Рецензия на Мастер и Маргарита

Дмитрий Купянский
История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса. (Гегель)

Что то вдруг захотелось поворчать на наши фильмы. Не на все, конечно, а лишь на те, что подаются как шедевры мирового кино, не имея на то никакого основания.

Итак. «Мастер и Маргарита». Шедевр литературный и шедевр в кино. Был. Пока не появилась пародия. В своё время у Аркадия Райкина была реприза про съёмки фильма «Лисица и Ворона». И одна из реплик была «Пиригласили дыважды народны, трижды лауреатын конкурс фестивальны… а фамилие забыл. Да». И вся реприза крутилась вокруг исполнителя главной роли. Так же и тут. Пригласили какого импортного актёра, нагромоздили спецэффектов и позиционируют фильм как новый шедевр. Ну, как же такая величина снялась! Не знаю кто как, но когда я смотрю старый фильм, я в нём растворяюсь. Я пересмотрел уже не один раз. И как будто впервые. Великие актёры. Каждый на своём месте. Хотя, на мой взгляд Гафт немного не в теме. Вроде бы это – не его роль. Когда я узнал, что автор музыки Корнелюк, моё мнение о нём радикально изменилось. От стиля «два притопа, три прихлопа» к такой фундаментальной вещи. Респект!

У нас почему то любят переделывать именно шедевры отечественного кинематографа. Замахнулись даже на «Семнадцать мгновений весны» с Деревянко в роли Штирлица. Но, тут всё понятно. Это пародия, стёб. Посмеялись, пошутили. Хорошо получилось. Но, когда пересняли «Обратной дороги нет» и назвали «Исчезнувшие», пропадают все слова кроме матёрных. Если бы перед началом шла бы заставка «Пародия», не было бы и вопросов. Вообще, если следовать утверждению «всякая копия хуже оригинала», уже перед началом фильма можно знать, что тебя ожидает. Вопрос только в количестве «хрени» в новом фильме. Более-менее получилось с «Иронией судьбы…». Вроде сюжет повторяется, но вроде бы с детьми главных героев первого фильма. И вроде бы есть смысл и смешно. А вот к примеру, «Кавказскую пленницу» смог усидеть лишь первые десять минут. И то только потому, нужно было убить вечер и всё надеялся, ну вот теперь пойдёт смешно. Ага, щаз! Совсем уж непонятно, зачем переснимали «Тихий Дон». После супермэтров кино, глубокого смысла и ощущения грандиозности, серая пластмассовая история. С чисто выбритыми, прилизанными крестьянами и наманикюренными женщинами. С московским говором и полным отсутствием игры актёров. Там вроде тоже снимался какой импортный хлыщ. Много вариантов было «Двенадцати стульев». Но, если Гомиашвили и Юрский в роли Остапа Бендера ещё могли соперничать, то Миронов – откровенная пародия. Зачем было делать третий вариант, если первые два были удачные. Зачем было делать фильм музыкальным? Ведь у Миронова нет слуха от слова «вообще». Все фильмы где он поёт теряют в качестве процентов 20-30. «Небесные ласточки», «Человек с бульвара Капуцинов», «Обыкновенное чудо». Зачем?

Сериал «Великая». Первую часть смотрел и балдел. Почти как от «Мастера и Маргариты». Именно тогда увидел всю глубину таланта Павла Деревянко. Респект. Но, зачем было менять Юлию Снегирь на Боярскую? При всём моём уважении, не тянет она на жительницу семнадцатого века. У неё технологии красоты 21 века на лице написаны. Хотя и Снегирь не тянет, но, господа режиссеры смотрите хоть иногда на портреты реальных персонажей.

Однажды меня дочь ошарашила. «А ты знаешь, как описывается Анна Каренина в романе? Как толстая и некрасивая особа». А я и не знал. В детстве не читал, считая мутью, да и сейчас нет особого желания. Но, как же сценаристы? Ведь сделать фильм близко к оригиналу – это же круто! А тут Анна Каренина – Боярская. Ну-ну! Отдельная тема – неудачные сценарии к хорошим литературным произведениям. «Сталкер» , поставленный по Стругацким «Пикник на обочине», где герои бродят непонятно зачем и куда, начисто удаляет весь смысл произведения. «Обитаемый остров» хороший фильм. Но испорчен спецэффектами, особенно в конце. Драки и всё такое прочее. Зато начисто убраны сцены разговоров героев по вечерам, дома. А ведь в них основной смысл. Получился просто средний боевичок. «Дозоры» по Лукьяненко - мрак. Свалили всё в кучу и думают это круто. Да из этих трёх дозоров можно было такой сериал забабахать. А ведь там было ещё и продолжение. Жаль. Актёры уж больно хорошие.

Ладно, пора заканчивать. Радует одно. Последнее время стали делать хорошие сериалы по реальным историческим героям. Пусть не дословно, но хоть приблизительно. Дать людям минимальное представление о временах и людях. Хорошие сериалы. Можно смотреть. «Чкалов», «Сын отца народов», «Великая», «Мессинг», «Зорге».