Бац- бац, и в дамки

Ольга Гуцол
                Из серии «Рассказы о Еве»
   
               
            
   
    Он орал на меня, как оглашенный. Его всего аж трясло:
    -  Где ты была! Я с ума сходил! Я  не знал, куда себя деть!! Думал, что ты больше никогда не появишься!!! Ты специально меня мучила?!  Да?!!
     Я молчала, потому что не могла вклиниться в его крик.
     - И в каком ты виде?! Ты посмотри на себя! Что это за маскарад?! Ты думала, что я тебя не узнаю, да?!
     Тут он, видимо, выдохся. Потому что бухнулся в кресло и закрыл руками лицо (мне показалось,  чтобы скрыть слёзы). Сказал уже тихо, сквозь руки:
     - Я теперь тебя в любом виде узнаю, поняла?
     После этого встал, подошёл ко мне. Его красивые глаза  сменили выражение, в них вместо страдания появилась брезгливость. Он дёрнул что-то с моей верхней губы.  Не глядя, отбросил в сторону,   схватил пятерней что-то на моей голове (я вскрикнула «Ой!»), тоже  сорвал и тоже с отвращением  швырнул в сторону. Увидев в отброшенном что-то косматое, я схватилась за голову- волосы были на месте. Теперь он сказал устало:
    - Загляни в зеркало,   может сможешь увидеть себя. Посмотри,  на кого ты похожа.
     Я глянула туда, куда он указал холеной рукой. У стены стояло напольное зеркало с  завитушками на раме. Его раньше здесь не было.    
     - Ты же знаешь, я не могу себя видеть в зеркале, - сказала я. 
     - Всё равно посмотри. Может, уже сможешь.
     Я подошла к зеркалу. Оно было старинное, местами   серебряный слой уже ободрался.  Я стала его рассматривать.
     - Ты не на зеркало смотри,  на себя. ( В голосе досада)  Видишь?
     И я увидела. Не сразу, но постепенно стало проявляться изображение. Как бывало раньше в проявителе на фотобумаге проявлялась фотография. На мне был мужской костюм середины, мне показалось,   девятнадцатого  века.  На ногах сапоги. Я попереступала ногами – мягкие.  А так - вроде я как я, только существенно моложе. Он подошёл, встал рядом. Уже  спокойно:
    - А  меня видишь?   
    И поскольку я промолчала, а он  это понял правильно, то со вздохом добавил:
    - Я себя вижу.
    - Но ты и раньше себя видел.
    - Ну мало ли что,   проверить никогда не мешает. ( Усталость, апатия)
    - Теперь начинаю видеть, - сказала я.
    Мы одновременно повернулись друг другу. Серые глаза выражали надежду. Он сделал крохотное движение ко мне, я его поняла и тоже дёрнулась навстречу. И оба сразу остановились - испугались. Но потом все же решились и осторожно попытались обняться.
    И у нас получилось! Тогда  мы не просто обнялись, а даже  положили головы друг другу на плечи. Он ведь низкий, ростом с меня, так что нам это было сделать легко. Через  секунд  пять отстранились друг от друга, посмотрели в глаза (в его-   смешинка) и одновременно сказали:
    Я:  - Прогресс.
    Он: - Однако.
    Тут он опять будто сдулся. Уже совсем кротко спросил:
    - Что ты напялила на себя?
    - Не знаю. Ты же знаешь, что я не знаю, в каком облике меня отпустят к тебе.
    - Долго же они тебя не отпускали.  Пошли, сядем. – Он захромал к креслу.
    Тут только я вспомнила:
    - Что это ты так яростно срывал с меня? 
    Мы стали искать на ковре.  Он далеко закинул. Но все же нашли. Он – усы, я -  парик. Я пристроила усы себе на верхнюю губу. Они приклеились сразу. Видно, какой-то хороший липкий слой был с обратной стороны. Он  встряхнул парик и протянул мне. Я перед зеркалом надела его. Поправила. Он даже расческу мне   подал.( Откуда взял? В кармане носит, что ли?) Парик был тёмно-русый, каре без чёлки. 
     - О! У меня нос сегодня длиннее,  -  заметила я.
     - Да, - присмотрелся он. -  И это тоже.
     Я всё смотрела на себя в зеркало, вспоминала, кого я себе напоминаю. А он опять заговорил возбужденно:
     - Я так ждал тебя! Я теперь и там помню, о чём ты мне здесь рассказывала. Я всё записал, что вспомнил. Провалы, конечно, есть, но не такие большие,  как раньше.
     - Я знаю, кто я сейчас, -  сказала я.
     А он сказал:
     - Я уже послал часть  Томасу. Он сохранит. Я написал ему, что это можно будет опубликовать только после моей смерти.
     Я всё ещё смотрела в зеркало.
     - Ты сегодня можешь вспомнить, сколько мне осталось…- он сделал паузу, потом все же закончил - … жить?
     - Помню только, что мне это помнить нельзя, - ответила я.- Ну зачем ты опять       
     про это?
     - У меня было предчувствие.
     Знала я о его предчувствиях, что я тут могла сделать? 
     - Я  знаю, кем я к тебе появилась. Я – Гоголь.
     Он поднял изогнутую бровь и усмехнулся:
     - Bucephala clangula?  Он есть в моём зверинце. Забавная птица. Я как раз
       хотел его выпустить -здесь вроде есть такие же. Но пока он здесь, могу
     показать.
     - Ладно, может, и посмотрим твою птицу. Но это если нам время дадут, а
     сейчас некогда.  Ты же знаешь, нельзя его тратить на пустяки. Я не птицу
     имела в виду. Гоголь - это фамилия. Звали Николай.
     - Ник.
     - Да. Он был писателем.  Жил в России в девятнадцатом веке. Для тебя,
      возможно, уже живет. Ты о нем слышал?
      Пожал плечами. Я продолжила:
      - Ну, может быть, и не слышал. Он моложе тебя. Наверное, еще только начал. Но о тебе наверняка знает. Какой у тебя сегодня год?
      - Не помню.
      - То есть, по-прежнему. Жаль. Он был хорошим писателем. Думаю, даже гением.
      Впрочем, о таких писателях в прошлом времени не говорят. Так что он - очень
      хороший писатель. Гений.
      - Ну и что? – равнодушный вопрос. 
      - Ты не понимаешь, что это значит? – попыталась расшевелить его я.
      Опять пожатие плеч. 
      - Это значит, что наша с тобой душа ещё и им воплощалась. Я в принципе
      знала об этом, но не хотела тебе говорить, думала-  не поймешь. Но, как
      видишь, «Верхние» меня спровоцировали.
      Я ткнула пальцем  в потолок, а он  опять равнодушно сказал:
      - Понятно. 
      Да, ему это явно было безразлично. Но теперь уже, успокоившийся и вежливый,    он величавым  жестом показал  в сторону двери и произнес иронично:
      - Так это твой  там саквояж, мистер Гоголь?
      Я подошла к двери. Чемодан был старый, вернее, старинный. Я присела, положила его плашмя, расстегнула ремни, его стягивающие. Открыла. Он был весь забит рукописями. Взяла верхнюю, сшитую толстыми нитками. Прочитала название. Стала быстро листать дальше.
    - Это же «Мертвые души»! Второй том! Он его сжёг, -  представляешь!  А я могу
    его сейчас почитать!
    - Если успеешь,- лениво донеслось с кресла. - Лучше бы ты опять что-нибудь
    рассказала. Про твое время.
    Но я уже лихорадочно и быстро читала. Он не унимался:
    - Ты же сама говорила, что мёртвых душ не бывает, что душа всегда всё обо всех знает и помнит.
     - Да, и еще что если она древняя, то может спустить сюда до двухсот человек.
     - Проектов.
     - Да. Способный ученик. Подробнее потом, ладно?
     Мне не хотелось отвлекаться. Я уже раздвигала в сторону бумаги на его рабочем  столе и усаживалась в его рабочее кресло. Положила рукопись перед собой и уткнулась в нее.   
      - Потом… Когда потом? -  бурчал он,  но я впилась глазами в станицы и  переворачивала  лист за листом.
      - Мне очень-очень надо это прочесть, понимаешь? Я считала, что он это сжёг
      потому, что понял, что второй  том - лишний. Он очень самокритичный был,
      понимаешь? А  после его смерти придумали, что он с ума сошел, потому и
      сжег. Дескать, ах-ах, там гениально было.
      Он встал, подошел сзади и стал глядеть в рукопись из-за моего плеча. Через какое-то время до меня дошло:
      - Ты что, понимаешь, что тут написано? – оглянулась я на него.
      - Конечно,- последовал равнодушный ответ.
      - Как?
      - А  ты никогда не задумывалась, на каком языке мы с тобой разговариваем? –
Это уже прозвучало живее.
      Я оторвалась от рукописи:
      - Неееет.
      - А я как-то однажды задумался. И обнаружил, что здесь мне кажется, что мы говорим по-английски, а там  я вообще не помню, на каком языке мы с тобой говорили.
      - Так ты читаешь это все по-английски?
      - По крайней мере, мне так кажется.
      И пока я пыталась осознать это, он начал бормотать:
      - Хоть бы всё это запомнить, чтоб  потом записать... Хотя бы  запомнить… 


      И  тут Ева очнулась. У себя дома, в постели, в Сибири, зимой, в четыре утра. Первая мысль в темноте была: «Так вот что сжёг этот Том Мур! Описание наших встреч с Байроном. Испугались они там, что плюсом ко всем прочим нападкам, его ещё и сумасшедшим объявят.  Спасти его репутацию перед потомками решили».
      Глянув на потолок, мысленно произнесла: «А вы хотели,   чтоб побыстрее?  Бац-бац и в дамки?».   
      И немного погодя, но так же мысленно: «А все-таки Гоголь нормальный был.  За  рукопись - благодарю».   
      И еще чуть позже: «А  Репин-то  каков, а? Туда же, за сплетнями, поскорей картину ваять про сумасшедшего».
      И еще, подумав: «И глаза ему смастерил, как Грозному».
      Потом встала, пошла к столу и вручную записала все это. Просто так, на всякий случай. Вдруг пригодится.


      А мне эта ее рукопись досталась по почте. Ева прислала перед тем, как исчезнуть. Но об этом как-нибудь в другой раз.

                Декабрь 2023- февраль 2024.