Возлюби ближнего как самого себя. Глава 1. ч. 2

Александр Иванович Алтунин
Одним из диагностических моментов в наличии правильной любви к себе является отношение человека к дискуссии. Если он стремится к истине, внимательно выслушивает своего оппонента (не только по форме, но и по сути), то есть вероятность того, что любовь к себе у него правильная. Если же для него важна лишь дополнительная демонстрация собственной личности на публике, то в этом случае можно будет говорить только об искаженной любви к себе.

Мощно обогащает человека его способность к наблюдениям и исследованиям по жизни вообще и применительно к общению, в частности. Это касается и отношений человека с самим собой. Потому как внутренний мир человека - это своего рода свой личный микрокосмос. Со своими психологическими и духовными правилами и законами. Конечно, и наблюдения, и исследования не должны быть самоцелью. Они - это лишь средство достижения цели - познания себя и окружающего мира. У толкового исследователя шансов построить правильное отношение к себе гораздо больше, чем у прочих.

Правильная любовь к себе не может возникать у человека, который стремится только чисто внешне выглядеть благополучно и гармонично. Ловко маскируя свои фундаментальные недостатки и пороки. Достойный человек обязательно стремится (сознательно и целенаправленно) именно быть гармоничным внутри себя. И это уже не черта характера, а духовный элемент его мировоззрения, определяющий очень многое и внутри него, и вне его.

Мощное влияние на человека, эволюцию его личности оказывает система оценок, принятых лично им в жизни вообще и в отношениях с самим собой, в частности. Если основной диапазон качества своего бытия сознательно строится в пределах от трех баллов до трех с плюсом, то это низкий уровень. Если от трех с половиной до четырех - то это неплохой уровень, имеющий массу проблемных моментов. От четырех до четырех с плюсом - это хороший уровень. От четырех с половиной до пяти - отличный уровень. Если от пяти до пяти с половиной (с плюсом) - это великолепный уровень. Человек сам сознательно может моделировать и свой внутренний мир, и свою жизнь. Конечно, в меру возможностей и способностей. Чем выше диапазон оценок он выбирает, тем ему сложнее жить. Но, с другой стороны, и его бытие становится все более совершенным. И повода для мощного чувства собственного внутреннего удовлетворения гораздо больше. Появляется все в большей степени реальный повод для любви к себе. Правда, в работе над собой желательно ориентироваться не на распространенные в обществе стереотипы, а на систему классических ценностей. С формальной точки зрения, право на большую любовь к себе имеют только те люди, нижняя планка качества которых начинается с четырех баллов (по пятибалльной системе). Правда, таковых не более десяти процентов.

Большим достоинством человека является присутствие у него творческого мышления (не более пяти процентов людей). Которое, несомненно, помогает быть более интересным, более насыщенным, более оригинальным, более полноценным и внутренний мир человека, и его внешнюю жизнь. Оно позволяет более успешно гармонизировать любой вид жизнедеятельности. Как, собственно, и процесс эволюции личности в целом. Если человек занимается каким-либо видом творчества, то ему просто цены нет. И с точки зрения индивидуальной психологии, и точки зрения общественной психологии. В отдельных случаях - и философии бытия. Но это достаточно сложная тема и она будет рассмотрена отдельно.

Важным фактором в построении полноценных отношений с самим собой, с обществом, с Высшими силами является способность человека многогранно и полноценно воспринимать явления жизни средней степени сложности. Высшим пилотажем является умение воспринимать сложные явления жизни. Если же он еще и сам способен сознательно моделировать явления жизни средней степени сложности, то тогда это не просто хороший человек, а буквально шедевр с общественной точки зрения. Если же моделирование захватывает еще и сложные явления (с психологической и духовной точки зрения), то это уже не просто драгоценный камушек, а буквально бриллиант большого веса. Как правило, в обоих этих случаях человек является посланником Высших сил на Земле с совершенно особой личной миссией. Это большое и несомненное достояние и общества, и государства, и человечества в целом. 

Любовь к себе немыслима без хорошего уровня требовательности к себе. Причем, в первую очередь, в отношениях с самим собой, в своем внутреннем мире. Без лишней демонстративности и показухи. Одновременно предполагается умеренный уровень лояльности человека к окружающим.

Мощным аргументом в возникновении большой любви к себе является добросовестность и трудолюбие ума и души человека. Когда самая нижняя планка качества находится на уровне четырех баллов. Достигая порой верхней планки в пять с плюсом. Конечно, самые достойные люди могут адекватно оценить такое положение вещей. Но, тем не менее, добросовестность и трудолюбие должны присутствовать не ради кого-то или чего-то, а ради уважения к самому себе.

Жизнь - это череда сложных задач и проблемных ситуаций. И потому достойно решить их все невозможно без хорошего уровня терпения. Особенно применительно к многоэтапным задачам или требующим продолжительного предварительного и подготовительного этапа в своем решении.

Несомненную ценность человеческой личности придает терпимость к чужим слабостям и недостаткам, ошибкам и неудачам, особенностям и странностям. Особенно второстепенного характера. Можно в это число добавить еще иллюзии и заблуждения. Менее существенная терпимость предполагается относительно больших и злокачественных пороков.

Большим достоинством является уравновешенность. Причем, и внутренняя и внешняя. Она предполагает знание и понимание многих правил и законов жизни. Из системы классических ценностей. И, в первую очередь, духовного характера.
Уважение к себе является краеугольным камнем в построении правильной любви к себе. Конечно, каждый человек должен уважать то, что он является носителем искры Божьей. Другой вопрос, что это накладывает на человека дополнительные серьезные обязанности. Иначе говоря, нужно быть достойным носителем этой искры. В противном случае, Высшие силы будут бесконечно вразумлять нерадивого носителя частицы Абсолютного Духа. В некоторых, особо злокачественных случаях вообще прекращая жизнь на Земле конкретного человека, пренебрегающего духовными ценностями жизни. По большому счету, уважение к себе должно основываться на осознании наличия в себе классических достоинств и добродетелей на хорошем уровне их развития. Собственно, вызвать расположение всех окружающих невозможно даже чисто теоретически. Важно, чтобы наиболее достойные люди одобряли тебя.

Если человек серьезно и основательно занимается развитием своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов, то это должно придавать ему хороший уровень уверенности в себе. Что, собственно, не имеет ничего общего с самоуверенностью и самовлюбленностью, своенравностью и сумасбродством. Конечно, быть всегда уверенным в том, что обязательно успешно решишь задачи средней степени сложности и сложные невозможно даже чисто теоретически. Хотя, ряд неудач в этом процессе может подсказать реальные рамки возможностей конкретного человека в решении такого рода задач. Стремление к внешней и внутренней гармонии всегда было необыкновенно ценным моментом человеческого бытия. И если его нет в сознании конкретного человека, то вся его уверенность в себе - это всего лишь большой мыльный пузырь.

Невозможно представить себе уверенного человека без чувства собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Другой вопрос, что один человек довольствуется жизнью с качеством в три балла, а с другой - только в четыре. А третий стремится на основных аспектах достичь и пяти баллов. Правда, действительно достойный человек, как правило, не опускается до трех баллов. Его нижняя планка - это четыре балла. Конечно, когда у тебя уровень требовательности к себе существенно выше, чем у большинства окружающих, то такая жизнь будет гораздо сложнее. Но и интереснее, и приятнее.

Достойный человек, не говоря уже - интеллигент или аристократ, имеет свою систему ценностей. И хранит ей верность. Не зависимо от того, что думают и делают окружающие.

Достойный человек, как правило, усерден в своих делах. Ему не нужен внешний контроллер или цензор. Его совесть является самым строгим критиком. Ему важно сохранять уважение к самому себе, а мнение окружающих - это уже дело второе.
Интересным моментом является способность учиться на ошибках. В первую очередь, чужих. А потом уж и своих. Да, это требует достаточно серьезного и основательного анализа. Но овчинка стоит выделки. Потому как, без анализа ошибки будут повторяться бесконечно. Правда, серьезный анализ невозможен без самокритичности. Нужна еще психологическая и духовная эрудиция, понимание определенных законов жизни. Хотя бы для того, чтобы отделить внешние причины ошибки от внутренних. И для того, чтобы провести действительно бесстрастный и объективный анализ и отдельной ситуации, и серии ситуаций, и жизни вообще.

Интеллигент никогда не стремится упростить и отдельную ситуацию, и жизнь вообще, чтобы они стали весьма удобными для восприятия, анализа и моделирования. Он не подстраивает жизнь под себя, под распространенные стереотипы. Он способен признать свою частичную или полную некомпетентность в том или ином случае. Другой вопрос, что он сознательно не пренебрегает мнением наиболее достойных и мудрых людей из-за  банальной амбициозности. Он не считает для себя зазорным спросить или обратиться за помощью к более компетентным. Правда, он не считает таковым буквально каждого второго человека, формально претендующего на большую мудрость.

Интеллигентность, как таковая, предполагает у нее носителя вполне определенную утонченность души. В противном случае, целый ряд очень важных и полезных качеств просто выпадет из его комплекта достоинств и добродетелей. Что, в ряде случаев, сделает невозможным проявление и развитие многих ценных способностей и талантов, не говоря уже о гармонии личности в целом. Утонченность души помогает более тонко и дифференцированно воспринимать себя и мир, быть более адекватным во многих сложных (с интеллектуальной и психологической точки зрения) ситуациях.

Очень важным моментом является умение разбираться в людях. Присущее, к сожалению, только одному человеку из десяти. Без него невозможно построение прочных и перспективных отношений, развитие способности распознавать интриги и авантюры, психологические манипуляции и прочие деструктивные и дисгармоничные явления жизни. Что автоматически делает возможным превращение в жертву таковых явлений или невольное пассивное участие в них под воздействием неформального лидера. Тема большая и емкая, поэтому подробнее о ней будет сказано отдельно.

Познание себя и мира невозможно без упорства. Во-первых, в силу присутствия в жизни массы факторов отвлекающего, расслабляющего или просто откровенно дезорганизующего характера. Не говоря уже о процессе самовоспитания и самосовершенствования. Освоение нового, как правило, связано с обязательной серией ошибок. Которые нуждаются в серьезном и основательном осмыслении. Особенно важно упорство в анализе явлений жизни средней и высокой степени сложности. Для выбора наиболее оптимального решения применительно к каждому из них. Правда, упорство не имеет ничего общего с упрямство и своенравностью. Оно предполагают высокую степень осмысленности ситуации с участием трудолюбивого и добросовестного ума. Что всегда было большой редкостью. А ныне в особенности.

Отсутствие творческого мышления у большинства обычных людей приводит к тому, что они достаточно формально (с точки зрения распространенных стереотипов) относятся к большинству явлений жизни. Собственно, когда речь идет о простых явлениях, то дело обстоит еще более или менее сносно. Но вот как только дело касается явлений жизни средней степени сложности (с житейской точки зрения - это высокая сложность), то тут формализм становится не только не эффективным, но еще и вредным. Искажающим и извращающим реальную действительность для его носителей. И, соответственно, приводящим к принципиально неправильным решениям в очень важных случаях. А это выливается в многочисленные и разнообразные драмы и трагедии.

Хорошо, когда у человека есть разумная целеустремленность. Предполагающая не только весьма осмысленный выбор цели или задачи, но еще и их средства и способы достижения. Во-первых, достойные. Во-вторых, умные. В-третьих, эффективные. 
И это только на словах все выглядит легко и просто, а в жизни, как правило, у обычного человека это сплошной хаос и анархия, основанные, в первую очередь, на сумасбродстве и своенравности, стереотипном мышлении и низком интеллекте. Ибо, высокий интеллект от рождения заложен только у одного человека из десяти. Остальные довольствуются или низким, или средним.

Трудно представить себе настоящего интеллигента без изящного чувства юмора. Что делает его общение с окружающими более эффективным и приятным. И помогают более спокойно воспринимать ошибки и неудачи, иллюзии и заблуждения, слабости и особенности личности. И свои, и чужие. Это в определенной степени основа конструктивного отношения человека к себе, к окружающим, к жизни вообще.
Полноценное общение трудно представить без хорошо развитого чувства обратной связи. Применительно и к той или иной конкретной ситуации, и по жизни вообще.
Умение уловить основные моменты настроя партнера по общению на основе многих второстепенных и третьестепенных факторов - это сложная наука и большое искусство. Человек, лишенный этого чувства, как правило, ведет весьма проблемный образ жизни. И неприятности сопровождают его очень длинной чередой.
А вот чувство долга и ответственности во многом определяют уровень достойности человека. Без них невозможен даже просто хороший человек. Не говоря уже об интеллигенте или аристократе. Достойный человек никогда не уходит от ответственности за свои недоделки и ошибки, промахи и неудачи. Другой вопрос, что и в этом нет какого-то формального подхода с мазохистской точки зрения. Самобичевание в большинстве случаев не только нецелесообразно, но еще и вредно. Главное - это бесстрастная оценка ситуации внутри самого человека. Пусть и с помощью других.

Порядочный человек, как правило, честен. Ему чужды лицемерие и лживость. Что, правда, не исключает психологической гибкости и дипломатичности.
Интеллигент по возможности контролирует процесс эволюции своей личности. С интеллектуальной, психологической и духовной точки зрения. Собственно, он его сознательно моделирует. Тонко и дифференцированно. Это входит в его систему мер по самовоспитанию и самосовершенствованию. Дело это очень сложное. И мало кому по плечу. И, в том числе, и поэтому особенно важное и ценное.  И не только с точки зрения индивидуальной психологии, но и общественной, государственной, общечеловеческой.

Достойный человек по своей сути является, в первую очередь, хорошим человеком. В отдельных редких случаях - еще и замечательным. О чем будет сказано более подробно в соответствующих разделах этой работы. Интеллигент имеет некоторое число элементов замечательного человека. А аристократ - большое. И первый, и второй случай предполагают не один десяток (более ста - первый и более двухсот - второй) свойств личности.

Интеллигенту может быть свойственен определенный артистизм, который помогает окружающим лучше понимать его мысли и чувства. Особенно, более сложные и неоднозначные. Это помогает строить более прочные и перспективные отношения с наиболее достойными окружающими. В первую очередь. Но распространяется и на многих других. В определенной степени.

Любовь к себе предполагает определенную аналитичность ума человека. И, чем она выше, тем больше повод любить себя. Реальный и объективный.

Умение делать правильный акцент на содержании жизненных явлений, а не на их чисто внешней форме предполагает появление в человеке некоторых элементов мудрости.
Действительно благородному человеку есть за что любить себя. Ибо, в комплект благородства входит несколько десятков важных и ценных достоинств и добродетелей. Часть из которых достаточно редко встречается. Интеллигент довольствуется, как минимум, умеренным благородством. А аристократ - только высоким. На фоне того, что большинство современных людей стали вообще чужды благородства. Это выглядит особенно впечатляюще.

Внимательность - это одно из особых достоинств. Внимательность к себе, к окружающим, к жизни, к Высшим силам. Это не только свойство ума. Это элемент мировоззрения человека. Особенно она актуальна во внутреннем мире человека. Потому как, несколько сотен злых духов непрерывно пытаются совратить человека с пути истинного. И не только в той или иной конкретный момент времени, но и по жизни вообще. Анализ более пятидесяти тысяч жизней привел меня к предельно однозначным выводам относительно роли тех или иных качеств личности в жизни их обладателя. И положительных, и отрицательных. Ныне стало модным называть фундаментальные пороки особенностями или странностями. Но они от переименования никак не меняются в своей сути. К сожалению. Только вносят дополнительный хаос и анархию. И в жизнь отдельного человека, и в общество, и государство. И человечество в целом.

Сильных людей (не физически, а духовно) только десять процентов. Но проблема в том, что остальные, к сожалению, не особенно стремятся обрести эту внутреннюю силу. Ибо, с точки зрения банального рационализма в ней нет быстрой и ощутимый практической отдачи материального характера. А жизнь - это штука сложная. И она легко ломает слабых людей. Калечит их души, деформирует их дух.

Слабому человеку гораздо сложнее любить себя правильно. Точнее сказать, правильно любить себя трудно всем, чуждым психологической и духовной эрудиции (99 процентов людей). Подавляющее большинство распространенных в обществе стереотипов отличается существенной упрощенностью. И поэтому к какой-либо ощутимой гармонии и личности, и жизни привести не могут.

Тонкий момент жизни заключается в умении человека сознательно моделировать свое общение с окружающими таким образом, что становится возможным возникновение большого качественного взаимного доверия. Интеллигент умеет, как правило, устанавливать, как минимум, умеренное доверие. Аристократ - высокое. Но, конечно, только там, где это возможно чисто теоретически. Ибо, с глупым, примитивным или деструктивным человеком это исключено изначально. Проблема только в том, что особо умных только десять процентов. А гармоничных - еще меньше. И это в значительной степени и естественно, и закономерно. Ибо, большинство отличается высоким уровнем психологического и духовного невежества. А мощная лень ума и души принципиально препятствует изменению этой грустной ситуации в лучшую сторону. Собственно, данная работа и была написана для того, чтобы та часть людей, которая еще не потеряна для общества окончательно, получила реальную точку опоры в обретении себя. Как существ, имеющих в своем сознании Божью искру. Которую уничтожить невозможно никому и никогда. А вот помочь ей набраться дополнительной силы и мощности - это вполне реально.

Высокий уровень проблематичности и драматичности жизни большинства людей заключается в том, что они не умеют разделять главное и второстепенное. И не только в той или иной конкретной ситуации, но и по жизни вообще. Чаще всего людьми движет сумасбродство и своенравность, которые исключают в принципе присутствие даже самой минимальной мудрости. Второстепенных и третьестепенных факторов в человеческой жизни многие тысячи. И они могут поглотить человеческую жизнь любой продолжительности. Даже в пятьсот лет. Символический (мягко говоря) уровень психологической и духовной эрудиции препятствует адекватному восприятию реальной действительности у большинства обычных людей. Невежество стало страшным бичом даже для тех, кто относит себя (с формальной точки зрения) к интеллигенции.
Поэтому, по мнению классика философии Бердяева интеллигенция последних трехсот лет, по большому счету, оставляет желать лучшего. И в России, и в Европе.
Эпидемия амбициозности, переходящей в безграничную гордыню, захватила современный мир. Это мощный деструктивный момент, существенно снижающий качество жизни и отдельного человека, и народа, и общества, и всего человечества. Тема собственно, настолько сложная и объемная, что ей предполагается посвятить большую отдельную работу. Получается, что амбициозность способствует максимальному процветанию и в человеке, и в обществе более трехсот фундаментальных и классических недостатков и пороков. Иначе говоря, вместо эволюции в обществе идет процесс психологической и духовной деградации. Ни о какой правильной любви к себе у амбициозного человека и речи быть не может. Ибо, амбициозность, которая никак не контролируется ее обладателем, превращает его в банального морального и духовного урода. Что, собственно, подтвердил опыт общения автора с более пятьюдесятью тысячами людей. Об этом же пишут и классики психологии и философии.

Доброта стала ныне восприниматься как чрезмерная (мягко говоря) простота, как элемент неполноценности или закомплексованности. Она в сознании многих людей вышла из числа главных фундаментальных добродетелей человеческого бытия. Однако, это вовсе не значит того, что она перестала быть достоинством из системы классических ценностей. Произошла подмена понятий. Доброта - это не только черта характера. Это элемент мировоззрения человека. И чем ее больше, тем выше шанс у человека обрести существенный уровень гармонии своей личности. Истинный интеллигент не мыслим без хорошего уровня доброты. И не только в каких-то отдельных ситуациях, но и по жизни вообще. Большого уровня доброта достигает у аристократа. Конечно, важна естественность и искренность в проявлении доброты. Но, не менее важна и хорошая осмысленность формы ее проявления. А иногда и величины. Ибо, многие стали совершенно неадекватно ее воспринимать.

Не менее драматичная ситуация сложилась с еще одним признаком достойного и интеллигентного человека - деликатностью. Она вдруг стала каким-то третьесортным качеством у большинства обычных людей. В то время как, ее носитель имеет в два-три раза ценность своей личности выше, чем все прочие люди. Конечно, это и просто показатель интеллекта, и показатель уровня изящности ума и души. Не говоря уже о чувстве собственного достоинства, мудрости, зрелости, самодостаточности, гармоничности и добродетельности.

Собственно, весь список параметров автор вынужден приводить, чтобы не только более или менее подробно осветить элементы интеллигентности, но даже моменты, входящие в необходимый комплект для возникновения у любого человека элементарного уважения к самому себе. Не говоря уже о правильной любви к себе.

Придирчивый читатель может упрекнуть автора в том, что он периодически повторяется в своих описаниях. Но это происходит не из-за интеллектуальной неорганизованности автора, а в силу того, что многие классические ценности бытия имеют массу смежных моментов. Это, с одной стороны. А, с другой стороны, десятки тысяч драм и трагедий, прошедших перед глазами автора, не говоря уже, о сотнях миллионов, происходивших в прошлом и предполагающихся в будущем, в связи с глобальной и фундаментальной психологической и духовной невежественностью общества, дают ему невольно достаточно определенное моральное право периодически повторяться. Чтобы хотя бы отчасти закрепить в сознании читателя некоторые и элементарные, и сложные истины. Ведь, даже автор,  до начала разработки данной темы совершенно не подозревал об обширности и многочисленности понятий, которые, как выяснилось, входят в то или иное фундаментальное явление. В частности, любви человека к себе.

Конечно, интеллектуалу высокого уровня, зрелому и самодостаточному, мудрому и гармоничному, конструктивному и созидательному человеку, по большому счету, нет необходимости читать данную книгу. Вопрос только в том, что обладателей даже части перечисленных параметров личности в обществе не более пяти процентов. В связи с чем, высокий уровень актуальности данной темы для остальных предполагается автоматически. И потом: классики пишут о том, что повторение способствует более полноценному усвоению новой информации. И совет автора, кроме всего прочего, заключается в том, что данную книгу желательно прочитать, как минимум, два-три раза. Ибо, слишком много для большинства новой и непривычной информации. Не говоря уже о том, что часть ее является противоречащей распространенным стереотипам мышления. И именно поэтому требует большого дополнительного осмысления и усвоения. Одновременное сочетание психологического и философского подхода делает информацию данной работы особенно важной и ценной. Нельзя забывать о том, что многие классические понятия в сознании подавляющего большинства стали весьма туманными и расплывчатыми. Плюс к этому, к ним вольно и невольно добавилось громадное количество разнообразных искажений и извращений классических ценностей. Поэтому актуальность такого рода работ представляется особенно высокой.

По большому счету, практически все, что написано в данной работе, уже было в той или иной форме написано задолго до нее. Но большинство моментов рассыпано по сотням редких книг. И поэтому, чтобы собрать их вместе потребуется не одна тысяча часов напряженного умственного труда. Проза жизни, особенно современная, обстоит таким образом, что категорически исключает такой вариант развития ситуации для почти всех людей. Не говоря уже о существовании банального рационализма в сознании большинства, когда психологические, нравственные и духовные темы не представляются особенно выгодными для их особенно тщательной проработки. Нельзя забывать и о большой лени ума, распространенной в обществе. И вообще, и ныне, и в частности. Все это, да и многое другое, делает особенно актуальным момент наибольшей оптимизации данной информации для наиболее полноценного ее усвоения. С целью обогащения внутреннего мира многих читателей.

Собственно, автор не особенно обольщается относительно того, что и эта его работа, и прочие, смогут существенно обогатить психологическую и духовную эрудицию читателя. Ибо, важно не только понять и принять важную истину, но еще и реально ее применить на практике. Сделать своей естественной и закономерной частью. А тут стоит на страже дух негативного консерватизма. Который очень основательно старается пресечь даже самые символические (величиной даже в один процент) положительные изменения во внутреннем мире того или иного конкретного человека.

Автор совсем не уверен в том, что некоторые люди захотят даже в руки взять данную книгу. А, взяв ее, захотят ее до конца почитать. А уже желающих ее перечитать будет еще меньше. И эта закономерность касается всех мало-мальски умных книг. Поэтому нет никакой необходимости открывать Америку заново. Автор уже неоднократно слышал от своих читателей упрек в том, что его произведения читаются гораздо сложнее, чем привычная для них литература. Но тут есть свой определенный нюанс. Автор не прикладывает специальных усилий для утяжеления своего текста. С одной стороны. А, с другой стороны, прочитав сотни умных книг, автор пришел к выводу о том, что умная книга не предполагает в своей сути развлечения. Легкого и непринужденного. Она предполагает размышление, интенсивное и продолжительное. Поэтому скорость ее чтения, как правило, в три-четыре раза меньше, чем остальных произведений. И это хорошо, нормально и правильно.

Умение быть достойным другом не только в горе, но и в радости становится особенно редким в современном мире. Как и большинство других классических добродетелей. Но, в тоже время, отсутствие данного свойства у того или иного человека, как и многих других, перечисленных в данном разделе, категорически исключает возможность появления у человека правильной любви к себе. Что, собственно, мы и можем видеть буквально на каждом шагу. И в любой части нашего общества.
Амбициозность, банальная и порой злокачественная, совершенно отодвинула на какое-то сотое место такое важное качество, как дипломатичность. Это умение быть гибким в большинстве интеллектуальных и психологических вопросов и находить разумный и приемлемый компромисс приобрело особо большую актуальность и полезность в современном обществе.

Банальный рационализм превратил интеллектуальную, психологическую и духовную добросовестность в нечто совершенно излишнее для большинства людей в подавляющем большинстве ситуаций. К сожалению, не только второстепенных, но и главных. Собственно, само понятие добросовестность стало преимущественно касаться только чисто физической работы. Словно во всем остальном она совершенно не нужна. В то время как во всем остальном она еще более актуальна.

Все больше уходят в прошлое и такие явления, как естественность и искренность. Даже в самых разумных границах. Непростая ситуация складывается и с инициативностью. По большому счету, она всегда присутствовала лишь у одного из десяти. Если рассматривать ее лишь в положительном плане. Потому как у авантюристов и интриганов, психологических манипуляторов и просто дрянных людей она присутствует в ста процентах случаев. Что, собственно, и объясняет высокий уровень деструктивности многих учебных и производственных коллективов. Да и общества в целом. И не только по мнению автора, но и по мнению классиков, психологии и философии.

Умение учитывать сегодня интересы дня завтрашнего встречается все реже и реже. Внося своим отсутствием большой вклад в деструктивный стиль жизнедеятельности большинства людей. Как правило, большинство любит гоняться за копеечной сиюминутной выгодой, нередко тем самым нанося громадный ущерб своим интересам в будущем. Такая вот своеобразная логика.

Способность быть интересным и приятным собеседником (не говоря уже - партнером по общению) стремительно уменьшается от первоначальной величины в десять процентов. Умение дарить действительно качественное душевное тепло стало особенно редким - чуть больше одного процента людей им обладает. Собственно, очень размылось это понятие, как таковое. Перестало находиться у большинства в числе приоритетных ценностей. Когда речь идет о проявлении его вовне, а не вглубь.

Классическая женственность и мужественность столько вобрали в себя искажений и извращений, что практически полностью утратили свой первоначальный смысл. Большая часть тех, кто претендует на обладание ими, на самом деле, весьма далек от них. А те немногие, кто ими обладает, как правило, к сожалению, об этом даже не догадываются. Такая вот логика прозы жизни.

Качественное душевное творчество стало элементом элитарного характера. К величайшему сожалению и автора, и большинства классиков психологии и философии. В большинстве случаев, не только в приятельских и дружеских, производственных и бытовых, но и в семейных и родственных отношениях стало распространенным душевное творчество лишь второго и третьего сорта. А нередко и еще хуже.

Умение вести дискуссию в конструктивном стиле все больше уходит из повседневности нашего общества. К сожалению, стали привычными ожесточенные споры. Которые не исключают многочисленных и разнообразных унижений и оскорблений прямого и косвенного характера для его участников. Часто с обеих сторон. Поиск истины перестал волновать большинство людей. На смену ему идет проявление банальной амбициозности и предельно болезненного самолюбия. Причем, исходя лишь из интересов сиюминутного характера. Когда победа в споре нередко выполняет роль дополнительного кирпичика в большую и мощную кладку равнодушия и отчуждения.
Умение высказывать критику конструктивного характера постепенно переходит из разряда качеств интеллигентности в разряд качеств аристократичности. Иначе говоря, еще более редкого качества. Тут впору вспомнить о распространенном низком уровне трудолюбия и добросовестности ума и души. Не говоря уже о тактичности и деликатности, дипломатичности и психологической гибкости.

Качественная душевная отдушина… Для многих людей это предельно абстрактное понятие. Они не знают, что это такое и как это создать хотя бы для себя. Не говоря уже - для других. А уровень успешности и благополучия жизни любого человека во многом зависит от того, есть ли она в его жизни или нет. По большому счету, ее нет почти ни у кого. За исключением редких энтузиастов, имеющих особенно развитую интуицию и хороший уровень одухотворенности. Результатом пренебрежения и отдельным человеком, и обществом, и государством этого момента служит мощная и распространенная невротизация и психопатизация населения. Начиная уже с трехлетнего возраста.

Корректность стала совсем не модной. Она проявляется большинством людей (если вообще проявляется) лишь в каких-то особенных случаях. Она стремительно уходит из жизни даже тех людей, которым она в прошлом не была полностью чуждой. А об остальных вообще речь вести не стоит. Ибо, процесс психологической и духовной деградации непрерывно прогрессирует. В Европе уже более трехсот лет. Не минул он и Россию.

Интеллигент отличается от большинства обычных людей тем, что основными мотивами его поведения являются логические, а не эмоциональные. Приятным моментом психологии интеллигента (не формального, а истинного) является его сознательное стремление к обретению мудрости. Которая, во-первых, многократно увеличивает реальную ценность его личности. Да и делает его жизнь гораздо более эффективной и оптимальной. Не говоря уже о том, что оно мощно гармонизирует и его личность, и его жизнь.

Несомненную ценность имеет умение человека настраиваться в резонанс мыслям и чувствам своего партнера по общению. Она помогает распознавать деструктивных и дисгармоничных людей. И с остальными строить наиболее прочные и перспективные отношения. Как, собственно, и оптимизирует отношения на любом уровне.
Для интеллигентности чуждо явление, когда «нет пророка в своем отечестве». Интеллигент чутко вслушивается и всматриваться вокруг себя в поисках более умного и более мудрого человека. Ибо, знает, что общение с ним способно очень сильно обогатить его внутренний мир, сделать более зрелым и гармоничным. Достойный эксперт - это неотъемлемая часть жизни истинного интеллигента. Другой вопрос, что, мягко говоря, далеко не каждого он может в этот список поместить. Но, тем не менее, этот момент находится в группе наиболее приоритетных вопросов его бытия вообще.

Интеллигент, как правило, имеющий хороший уровень интеллекта, прекрасно понимает то, что большинство наиболее распространенных стереотипов в обществе свидетельствуют о принципиальном неумении большинства людей правильно жить. И это не мудрено. Ибо, иного варианта и быть не может при столь значительном психологическом и духовном невежестве. Поэтому он стремится максимально полно познать законы бытия, чтобы по возможности оптимизировать свою собственную жизнь. Он открыт к познанию жизни, к серьезной и основательной работе над собой, к сознательному моделированию своего бытия.

Трудно себе представить человека, имеющего правильную любовь в себе, если он не стремится к максимально осмысленности своих чувств. Конечно, для этого необходим уровень интеллекта, существенно выше среднего, неплохой уровень одухотворенности и постоянный и серьезный самоконтроль, психологическая и духовная бдительность. Все вместе это встречается, к сожалению, крайне редко. В связи с чем, истинная интеллигентность и становится очень редким явлением жизни. Даже среди тех, кто формально относит себя к интеллигенции. Забывая, правда, о том, что интеллигентность - это, в первую очередь, большой комплект и стандартных, и дополнительных обязанностей. И не только перед самим собой, но и перед обществом, перед Высшими силами.

Украшает жизнь интеллигента психологическая изобретательность. И не обязательно чего-то экстравагантного и экзотического. Элемент изящности ума и души уже сам по себе способен придать мыслям и чувствам человека определенную оригинальность, приятность, гармоничность и привлекательность.

Большим достоинством является психологическая бдительность. Позволяющая человеку внимательно отслеживать большинство основных психологических процессов, происходящих в его внутреннем мире. А также у наиболее ценных окружающих. Как минимум. А вообще по жизни - в той или иной степени у всех окружающих. Для того, чтобы практические действия человека были достаточно адекватными и вообще, и применительно к той или иной конкретной ситуации. Она помогает избегать очень многих проблемных, конфликтных и просто неприятных ситуаций. Проводить их профилактику.

Особо ценным моментом является психологическая предупредительность. Подробно о ней будет сказано отдельно. Это один из фундаментальных моментов интеллигентности. Она предполагает большую и серьезную заботу о душевном комфорте окружающих. Чтобы вольно или невольно не создать для кого-либо из них (без особой на то необходимости) какую-либо неприятную ситуацию. Не говоря уже о стрессе или проблеме. Это не лицемерие, не лживость, не заискивание. Это, по большому счету, элемент чувства собственного достоинства. Без которого невозможно даже уважение к себе. Не говоря уже про любовь. Правда, не абы какая, а правильная. Это и элемент порядочности и благородства.

Интеллигентность трудно себе представить без психологической бережности. Всегда и ко всем. По мере сил и возможностей, конечно. Интеллигент понимает, что равнодушие и небрежность к интересам окружающих - это большой проступок с точки зрения основных духовных законов жизни. За что все и всегда получают серьезное наказание от жизни. Правда, чаще всего, совершенно не понимая этого.
Важным качеством является психологическая гибкость. Лежащая в основе дипломатичности, она позволяет не создавать дополнительные проблемные моменты и по возможности уходить от большинства наиболее вероятных. Не говоря уже - выходить с наименьшими потерями из реальных проблемных ситуаций. Особенно в сложных и неоднозначных, тонких и щепетильных, противоречивых и непривычных случаях. И это не слабость или неполноценность, закомплексованность или подобострастие. Это реальный показатель внутренней силы, мудрости, зрелости, самодостаточности, гармоничности.

Интересное качество личности - психологическая изощренность. Она, правда, присутствует лишь у одного из пяти людей. И подразумевает высокий уровень яркости и насыщенности интеллектуальных и психологических процессов в личности человека. В оптимальном варианте еще и духовных, и эстетических. И еще имеется элемент многогранности личности. Иначе говоря, присутствие многих редких и ценных достоинств. С точки зрения системы классических ценностей. Они, как грани драгоценного камня, придают особый комфорт и ценность человеку. Если уровень гармонии личности низкий, то это может служить основанием того, что задатки изощренности будут развиваться в патологическом варианте. С добавлением многочисленных и разнообразных моментов деструктивного и дисгармоничного характера (более четырехсот только основных видов).

Возможности интеллигента в создании качественного психологического комфорта для партнера по общению особенно значительные по сравнению с большинством обычных людей. Ибо, в этом процессе обязательно участвует целый комплект ценных достоинств: изящность ума и души, психологическая осторожность и бережность, аккуратность и предупредительность, тактичность и деликатность. внимательность и бдительность, заботливость и предусмотрительность, великодушие и снисходительность. Хорошо развитое чувство обратной связи, способность настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, коммуникабельность, дипломатичность, умение быть приятным и интересным собеседником, психологическая гибкость, душевный альтруизм.

Думаю, нет необходимости подробно рассказывать о том, что интеллигентность невозможна без корректности.

Очень тонкий момент заключается в том, насколько хорошо тот или иной конкретный человек умеет разбираться в сложных явлениях жизни. Ибо, от этого зависит уровень его адекватности в отношениях с самим собой, с окружающими, с жизнью, с Высшими силами. Этот элемент лежит в основе человеческой мудрости. Ибо, мудрость духовных существ имеет совершенно иные параметры. А это тема для большого и отдельного разговора. Как минимум, для солидной монографии. Большую роль в этом моменте играет уровень философской и духовной эрудиции. Которые, к сожалению, у большинства людей оставляет желать лучшего. Мягко говоря.

Важным достоинством интеллигента является психологическое и нравственное постоянство. Основанное на четкой системе жизненных ценностей. Да и просто на разумности и зрелости человека. Для интеллигента неблагоприятные внешние обстоятельства никак не влияют на суть его отношения к себе, к окружающим, к жизни, к Высшим силам. В хорошем смысле он предсказуем. А потому надежен во всех своих социальных ролях.

Он проводит сознательно и целенаправленно серьезную и основательную работу по профилактике очерствения и ожесточения своей души. От частых столкновений с суровой прозой жизни. Он просто вырабатывает свою систему компенсаторных механизмов в этом процессе. Неплохо разработанную многими аристократами ума, души и духа.

Истинного интеллигента характеризует хороший уровень приветливости в общении с окружающими. Конечно, все имеет вполне определенные логические рамки. Но нижняя планка качества остается, тем не менее, на хорошем уровне. Временами достигая высокого. Особенно он приветлив к людям с похожим уровнем развития достоинств и добродетелей. Его приветливость может достигать уровня изысканности, если он общается с более умными, более мудрыми, более талантливыми, более зрелыми, более одухотворенными. Их, правда, вообще не так много, как нам всем хотелось бы. Но интеллигент особенно бдителен, чтобы не пропустить такого рода людей мимо своего внимания. Другой вопрос, что он умеет таковых распознавать. И относится к ним с должным почтением. В отличие от большинства обычных людей, не стремящихся к интеллигентности.

Без особой необходимости интеллигент не бывает прямолинейным. Его психологическая гибкость смягчает большинство проблемных ситуаций.

Серьезность - еще одно его достоинство. Ибо, легкомысленность и безответственность - это признак небольшого ума и низкого уровня одухотворенности. Это, конечно, не исключает присутствия в нем хорошо развитого чувства юмора. Но это уже тема отдельного раздела. Серьезность его в основном проявляется по сути. В первую очередь. А уже потом, быть может, по форме. При необходимости.

Хороший качественный уровень мыслей и чувств, намерений и поступков у интеллигента определен развитым самоконтролем. Важным для него, в первую очередь, для самого себя.

Самооценка интеллигента стремится к наиболее адекватной. И не впадает в крайности. С одной стороны, он осознает присутствие в себе вполне определенных достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Что дает ему право уважать себя. А с другой стороны, он не менее отчетливо понимает, что абсолютный идеал недостижим для любого человека в рамках его одного человеческого воплощения.
Отличает интеллигента от прочих людей его развитая сила воли. Человеку со слабой силой воли даже уважать себя сложно. Не говоря уже - обретать правильную любовь к себе. Классическим достоинством его является скромность, основанная на его хорошем уровне одухотворенности.

Особой любви к себе заслуживают те люди, что сознательно и целенаправленно умеют создавать сокровенный уровень общения с наиболее близкими людьми. В том числе, некоторыми родными, друзьями.

Модные и распространенные качества, как сумасбродство и своенравность подвергаются у достойного человека жесточайшему контролю уже внутри его личности. Не говоря уже об их внешнем проявлении. Эти качества категорически исключают возникновение у человека правильной любви к себе.

Собственная точка зрения присутствует у интеллигента. Самостоятельная и независимая. Без налета экстравагантности и демонстративности. Она, конечно, в отдельных случаях может совпадать с распространенной и общепринятой. Но он не ставит специально перед собой такой цели. Ему важно сохранять верность себе.
Жизнь ставит под большое сомнение ценность личности человека, его уважение и любовь к себе, если он не дает возможности другим людям сохранять свое лицо в сложных и проблемных, тонких и щепетильных, противоречивых и неоднозначных ситуациях. Не стоит смешивать поступки человека и его личность. Много неправильного делается не в силу порочности того или иного конкретного человека, а в силу присутствия массы иллюзий и заблуждений, стереотипного мышления, глобального и фундаментального психологического и духовного невежества, ошибок и недоработок, большой лени ума и души, низкого уровня одухотворенности. Если и возникает четкая необходимость в критике кого-либо, то это должна быть критика конструктивного характера, а не банальное критиканство. Затрагивающее самолюбие и чувство собственного достоинства другого человека.

Любовь человека к себе невозможна без проявления сочувствия и сопереживания к другим людям. В противном случае, это получается банальный эгоизм. Иначе говоря, сильное извращение правильной любви к себе. Аналогичная ситуация и с людьми, страдающими самоуверенностью и самовлюбленностью.

Более оптимальный уровень любви к себе возникает у людей с хорошим уровнем трудолюбия и добросовестности ума и души. В идеальном случае - еще и духа. Но это уже большая и сложная тема, требующая отдельного и серьезного разговора. Что выходит за рамки данной работы.

Хорошо получается любить себя людям, которые умеют структурировать время своей жизни. Иначе говоря, правильно распределять его между главным и второстепенным, между ценностями житейскими и духовными. И не только в течение часа или дня. Но и на протяжении всей своей жизни. Большим подспорьем для достойного человека является уравновешенность. В первую очередь, внутренняя. А потом уже - внешняя. Важным моментом является философское отношение к деньгам. Не зависимо от их количества. Конечно, возможности отдельного человека по сравнению с государственной политикой экономического плана весьма ограничены. И в ситуации, когда эта политика обстоит не лучшим образом, интеллигенту особенно трудно приходится. И его правильная любовь к себе помогает ему стойко переносить внешние проблемы и неприятности.

Философское отношение к ошибкам - это ценное достоинство. Если оно касается самого себя, то помогает стабилизировать и оптимизировать процесс эволюции своей личности. Если оно касается других людей, то помогает строить с ними более прочные и перспективные отношения. Конечно, там, где это возможно хотя бы чисто теоретически. Ибо, с дрянными людьми это предельно сложно. Мягко говоря. Философский подход уберегает от крайностей - не впасть в комплекс неполноценности или в житейскую манию величия.

Достойный человек, как правило, проявляет хороший уровень чуткости к интересам других людей. В том числе, к их проблемам и неприятностям. Всегда во всем он стремится проявить чувство меры. Не говоря уже о том, что в различных ситуациях оно может быть совершенно иным. И продиктовано оно не эгоизмом и рационализмом, а законом целесообразности. Достойный человек, любящий себя, обладает хорошим уровнем щедрости души. Он и умеет, и желает делиться душевным теплом с окружающими. Не обязательно в гигантских количествах всегда, но, тем не менее.
Просто он серьезно и основательно заботится о своей душе, о ее зрелости и гармоничности. Конечно, он все делает осмысленно. Главное - он готов поделиться теплом с ближним. При необходимости. Высокий уровень надежности во всех социальных ролях характеризует человека с правильной любовью к себе. Цементирует его личность сила духа. Которую он сознательно развивает и укрепляет в себе.
Интересное достоинство - способность к дифференцированному восприятию различных явлений жизни. Во-первых, в зависимости от их реального уровня сложности. Во-вторых, в зависимости от их сути. В-третьих, в зависимости от множества нюансов и деталей, присутствующих в них. И определяющих их уровень изощренности и совершенства.

Формированию наиболее оптимальной любви к себе помогает творческое начало в человеке. Правда, в более ощутимом количестве оно встречается только у пяти процентов людей.

Большой вклад в общую гармонию личности вносят качества, которые относятся к элементам аристократичности ума, души и духа. Эта тема настолько объемна, что ей предполагается посвятить не только отдельный раздел в данной работе, но и большую самостоятельную работу.

Достойный человек отличается выраженным смирением и кротостью перед жизнью и Высшими силами. Ибо, их могущество настолько сильно превышает его реальные возможности, что ничего иного просто-напросто не остается.

Одним из узловых моментов в правильном обретении и развитии себя является правильный выбор личных экспертов. Во-первых, из числа наиболее достойных людей, живших в прошлом. Во-вторых, из числа ныне живущих людей. И это дело далеко не такое простое, как это может показаться на первый взгляд. Хорошо помогает умение разбираться в людях и опора на систему классических ценностей.

Сложно выработать правильную любовь к себе человеку, который не проводит постоянный и серьезный анализ своего внутреннего мира и своей жизни. Строгий и бесстрастный. Хорошо, конечно, когда есть мудрый наставник. Но большинство людей имеет в этом вопросе весьма ограниченные возможности. Хотя, собственно и не особо стремится к его обретению. В силу своего фундаментального духовного невежества и полного неумения разбираться в людях.

Любовь к себе не может быть гармоничной, если она не сочетается с большой любовью к людям. Иначе это будет обычный эгоизм, переходящий в самоуверенность и самовлюбленность. По большому счету, главные акценты помогает расставить философское отношение человека к жизни. Которое предполагает знание и понимание основных духовных законов Бытия. И умение их практически применить. Немыслима она без стремления выстроить адекватные отношения с Высшими силами. Конечно, все это требует от человека больших усилий ума, души и духа. Но, по большому счету, овчинка стоит выделки. Мягко говоря. Мудрецы думают аналогично.