая интересная арифметика жизни получается. О примитивных и упрощенных людях в данной работе мы речь вести не будем. Ибо, изначально понятно то, что они сами адекватно любить ближнего не умеют (и никогда не будут уметь в данном своем воплощении). Да и с понятиями примитивный и упрощенный читатель в достаточной степени знаком и без автора. В данной главе мы рассмотрим понятие хороший человек. В следующей будет освещена в общих чертах тема замечательного человека.

Собственно, коротко говоря, чем отличается хороший человек от плохого? Ему также приходит в голову масса глупых, нелепых, деструктивных и дисгармоничных мыслей, эмоций, желаний и стремлений, фантазий и мечтаний. Но он, в отличие от плохого, старательно и добросовестно, сознательно и целенаправленно, серьезно и основательно фильтрует этот поток информации. Это фильтрование называется самоконтроль. Постоянный и многогранный, интенсивный и изощренный. В результате чего, в сознании хорошего человека остается только что-то положительное, доброе, светлое, конструктивное и созидательное, разумное и гармоничное. Что и проявляется им вовне. Конечно, у него тоже есть свои иллюзии и заблуждения, недостатки и ошибки. Но присутствие самоконтроля позволяет ему со временем все более и более адекватно расставлять точки над «и». Избавляясь от иллюзий и заблуждений, постепенно корректируя свои недостатки и слабости.

И пусть этот процесс проходит достаточно медленно, но, тем не менее, он идет и достигает вполне определенных и существенных результатов. В отличие от тех людей, которые не являются, на самом деле, хорошими. А только тешат себя мыслью о том, что и они тоже якобы хорошие. Ибо, так принято в обществе - считать себя хорошими. Это и модно, и престижно. И вроде как само собой разумеется. Именно поэтому данный раздел и предполагает осветить этот вопрос более конкретно и детально, чтобы многие (мягко говоря, многие) осознали то, как много работы им еще предстоит сделать над собой, чтобы можно было с полным правом сказать «я - хороший человек».

Конечно, добрый человек тоже ощущает эмоции от столкновения с глупыми, примитивными и просто дрянными людьми. Но он не позволяет развиваться в себе злобности и злопамятности. Ибо, понимает, что все отрицательные явления его внутреннего мира (в первую очередь!) - это не просто какое-то мимолетное и второстепенное явление жизни, к которому можно отнестись нейтрально или равнодушно. Ибо, каждое отрицательное явление способно тормозить все процессы положительной эволюции его личности. Это, как минимум. А, как максимум, - запускать мощный и, как правило, необратимый процесс психологической и духовной деградации. Не говоря уже о том, что каждый момент выплескивания из себя (пусть даже только мысленно) информации (или энергии) отрицательного и деструктивного характера может в некоторой степени уменьшать уровень гармонии Вселенной. За что абсолютно каждый человек обязательно бывает наказан. В той или иной мере, тем или иным способом. В этом, в частности, проявляется элемент его одухотворенности.
Периодически возникающие в человеке (и неконтролируемые им) злобные эмоции вызывают общее озлобление человека. Своего рода психологическую деформацию его структуры личности. А злопамятность буквально разъедает человека изнутри, вызывая десятки наиболее распространенных заболеваний. Вплоть до тяжелой формы шизофрении или онкологии. Ибо, она, как и многие другие отрицательные черты характера ума и мировоззрения, нарушает энергетику организма, создает мощный и постоянный психологический дискомфорт. Доминирующий во всех важнейших процессах жизни человека.

По большому счету, хорошему человеку совершенно чужд психологический и нравственный авантюризм, как таковой. В некоторых, особенно редких случаях, бывает некоторое присутствие интеллектуального авантюризма у ученых высокого уровня. Да и то, лишь с формальной точки зрения. Их, собственно, всего две-три сотни на всю страну. Да и в их случае проявления даже самого минимального нравственного авантюризма находятся под их жесточайшим контролем. И поэтому не имеют возможности увеличиваться в количественном и качественном плане. И потом: у них так хорошо развита интуиция, что она предостерегает человека от многих ненужных соблазнов и искушений, характерных для большинства обычных людей. И вообще: их жизнь и творчество существуют по совершенно иным правилам и законам, нежели у обычных людей. И поэтому большинство распространенных стандартов к ним принципиально неприменимы.

Хороший человек не может быть алчным. Это, конечно, не значит, что он полностью равнодушен к деньгам. Но они не входят в число его главных ценностей жизни. Он никак не ассоциирует свое достоинство, свою значимость с их количеством. Он, правда, совсем не обязательно ведет предельно аскетический образ жизни. И ничто хорошее человеческое ему не чуждо. Но, тем не менее, духовные и нравственные ценности жизни стоят для него существенно выше, чем материальное благополучие. И в оценке себя, и в оценке окружающих. Ему не свойственна банальная амбициозность. Вместо этого в нем есть реальное и весьма осмысленное чувство собственного достоинства. Основанное, в первую очередь, на хорошо развитой самокритичности и постоянном жестоком и многогранном самоконтроле.

Любые всплески легкомысленности и безответственности пресекаются им на корню. Потому как, в нем присутствует достаточно хорошо развитая система принципов и убеждений духовного характера. У него есть более четырехсот табу нравственного и психологического характера. И верность этим табу он хранит из уважения к самому себе. А не из-за опасения получить большое общественное порицание.

Совесть - его главный и постоянный цензор. И он старается больших компромиссов с ней не заключать. По крайней мере, из личных эгоистических соображений. Конечно, это весьма непросто. Но для него важнее иметь собственный душевный комфорт, нежели ввязываться в какие-либо авантюры и интриги. Пусть даже и выглядящие весьма привлекательно и перспективно.

Он контролирует в себе властность, как явный деструктивный элемент структуры личности. Что, собственно, не мешает ему, при необходимости, быть хорошим руководителем. Ибо, так, к сожалению, устроен мир, что большинство людей нуждается в постоянном и серьезном контроле в их производственной или общественной деятельности. Но он никогда не злоупотребляет своей властью, не жаждет еще большей власти ради самой власти, ради дополнительного самоутверждения. Власть - это не цель для него, а лишь средство достижения цели - повышения гармонии в обществе и государстве. По мере сил и возможностей он старается быть достойным руководителем. Чтобы ни прямо, ни косвенно не наносить ущерб интересам других людей. Но не с личной, субъективной, сумасбродной точки зрения, а исходя из системы классических ценностей жизни. Даже в особо сложных случаях жизни.

Он старается не проявлять высокомерия даже внутри себя. Что, собственно, не мешает ему расставлять должным образом точки над «и» в оценке любых жизненных явлений. И, в том числе, личности окружающих. С одной стороны, он знает, что есть много людей, более примитивных, более глупых, менее добродетельных и гармоничных. И это отчасти дает основание любить и уважать себя как личность. Но, в тоже время, он знает, что в мире много людей, которые по всем ведущим параметрам существенно его превосходят. И это не позволяет его амбиции распускать свои крылья, чтобы не впадать в житейскую манию величия.

Неплохой уровень одухотворенности служит своего рода эффективной профилактикой возникновения горделивости даже у самых способных и талантливых людей. Ощущающих свое значительное превосходство над большинством обычных людей. Но он понимает то, что все его достоинства и добродетели, способности и таланты даны ему Высшими силами. И это накладывает на него особенно большую ответственность. И перед самим собой, и перед обществом, и перед Высшими силами.

Он не отличается особой демонстративностью. И не стремится всегда и во всем производить какое-то особое впечатление на окружающих. Особенно, какими-то чисто внешними моментами. Конечно, многое из того, что он делает, имеет достаточно эффектный вид. Но это, как правило, естественный и закономерный результат его жизни и деятельности. Можно даже сказать, что он сторонник сути дела, а не его внешней формы. В связи с чем нередко возникает ситуация, когда очень важное и ценное его дело имеет менее эффектный вид, нежели могло бы. Просто он знает, что умные и достойные люди могут адекватно оценить его личность, жизнь и творчество и без особой и специальной саморекламы. Это не значит, что он в полной мере равнодушен к общественному признанию, как таковому. Но он не делает из него самоцель. Он живет так, чтобы, в первую очередь, уважать самого себя. Из чего, как правило, следует и уважение наиболее достойных окружающих. Часто весьма сдержанное по форме, но достаточно конкретное по сути.

Банальная жадность ему тоже не свойственна. Хотя, и не исключает проявления вполне определенной хозяйственности. Как и просто хорошей осмысленности во всем, что он делает. Что позволяет уходить от безрассудной щедрости. От простоты, которая хуже воровства. Он понимает, что не стоит потакать алчности, эгоизму и потребительскому отношению к жизни окружающих. Такого рода добро, пусть даже и сделанное из самых замечательных побуждений, приносит только зло. За что человек бывает обычно наказан Высшими силами.

Хороший человек не испытывает жажды присутствия в его жизни только чисто внешних элементов аристократизма. Если они и имеют место быть, то служат лишь естественным и закономерным отражением сути его внутреннего мира. Его ума, души и духа. Чего, собственно, совершенно не хотят понимать многие современные «новоиспеченные аристократы». Что к внешним факторам совершенно не обязательно сами по себе прикладываются еще и внутренние. Именно поэтому все их атрибуты роскоши не имеют не только большой реальной ценности, но даже и самой символической. По большому счету.

Хороший человек никогда не завидует. Ни достоинствам и добродетелям, ни способностям и талантам, ни победам и достижениям других людей. Ни вообще чему бы то ни было. Ибо, понимает, что все в жизни - это проявление воли Высших сил. И именно поэтому он не имеет право комментировать эту волю. Он понимает, что необходимо более интенсивно работать над собой, чтобы заслужить несколько большее благоволение Высших сил. И получить от них нечто более ценное, нежели он имеет на данный момент времени.

Ему, безусловно, интересен карьерный рост. Но он не впадает в карьеризм, не создает интриг и авантюр против своих конкурентов. А стремится своими способностями и талантами заслужить расположение своего руководства. Собственно, какое-либо коварство ему не свойственно ни на работе, ни в жизни. Одним из его принципов является следующий: нельзя заботиться о своих интересах в ущерб интересам других. За что жизнь сурово наказывает всех и всегда. Поэтому овчинка не стоит выделки.

Он старается избегать банального критиканства. Когда главной задачей стоит возвышение себя за счет унижения других. Его критика, пусть даже самая суровая, имеет конструктивный характер. И не зависит от симпатии или антипатии к объекту критики. И по возможности она максимально корректна. Для него важно обретение истины объектом критики, а не унижение чувства собственного достоинства другого человека.

Он стремится избегать какой-либо легкомысленности вообще. И поэтому проводит, как правило, предварительный анализ ситуации. Достаточно серьезный и основательный, чтобы в наибольшей степени снизить риск возможной ошибки.

Он активно борется с ленью ума и души. И поэтому поддерживает их в постоянном хорошем энергетическом тонусе. Проявляя хороший уровень трудолюбия и добросовестности.

Хороший человек принципиально не приемлет лживости и лицемерия для достижения личных целей. Другой вопрос, что изредка могут возникать ситуации, когда интересы общества или кого-либо из окружающих требуют вполне определенной коррекции информации. В особо щепетильных случаях. Но и в этом случае не должны нарушаться духовные законы жизни (не по форме, а по сути).

Он сознательно тормозит в себе проявления любви к лести. И старается ее тщательно отфильтровывать от обычной искренней и бескорыстной похвалы. И вообще к похвале старается относится весьма дифференцированно. Ибо, конечно, каждый человек нуждается в понимании и поддержке. Но для себя самого самым главным цензором является он сам. Хотя, конечно, ничто человеческое ему не чуждо. Просто он понимает, что лесть не может иметь реальной и существенной ценности в принципе.

Подростковый максимализм подвергается им жестокому контролю. Ибо, он является проявлением психологической незрелости. Он понимает, что не у всех были столь же благоприятные условия для развития личности. И поэтому требовать от всех большого совершенства - это не только неправильно, но и просто нелогично. Он знает, что в жизни, кроме белого и черного цвета существует еще множество оттенков серого.
Основной акцент в жизни он делает на главных аспектах. Не впадая в банальную мелочность. Он знает, что достичь большого совершенства во всех второстепенных и третьестепенных вопросах невозможно никому и никогда. Хотя, конечно, стремление к хорошему уровню качества всегда приветствуется.

Он старается избегать даже самой минимальной навязчивости в общении с окружающими. Другой вопрос, что это не исключает настойчивости и целеустремленности, упорства и усердия, трудолюбия и добросовестности. Но при соблюдении норм корректности. Что автоматически исключает проявления даже самой символической наглости, как таковой.

Он не предъявляет претензии на обладание истиной в последней инстанции. Даже, если полностью уверен в своей правоте. Он понимает, что навязать истину кому бы то ни было невозможно. Человека можно подвести к мысли, близкой к истинной, но нельзя ее внедрить в его сознание  насильственно. Истина, по большому счету, явление условное. И только явления из системы классических ценностей могут претендовать на полную истинность. Но и тут есть масса оговорок - все зависит от уровня интеллекта конкретного человека, степени гармонии и совершенства его личности, уровня мудрости и одухотворенности, зрелости и добродетельности. Невозможно человека искусственно быстро поднять на следующую ступень иерархической лестнице совершенства.  Это может быть только результатом интенсивного и продолжительного труда по самосовершенствованию. На каждом уровне совершенства личности есть свой диапазон приближения к истине. И простому смертному не дано его изменить. Как гласит народная мудрость, можно коня привести к воде, но заставить его пить невозможно.

Он старается, по своей сути, всегда быть благородным человеком. Не зависимо от того, с кем и как общается. Можно сказать, что чувство благодарности автоматически входит в его кодекс чести. В противном случае, он не может уважать самого себя.

Он верен своему слову, своим принципам и убеждениям, внутренним правилам и законам, построенным на системе классических ценностей. Он старается быть хорошим, в первую очередь, перед Высшими силами. А уже потом, быть может, перед окружающими.

Он старается быть в наибольшей степени постоянным в психологическом, нравственном и духовном смысле. Не говоря уже об элементарной порядочности. Которая является естественным и закономерным элементом его личности, его мировоззрения. Это элемент его самоуважения. Не зависимо от того, кто и где его окружает.
Отличительной чертой хорошего человека является скромность. Он старается без особой необходимости не выпячивать свои достоинства и добродетели, способности и таланты. Ибо, понимает, что в мире много людей, которые по всем основным параметрам личности значительно его превосходят. Да и то, что он весьма далек (как, собственно, и все прочие люди) от абсолютного совершенства. Он старается смотреть на себя, свою жизнь и творчество не с точки зрения житейской, а с точки зрения духовной. А это совершенно иная система координат.

У него хорошо развито чувство долга и ответственности. Перед самим собой, перед обществом, перед Высшими силами. И поэтому он не нуждается в специальном и дополнительном контроле за тем, что он делает, и тем, как он это делает.
Хороший человек обладает хорошо развитым чувством меры. Не обязательно высоким, но, тем не менее. И это служит своего рода профилактикой многих проблем и неприятностей. И во внутренней его жизни, и во внешней.

При решении сложных и многоэтапных задач он старается проявлять терпение. Как и в различных проблемных и неприятных, неблагоприятных ситуациях. Он понимает, что во всем проявляется воля Высших сил. Изменить которую простому смертному не дано.
Ему свойственна хорошая терпимость к второстепенным недостаткам и слабостям окружающих. Особенно психологического или интеллектуального характера. Он, собственно, не ждет абсолютно от всех высокого уровня совершенства личности. Ибо, понимает то, что процесс эволюции личности - это дело очень медленное и постепенное. Всегда и у всех. Другой вопрос, что изначальная позиция у различных людей весьма отличается друг от друга. И далеко не каждый знает о необходимости постоянного и пожизненного самосовершенствования. Кроме того, большинство об этом имеет весьма смутное представление. И только очень небольшая группа людей действительно что-то делает и достигает реальных успехов. И при этом каждый требует тонкого и дифференцированного подхода. В противном случае, будет полный хаос. Что, собственно, мы и можем наблюдать в головах многих людей.

Позитивный настрой в жизни помогает ему уходить от банального нигилизма, который ставит под принципиальное сомнение все элементы системы классических ценностей.
Что, собственно, не мешает ему быть, во-первых, достаточно самокритичным. И, во-вторых, очень объективно относится к различным явлениям жизни. Бесстрастно оценивая их реальную суть. Но он никогда не обесценивает ценности другого человека только на основании того, что они принадлежат другому. И в своей самой строгой оценке он исходит не из личного субъективного мнения, а из системы классических ценностей. Вечной и универсальной.

Хороший человек обязательно имеет для себя группу авторитетов. Достаточно умных и достойных людей. В связи с чем, мнение своего непосредственного окружения может воспринимать с определенным коэффициентом поправки. Условно говоря. Человек без авторитетов - это деструктивное и дисгармоничное явление жизни. Поэтому такой человек не заслуживает ни симпатии, ни уважения. Правда, совершенно не обязательно специально и сознательно становиться в явную и откровенную, постоянную и принципиальную оппозицию своему окружению. Ибо, это далеко не всегда целесообразно. Как и большинство явлений обычной прозы жизни банального житейского характера.

Он обязательно любит людей, человечество. И всю свою жизнь, как правило, посвящает на благо человечества. Что, собственно, не исключает и его серьезной и основательной заботы и о своих личных интересах. Но не в ущерб гармонии человечества, не в противовес системе классических ценностей бытия вообще и человеческого, в частности.

Уровень его самокритичности, как правило, на целую голову выше, чем у большинства окружающих. Собственно, окружающие для него - это вообще не ориентир. Конечно, это тоже точка отсчета, но далеко не самая главная. Это, скорее, пример того, как делать не надо. Ибо, он живет не в подражание окружающим. Главное - это чтобы его эксперты были довольны. И, безусловно, Высшие силы.

По своей сути он является оптимистом. Ибо, понимает, что, по большому счету, миром управляют Высшие силы. Которые мудрее человека, даже самого гениального, в миллиарды раз. И потом: он понимает, что пути Господни неисповедимы. И понимать логику Высших сил в полной мере дано только святым или мудрецам. Он понимает, что все сложности на жизненном пути - это не проблемы и неприятности, а просто школа жизни, через которую обязан пройти каждый. И эта школа продолжается не только всю человеческую жизнь, но многие десятки или сотни воплощений в человеческом образе.

Хороший человек старается к важным и ценным явлениям жизни не относиться поверхностно. Ибо, это означает легкомысленность и безответственность и отсутствие возможности в должной мере уважать самого себя. Конечно, это большая трата времени и сил. Но она, как правило, оправдывает себя в последующем.
Он не страдает повышенной обидчивостью. Он тихо и спокойно делает выводы об окружающих. И в соответствии с ними строит с ними свои отношения. Другой вопрос, что в каждом конкретном случае он старается понять: что это - случайность или закономерность. Если в нем нет большой уверенности в существенной деструктивности (дрянности) конкретного человека, то он дает ему возможность исправить свою ошибку. И уже потом делает свое резюме по этому поводу.

Он не обладает банальным любопытством к недостаткам в жизни других людей. Что, конечно, не мешает ему быть ко всему внимательным и наблюдательным, проводить анализ различных жизненных явлений. Чтобы максимально эффективно учиться на ошибках других людей. Но ему чуждо стремление без спроса совать нос в чужие дела. И распространять сплетни по этому поводу.

У хорошего человека нет банального рационализма. Вместо этого у него есть принцип целесообразности. Ибо, он понимает то, что применительно к большинству действительно важных явлений жизни (из системы классических ценностей) нельзя ждать быстрых и значительных изменений положительного характера от каждого своего усилия. И даже от достаточно интенсивных и продолжительных усилий. Он понимает, что все зависит от воли Высших сил. И особо интенсивно и искусственно влиять на их волю человеку не дано в принципе. Другой вопрос, что это не отменяет роли старательности и добросовестности.

Совершение даже самых минимальных подлостей полностью исключено для хорошего человека. Какие бы существенные выгоды лично ему они не сулили.
Он достаточно осторожен и аккуратен в психологическом плане по жизни, по возможности предупредителен и предусмотрителен, внимателен и бдителен. Но, тем не менее, какая-либо особая подозрительность чужда ему. Как, собственно, и демонстративно пренебрежительное отношение к окружающим. То, что он думает и чувствует - это совсем другое дело. Но, как правило, это остается достоянием только его внутреннего мира. Что, конечно, не мешает ему более четко регламентировать свои отношения с категорией дрянных людей.

Он имеет свои принципы и убеждения, но стремится контролировать в себе проявления привередливости и прихотливости. Понимая, что это деструктивные элементы психологии личности человека вообще. Которых желательно в максимальной степени избегать.

Ряд элементов его мировоззрения не позволяет ему быть равнодушным к интересам окружающих.

Он стремится не испытывать ревности к чужим успехам и достижениям, достоинствам и добродетелям, способностям и талантам.

Хороший уровень самокритичности не позволяет развиваться в нем самоуверенности и самовлюбленности, банальной гордыни и житейской мании величия. Каких бы значительных высот он не достиг, он, тем не менее, прекрасно понимает, что впереди него находится гораздо больше, чем позади. Почивание на лаврах - это не для него. Ибо, он понимает, что работа над собой и своей жизнью - это процесс, по сути дела, пожизненный.

Особо тщательно он избегает проявления своенравности и сумасбродства. Потому как понимает, что они способны в значительной степени дезорганизовать его внутренний мир, резко снизить уровень гармонии личности в целом (как и многие другие отрицательные свойства и явления).

В своих оценках жизни и людей он старается избегать злобности и желчности, язвительности и саркастичности, придирчивости и тенденциозности. Другой вопрос, что это совершенно не мешает ему достаточно четко и адекватно расставлять точки над «и». При необходимости он может назвать вещи своими именами. Не впадая в двойственность и лукавство.
 
Он старается максимально объективно относиться к различным жизненным явлениям. В том числе, отрицательным. Но он в то же время избегает какой-либо сознательной и целенаправленной скептичности по отношению к положительным моментам в жизни других людей. В частности, к их достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, победам и достижениям. Даже в том случае, когда они значительно больше, чем таковые у него самого. Он достаточно отчетливо видит достоинства у своих оппонентов и врагов. И недостатки у своих друзей. Не очерняя специально одних и не идеализируя других. Конечно, все это не обязательно проявляется вовне, но обязательно присутствует в его сознании.

Он контролирует в себе скупость. В том числе, психологического характера. Ибо, он понимает, что в жизни не существует односторонних положительных процессов. Только двухсторонние. Только тогда, когда человек проявил серию знаков внимания к жизни, он может предполагать взаимность от нее.

Хороший человек никогда не затевает спора ради самого спора. Собственно, он предпочитает вести не спор, а дискуссию в конструктивном стиле. Не настаивая категорически именно на своей правоте. Ибо, он понимает то, что, если его оппонент - человек разумный, то он согласится с его аргументами (при условии, конечно, что они действительно близки к истине). Если же имеет место быть неразумный оппонент, то настаивать на своей правоте абсолютно бессмысленно.
Для него исключены какие-либо элементы стервозности. Ибо, он отдает себе отчет в том, что это, с духовной точки зрения, есть откровенная и явная мерзость.

Он старается контролировать в себе проявление духа тщеславия. И не потому, что это неприятно другим людям. А потому что это разрушительно для него самого. Ибо, способно в значительной степени смещать акценты в его внутренней духовной жизни. И приводить к многочисленным и разнообразным процессам психологической и духовной деградации. Последствия которой, как правило, предельно плачевны.

Он избегает формализма в отношениях с жизнью и окружающими. Ибо, он понимает, что это неконструктивный и несознательный подход к самому себе, и к жизни. Аналогичная ситуация имеет место быть и применительно к чванливости и душевной черствости. Потому как, он понимает, что сохранить хороший уровень гармонии в своей душе, в своем сознании, в своей личности можно только при условии жесткого контроля за многими ведущими пороками человеческой натуры.

Хороший человек - это всегда альтруист по своей сути. Что, правда, совсем не обязательно предполагает присутствия в нем простоты в такой степени, что она становится уже хуже воровства. Главное, что он способен получать гораздо более значительную радость, отдавая душевное тепло, нежели получать знаки внимания в свой адрес. Он любит быть полезным для жизни. Потому как не мыслит себя без хорошего уровня добросовестности и трудолюбия ума и души, духа и тела. Это, конечно, не означает того, что он совершенно не заботится о своих личных интересах. Но, как правило, эта забота никогда не предполагает сознательного и целенаправленного ущерба интересам других людей. Если только дело не касается охраны элементов системы классических ценностей. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Но и тогда хороший уровень осмысленности и одухотворенности никуда не исчезают в действиях хорошего человека.

Конструктивность и созидательность стоит во главе угла всегда и во всем. Понятие «общественные интересы» - это очень сложное и многогранное понятие, требующее очень значительного места для своего достаточно полноценного освещения. Что, собственно, выходит за рамки данной работы. Ибо, может служить темой для совершенно отдельной и большой монографии. Можно только отметить, что хороший человек - это достойный человек. И он, по большому счету, живет не сиюминутными интересами своего общества, а элементами из системы ценностей классического характера. И, в первую очередь, духовного типа. Что достаточно часто приходит в принципиальное противоречие с временной политикой и идеологией конкретного общества на том или ином этапе его бытия.

Хороший человек никогда не создает авантюр и интриг против других людей. И не участвует в таковых, созданных другими людьми. Что, на самом деле, весьма и весьма непросто. Ибо, требует о человека хорошо развитой интуиции и проницательности, редкого умения разбираться в людях, определенной мудрости и одухотворенности, зрелости и самодостаточности, конструктивности и созидательности.

Ему не свойственна банальная амбициозность. Которая позволяет многим совершать сознательно или неосознанно массу дрянных дел против других людей. Вместо нее у него есть вполне конкретное чувство собственного достоинства. О чем подробнее будет сказано в соответствующем разделе. Конечно, у него есть самолюбие. Но не болезненное, а адекватное.

Он старается достаточно основательно осмысливать и явления внешней жизни, и явления своего внутреннего мира. Не зависимо от того, что и как при этом делают окружающие. Пусть даже очень высоко поставленные или известные. Они совершенно не обязательно являются для него даже косвенным эталоном для подражания.
Он стремится делать основной акцент на реальном содержании жизненных явлений, а не на их внешней форме. Какой бы замечательной или неприглядной она ни была.
Он старательно избегает проявлений в себе алчности. Хотя, конечно, он не проявляет полного безразличия к своему материальному благополучию. Но для него на первом месте стоят ценности духовного характера. Потом интеллектуальные и психологические. И лишь за ними идут ценности материальные. Не для внешней демонстрации, а в его сознании, в первую очередь.

У него хорошо развито абстрактное и ассоциативное мышление. Для того, чтобы хорошо разбираться в явлениях жизни средней степени сложности. И в постижении нового, в том числе, более сложного. Ведь, самые важные и ценные явления жизни невозможно пощупать руками. Их можно представить только мысленно. Конечно, многое зависит от того, какими задатками наградили Высшие силы конкретного человека. Например, задатки интеллекта среднего уровня предоставляют человеку гораздо меньше возможностей, нежели задатки интеллекта высокого уровня. И так применительно ко всем основным достоинствам и добродетелям человеческой личности.
Именно поэтому не стоит требовать от человека с задатками личности с низким уровнем гармонии каких-либо поступков, имеющих высокий уровень гармонии. Другой вопрос, что большинство людей реализует свои задатки только на двадцать-тридцать процентов от их реального потенциала. Но этот вопрос будет рассмотрен отдельно.
Хороший человек обязательно имеет группу авторитетов для себя. Не обязательно из своего непосредственного окружения. Но, тем не менее. И практически каждый свой шаг он мысленно соотносит с мнением своих авторитетов. Которые обязательно являются умными и достойными людьми. Не зависимо от их социального статуса.
Он имеет, как минимум, хороший уровень благородства. Но не ленится и в том, чтобы быть еще более совершенным.

Он с удовольствием читает биографии великих людей, чтобы максимально эффективно учитывать и их ошибки, и их достижения. Он старается быть бдительным и в своем внутреннем мире, и по жизни вообще, и в отношениях с окружающими. Чтобы не пропускать что-то действительно хорошее и избегать дрянных людей, не создавать искусственно новых проблем и успешно решать старые. Он верит не в свою амбицию, а в те реальные достоинства и добродетели, что у него имеются. Он достаточно внимателен по жизни. К общественным явлениям, к интересам окружающих.
По возможности он старается быть великодушным и снисходительным к слабостям и недостаткам окружающих второстепенного характера, к их ошибкам и неудачам. Он сознательно и целенаправленно развивает свой внутренний стержень. В котором он походит точку опоры в сложные периоды жизни. Он хранит верность своим принципам и убеждениям. Особенно духовного характера. Особое внимание он уделяет развитию своей внутренней силы.

Отношения с окружающими он строит таким образом, чтобы как можно чаще моделировать ситуацию, в которой возможно возникновение качественного взаимного доверия. На первом месте для него стоит чувство собственного внутреннего удовлетворения. А уже потом, быть может. мнение окружающих. Ибо, он к себе более строг, чем окружающие.

Хороший человек непассивен по жизни. В нем есть хороший уровень инициативности. Он строит жизнь сознательно и целенаправленно по своим принципам и убеждениям. Не зависимо от того, что по этому поводу думают окружающие. По возможности он старается уходить от стереотипного мышления. Он старается не принимать на веру большинство распространенных в обществе стереотипов. Претендующих на высокий уровень совершенства, но не обладающих таковым. По своей сути это трудолюбивый и добросовестный человек. И внутри себя, и вне себя. Как правило, в нем нет сознательного равнодушия к духовности. Чаще всего, он стремится к максимальному развитию ее в себе.

Он не проявляет равнодушия к качественной эстетике мысли и чувства других людей. Не говоря уже об эстетике природы.

Хороший человек обычно является оптимистом. Ибо, он осознает, что мир существует по законам Высших сил. Которые смертному не дано менять. Он стремится к тому, чтобы не было у него произвольного течения мысли. Он сознательно моделирует ее по своим духовным принципам. Он никогда не подражает окружающим. В этом плане для него ориентиром являются действительно умные и достойные люди. Достоинства и добродетели которых прошли не просто проверку общественным мнением, но и вечностью. Ибо, они соответствовали системе классических ценностей человеческого бытия.

Вместо банальной амбиции в нем есть чувство собственного достоинства. Он старается не только познавать законы жизни, но и эффективно их учитывать в своей жизнедеятельности. Он чужд самомнения. Ибо, ему необходимо признание самых умных и достойных. Если говорить о моменте общественного признания. Он не создает психологического перекоса своей личности, когда к себе человек относится очень лояльно, а к окружающим с повышенной требовательностью. Он, скорее, более требователен к себе, чем к окружающим.

Он старается понять свое место в жизни, чтобы быть в числе здравомыслящих и одухотворенных людей. Для него важна, в первую очередь, не общественная иерархия, а созвучие вечным и универсальным законам жизни, ее классическим ценностям. Он стремится больше узнать о великих, чтобы больше иметь для себя качественных ориентиров во всех внутренних и внешних процессах.

Отдельным моментом его устремлений является стремление узнать явные и скрытые секреты чужих успехов, чтобы коэффициент полезного действия и его собственной жизни был наиболее высоким. В рамках его способностей и возможностей. У него есть свои интеллектуальные и психологические, духовные и эстетические идеалы. Не зависимо от таковых у окружающих. Он стремится проявлять разумную избирательность в восприятии любого вида информации: телевидение, театр, эстрада, музыка, книги. Все это должно иметь хороший эстетический уровень по всем четырем выше перечисленным аспектам.

В оценке жизненных явлений он старается делать основной упор на реальном содержании, а не на внешней форме. У него есть своя иерархия ценностей, которая соответствует не нормам конкретного общества в данное время, а системе классических ценностей. У него есть на все собственная точка зрения. Но он не боится признаться и в определенной своей некомпетентности в каком-то отдельном вопросе. Потому как осознает, что все во всем знать нельзя.

Он стремится иметь не показных, а истинных друзей. Пусть немного, но надежных. Он не гонится за их формальным количеством. К старшим по возрасту или званию он проявляет вполне определенный элемент почтительности. Он умеет брать ответственность за все свои советы и рекомендации. И поэтому не высказывает их, если в полной мере не уверен в своей правоте и компетентности.

Сопереживание и сострадание - естественная часть его личности. Причем, не формальная, а достаточно осмысленная. Практически все мысли и чувства, желания и намерения, мечты и фантазии проникнуты чувством порядочности и благородства. Конечно, на том уровне мудрости, что он обладает. По мере сил и возможностей он старается проявлять психологическую гибкость и дипломатичность.

В решении многих жизненных вопросов он не чужд определенной сообразительности и изобретательности. Он не избегает сложных задач жизни. И даже более того: он стремится, по мере сил и возможностей, со временем повышать уровень их сложности. В разумном режиме, конечно. Ему чужда конкуренция. Он больше ориентируется на добрую соревновательность. В отношениях с окружающими он не избегает великодушия и снисходительности. Кроме как, сознательного нарушения ими нравственных и духовных правил и законов жизни. Целенаправленного пренебрежения ими. В сложных ситуациях он проявляет терпение. А к чужим слабостям и недостаткам разумную терпимость.

Собственно, он вообще по жизни человек доброжелательный. Это один из основных элементов его мировоззрения, его менталитета. По мере сил и возможностей он дает возможность другому человеку сохранить свое лицо в сложных и проблемных ситуациях. Если, конечно, тот не злоупотребляет этим моментом. Понимая сложности жизни вообще и современной, в частности, он проводит сознательно и целенаправленно профилактику  очерствения и ожесточения души. Ибо, он знает, что пути Господни неисповедимы.

Хороший человек старается относиться по-философски к ошибкам и неудачам. И своим, и чужим. Он всегда и во всем стремится к гармонии. Не зависимо от поведения окружающих. Конечно, в меру своего понимания гармонии в том или ином отдельном вопросе.

Его критика других людей носит конструктивный характер. Не зависимо от эмоциональной составляющей той или иной конкретной ситуации. Поэтому он стремится решать сложные вопросы жизни в максимально спокойном режиме. За очень редким исключением каких-либо экстремальных ситуаций. У него есть, как минимум, хороший уровень силы воли. Не пренебрегает он и моментами психологической эрудиции. Конечно, по мере сил и возможностей. Ибо, понимает ту гигантскую роль, что психология играет в жизни. И отдельного человека, и общества в целом.

Он старается быть приятным и интересным партнером по общению. По крайней мере, там, где это возможно. Совершенно не мыслит он себя вне доброты. Глобальной и фундаментальной. Это не только черта его характера, но и элемент его мировоззрения. Он предполагает право на ошибку и для себя, и для других. Он старается не устраивать банальных споров. Ему более симпатична дискуссия в конструктивном стиле. Он с большим уважением относится к чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, успехам и достижениям.

Он развивает в себе выдержку и самообладание. Он считает необходимым ощущать и проявлять чувства благодарности и признательности.

Хорошему человеку чужда банальная праздность. Его свободное время достаточно осмысленно. Он, собственно, стремится вообще, по мере сил и возможностей, в наибольшей степени структурировать свое время, свою жизнь. Что, правда, не мешает ему организовать максимально полноценный отдых. И для себя, и для своих близких. Нормой его жизни является трудолюбие и усердие.

Он стремится развивать в себе внутреннюю силу, так сказать, силу духа. Ему свойственно хотя бы в умеренной степени проявлять самоконтроль. За мыслями и чувствами. В меру своего понимания он старается быть интеллигентным человеком. По собственной инициативе он осуществляет контроль за определенной группой вопросов по жизни вообще. И применительно к своим личным интересам, и касательно общих.
Он видит смысл жизни в том, чтобы повышать уровень гармонии и совершенства в себе, в своей жизни, и в мире вообще. Его отличает хороший уровень добросовестности и в работе, и в жизни. Он обладает способностью ощущать более выраженную радость от дарения своих сил, нежели от знаков внимания в свой адрес. Конечно, в разумном режиме. Он не ищет счастья вне себя. Ибо, понимает то, что оно зависит от степени собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью, от стиля взаимоотношений с жизнью и Высшими силами. Да и с самим собой тоже. Он старается проводить серьезную работу над своими недостатками. Одновременно развивая свои достоинства и добродетели.

Хороший человек умеет плодотворно работать в команде. Добросовестно выполняя свой раздел работы. У него есть, как правило, и умение, и желание делиться своим душевным теплом. Он предпочитает иметь активный, а не ленивый ум. Да и душу. Отдельным моментом можно отметить сознательное и целенаправленное обретение истинной мудрости. В отличие от большинства окружающих.

Он умеет думать об интересах дня завтрашнего. И поэтому не гонится за сиюминутной выгодой, которая завтра может обернуться большим ущербом. Он сознательно не пренебрегает элементами изящности мыслей и чувств. И, по мере своих сил, стремится к ней.

По большому счету, в его поведении преобладает искренность и естественность. Конечно, в разумных рамках. Он старается по жизни помогать более слабым. Он обязательно имеет достойного эксперта для себя и своей жизни. И очень дорожит его мнением. По возможности он старается настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого хорошего человека. В зависимости от своей половой принадлежности, он старается развивать в себе качество классической мужественности или женственности.

Он проявляет элемент избирательности в общении. По возможности избегая глупых и примитивных, авантюристов и интриганов и прочих «замечательных» людей. Он имеет элемент организованности. И внешней, и внутренней. Ему свойственна самодисциплина. Его уверенность в себе основана на осознании наличия в себе, в первую очередь, добродетелей. И уже потом - прочих достоинств.

Он старается учиться разбираться в людях. Ибо, знает, что большинство этого не умеет. Он стремится, чтобы его общение с другими людьми было максимально полноценным. И вообще предпочитает строить прочные и перспективные, многогранные отношения с окружающими по мере сил и возможностей.

Он предельно жестко контролирует в себе своенравность и сумасбродство. Осознавая их принципиальную деструктивность и дисгармоничность. Он старается решать конфликтные вопросы мирным путем. Но в отдельных случаях может проявлять и вполне определенную жесткость. По мере необходимости. В общении с откровенно дрянными людьми.

Хороший человек любит людей. Он вообще себя старается ассоциировать с человечеством в целом. Он проявляет определенную бдительность. И внутри себя, и вне себя. Для четкого контроля за многими важнейшими жизненными явлениями. Он умеет отличать главное от второстепенного. И по жизни вообще и применительно к конкретной ситуации, в частности. В меру своего понимания он проявляет тактичность и деликатность. Он умеет быть верным другом и в горе, и в радости. Ему чужда демонстративность. Хотя, конечно, результаты деятельности трудолюбивого и добросовестного ума и души бывают достаточно интересными и эффектными. Сами по себе, без специальной саморекламы.

В нем нет банальной жажды лидерства всегда и во всем. А вот жажда познания нового сильная.

Он старается не игнорировать сигналы своей интуиции и проницательности. Роль которых в жизни бывает настолько значительной, что переоценить их невозможно. По мере сил он старается быть не только хорошим, но и замечательным человеком. Получая от этого особое удовольствие и удовлетворение. В сложных ситуациях и вообще он стремится к максимальной корректности.

Его отличает хороший уровень конструктивности и к себе, и к жизни. Он стремится к тому, чтобы в его сознании преобладали логические мотивы поведения. За исключением тех случаев, когда уровень изящности чувств настолько значителен, что может порождать и действия изящные. Он может быть хорошим мотиватором на добрые дела для окружающих. Ему чужды максимализм и категоричность в большинстве второстепенных вопросов жизни.

В большинстве важных жизненных вопросов он является надежным человеком. И очень дорожит своим статусом. Он находится в постоянном поиске более умных, более мудрых, более гармоничных, более талантливых, более авторитетных людей. И про него поэтому нельзя сказать, что у него «нет пророка в отечестве». Его отличает хороший уровень осмысленности чувств и желаний.

У него имеется адекватное отношение к критике. Из которой он стремится извлечь рациональное зерно, не впадая в банальную амбициозность. Отношение к деньгам у него преимущественно философское.

В духовных вопросах хороший человек проявляет принципиальность. В большинстве прочих вопросов он стремится найти компромисс. Ему свойственно психологическое и нравственное постоянство. По мере сил и возможностей он старается понимать другого человека. И не только равному по степени сложности личности, но и несколько сложнее. Хотя, безусловно, это большой и сложный труд ума и души.
Он понимает, что обретение абсолютной гармонии в рамках одного воплощения невозможно в принципе. Поэтому ему чуждо чувство пресыщения жизнью, ее банальными материальными благами. Которые стоят для него после интеллектуальных, психологических и духовных. Ему свойственна рассудительность. Но без впадения в резонерство.

Понимание свободы у него четко связано с духовными принципами и убеждениями, с конструктивностью и созидательностью, разумностью и мудростью, самодостаточностью и зрелостью, чувством собственного достоинства, самокритичностью и самоконтролем. По своей сути он - человек серьезный, но с хорошим чувством юмора.

В нем есть элемент самодисциплины. Поэтому он не требует дополнительного внешнего контроля за своими действиями. Он стремится к максимальной самостоятельности. Его невозможно представить без скромности. Хотя, он и осознает реальную ценность человеческим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам. Он стремится быть гармоничной личностью, а не казаться ею лишь чисто внешне.