Вспоминания о детстве и юности

Эдуард Ратников
Я взял это фото по двум причинам.
Первая - я здесь со своей женой Еленой совершенно из настоящего, всего где-то неделю назад, но зато всё окружающее нас вполне из моего детства, по крайней мере, напоминает прошлое.

Написано в 2024 году.

Так как я родился в 1943 году, а это был самый разгар и даже можно сказать переломный период ВТОРОЙ МИРОВОЙ войны, то естественно моё детство - это самое что ни на есть послевоенное время. Фактически моё дошкольное и даже чуть-чуть школьное житие - это время, когда страной управлял тов. Иосиф Виссарионович, который ещё в своей молодости успел побывать в отрядах захвата и отъёма денег для проведения и организации подпольной РЕВОЛЮЦИОННОЙ деятельности по свержению царского правительства РОССИИ.
Вот по этой причине такого борца за справедливость, он и решил назвать себя СТАЛИНЫМ, наверное, отталкиваясь от названия металла СТАЛЬ, из которого тогда в основном делали всё холодное ОРУЖИЕ, и которое требовало специального процесса ЗАКАЛКИ, очень схожего с мужеством, стойкостью и всем подобным что должно быть в характере РЕВОЛЮЦИОНЕРА, коим он и считал себя.
Так вот, тов. СТАЛИН действительно довольно хорошо закалил себя в области БОРЬБЫ, но вот в отличие от других, меня в моём малом возрасте результаты его борьбы практически не коснулись, и если я что-то и знал, то это только со слов других людей, которым действительно ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ жить при этой ЕГО борьбе, в прямом смысле смертельной.
Ну вот, как бы общую обстановку я описал, теперь то немногое про себя и о себе, что я помню именно с техническим уклоном.
Ну, например, я помню, как взрослые интересовались:
- А кем ты, мальчик, хочешь стать, когда вырастешь?
В принципе, это самый распространённый вопрос у взрослых, когда им нечего сказать ребёнку. Так вот, я помню лет этак аж до школы, а может и чуть дальше, я всегда отвечал - ХУДОЖНИКОМ.
Я действительно любил рисовать, но в основном я рисовал почему-то ТАНК, но не просто вид сбоку с рядом колёс как обычно рисуют дети, а почему-то в ИЗОМЕТРИИ, ну как бы в три четверти, получалось ОБЪЁМНО, как рисуют куб, чтобы понять.
Почему я так рисовал, не знаю, наверное, увидел где-то на картинке и вот так и рисовал.
Ещё я помню, причём с очень малых лет, я строил кораблики из дощечек. Для этой цели нужна была дощечка от ограды, а тогда в центре МОСКВЫ были даже мелкие огородики под окнами деревянных домов, вот там и были оградки из таких дощечек. Одним словом, дощечки попадались, но у них не было заострённого носа корабля. Для этой цели нужен был нож, желательно большой, чтобы можно было этим ножом как топориком заточить нос у этой дощечки для корабля.
Естественно, в то время дети не были под столь бдительным присмотром, и они многое брали не спросясь, вот и я брал такой нож желательно побольше и начинал рубить этот нос для своего кораблика. И вот теперь, когда мне уже ВОСЕМЬДЕСЯТ, то на моём большом пальце до сих пор видны шрамы от той моей рубки тесаками не только по дощечке, но и по собственному пальцу.
Дощечку надо держать левой рукой, а рубить правой, я же нормальный человек, обычный, не левша или ещё не дай БОГ какой другой.
После вырубленного носа корабля требовалось найти кучу мелких гвоздиков и прибить их по краям дощечки как ограждение для палубы и натянуть нитку на эти гвоздики, чтобы матросы не сыпались в морскую пучину при качке. Воткнуть мачту, даже две или три - это вообще не вопрос, главное, какова длина самой дощечки, да и паруса из бумажных полосок ещё проще натыкались на эти мачты. Вот вам и корабль для весны, почему-то тогда лужи и потоки воды были невероятно большие, именно весной и длилось это наводнение, как мне казалось, целую вечность, причём каждую весну повторялось. И вода была совершенно чистая и прозрачная, а главное текла куда-то, особенно под горку бесконечно долго и быстро, так что кораблей типа моих была тьма, да и детей тьма, не протолкнуться к хорошей луже.
Далее наступало ЛЕТО, вода, конечно, была, но уже от дождей, и это не совсем такая как весной, когда снег и лёд мешали ей стекать сразу вниз Второго ЛАВРСКОГО переулка.
Зато летом появлялись велосипеды, один или два на всю ОРАВУ детей. Помню свой трёхколёсный, покрашенный чёрной краской как смоль, принёс мне его ДЕДУШКА ИВАН Максимович.
Рядом с домом была площадка больничного двора, засыпанная гарью от котельной. Вот на этой гари мы все и катались на этих велосипедах, и вот однажды у двух братьев по фамилии ЧЕРНЯВСКИЕ появляется такой же мелкий и такой же ржавокрашеный, но уже двухколёсный велосипед, и все начали учиться на этом двухколёсном. Мне было уже лет пять, когда я впервые попробовал, и этот велосипед уже тогда был для меня, да и для всех остальных МАЛОВАТ, но другого не было, да и этот скоро сломали, но всё же мы все научились кататься на двух колесах(так звучит правильней). Потом у кого-то появился велосипед типа «ШКОЛЬНИК». И вот на нем мы уже ходили кататься на единственно асфальтированную поверхность - это в сквере рядом с Уголком ДУРОВА была аллея для перехода на противоположную сторону СКВЕРА (кстати, именно эта аллея сейчас полностью такая, как и была в то время). Кататься по ЛАВРСКИМ переулкам было невозможно ни на чём, мостовые были покрыты булыжником, а по такой мостовой не только ехать, а и идти, и то ТРУДНО.
И вот наконец-то у меня появился настоящий велосипед «ОРЛЁНОК», это действительно настоящий подростковый велосипед, очень надёжный, я думаю, лучший в МИРЕ, по крайней мере, на то время в нашей стране. На этом велосипеде я объехал все близлежащие переулки и улицы МОСКВЫ, и даже нарисовал свою личную карту на ватмане, так как карт МОСКВЫ тогда не было вообще, имеется в виду для людей, а для тех других, конечно были.

Если продолжать мою велосипедную тему, то следующий мой велосипед имел очень печальную историю.
Когда я уже окончательно вырос из своего «ОРЛЁНКА», мне был куплен уже совсем настоящий взрослый велосипед, в то время уже не помню по какому поводу, но была выпущена серия взрослых велосипедов с хромированными крыльями и ободами колёс. И вот мне был куплен этот чудо велосипед, а к этому времени моим друзьям братьям ЧЕРНЯВСКИМ уже дали квартиру и очень далеко, на другом конце МОСКВЫ, прямо на развилке ВАРШАВСКОГО и КАШИРСКОГО шоссе.
Я думаю, что все эти события были связаны с ФЕСТИВАЛЕМ молодёжи, вот и велосипеды такие сделали для этого случая. Но печальная история совсем не в этом событии. Это событие как раз было шумное и радостное для всей страны, особенно с тем другим, что происходило в стране до 1953 года.
В МИРЕ, так и у нас самих в стране, начиналась ХРУЩЁВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ. Про фестиваль, да и про оттепель, вы наверное знаете, а вот про мой велосипед вряд ли.
Дело в том, что при всей красоте этого велосипеда у него был НЕДОСТАТОК, который теперь даже трудно понять, так как теперь практически все велосипеды имеют возможность не только переключать скорости, но многие ещё и электрические, что совершенно меняет его возможности. В то время уже существовали велосипеды с переключением передач, но это были исключительно спортивные велосипеды, причём, у них даже не существовало вариантов с обычными покрышками для колёс, у них были только специальные "ТРУБКИ", очень лёгкие и очень НЕнадёжные для бытового использования. Но зато у этих велосипедов был СУППОРТ для переключения передач. И вот я решил достать весь этот СУППОРТ вместе с новой втулкой для заднего колеса и всё это поставить на свой велосипед.
Как я его достал, я просто не представляю, но вот как-то достал. То есть, теперь я должен был снять все спицы со своего заднего колеса, вынуть из них старую втулку обычного дорожного велосипеда, и на её место поставить новую спортивную. Теперь всё собрать и получить НЕ обычный дорожный велосипед с суппортом и красивыми хромированными колёсами, и конечно с набором звёздочек для переключения.
Я думаю, что именно сегодня при наличии всего в продаже я вообще не смог бы это выполнить. Просто в то время оказалось так, что количество спиц у всех велосипедов было одинаковое, длина спиц так же оказалась одинаковая, но вот только отцентровать заново такое колесо, да ещё на глаз, или на глазок, как говорят, было делом не простым.
Но вот я как-то с этим справился, сам удивляюсь как.
Так вот, и даже всё это так же не печальное, хотя и трудное, но радостное.
Более того, вся эта переделка дала мне возможность из центра МОСКВЫ ездить к своим друзьям в гости аж на РАЗВИЛКУ ВАРШАВСКОГО шоссе, а это километров двадцать, если не больше от КОЛХОЗНОЙ площади, а главное, там много ГОРОК, где и нужно переключение передач.
Но вот мы и приблизились к печальному.
Катался я к ним не долго, раза два или три.
В последнюю поездку мне было лень тащить велосипед на четвёртый этаж, где они жили, и я поставил его внизу в их подъезде, а тогда естественно никаких кодов не было, вот так больше я этого велосипеда не видел, да и долго вообще не имел другого.

И всё же у меня был ещё один велосипед, и денег мне на него помогла собрать моя бабушка МАТРЁНА ФЁДОРОВНА.
В ГУМе была распродажа, видимо, также по случаю, правда, не знаю по какому. Продавали настоящие спортивные велосипеды «ЧЕМПИОН», это даже не «ТУРИСТ», а настоящий спортивный, и именно с трубками вместо шин. Купить-то я его купил, и даже ездил, но с трубками я порядком намучился. Как я только не пытался их доставать, и даже старые изношенные доставать было нелегко.

Вот такая история с велосипедами.
Наверное, из-за всего этого я перестал говорить, что я буду ХУДОЖНИКОМ, и стал говорить, что стану автомобилистом.
Когда мне исполнилось 14 лет, я получил возможность поступить в Дом ПИОНЕРОВ в кружок АВТОМОБИЛИСТОВ.
Сам Дом пионеров располагался прямо в доме Уголка ДУРОВА, где когда-то жила их семья. Кстати, здесь стоит вставить несколько слов о моём отце БОРИСЕ ИВАНОВИЧЕ.
Просто мой отец, когда был маленький вроде меня, он точно также жил в этом месте со своими родителями, только не во втором, а в третьем ЛАВРСКОМ переулке, а это даже ближе к ДУРОВЫМ. Тогда у ДУРОВЫХ был сад с яблонями, и естественно, мальчишки лазили воровать яблоки. Вот и отец лазил, и однажды их ДУРОВ поймал за этим делом, они испугались, а он их отчитал и сказал: - зачем ветки поломали, я и так дал бы вам яблок.
Странный этот ДУРОВ.
Зачем им яблоки, весь смысл именно залезть без спроса.
После революции в 1917 году и всё с помощью того же СТАЛИНА, ДУРОВЫХ из дома выгнали и отдали их дом нам, пионерам, чтобы мы могли умственно развиваться. Конечно, о том, что кто-то в этом доме жил, мне такая крамольная мысль ТОГДА ни на секунду в голову не приходила, и я со всеми другими пионерами РАЗВИВАЛСЯ аж целых два раза.
Вначале я немного в этом Доме пионеров развивался в кружке рисования, но не долго. И вот наконец-то подрос и мог пойти туда, куда хотел пойти и РАЗВИТЬСЯ более серьёзно. Конечно, основная заинтересованность всех поступавших в этот кружок была очень простая. Отучившись и сдав экзамены все получали право водить целых десять часов настоящий автомобиль, естественно с инструктором по вождению, ну всё как в обычной автошколе.
Обычно-то оно обычно, но не совсем. Изучением автомобиля в этом кружке занимались ровно один учебный год, прямо с сентября и до весны, потом экзамены на теорию и на правила, и вот только тогда 10 часов практики вождения прямо по улицам МОСКВЫ, на легковом МОСКВИЧЕ 401-ой модели.
Всё это обучение происходило в подвальном помещении этого ДУРОВСКОГО дома. Пришли и записались на занятия тьма желающих, их было так много, что они все не поместились в классе, но приняли всех, не взирая на это столпотворение, я думаю, человек шестьдесят, не меньше. На первом занятии были оглашены все условия обучения, причём гораздо шире, чем я написал, и занятие номер один закончилось. Занятия были два раза в неделю, и через два дня все, кто пришли, уже смогли войти в КЛАСС. Тут уже подробно рассказали, что мы должны изучить и как всё это будет происходить.
В третий раз уже все смогли сесть, чтобы писать то, что будут говорить.
После этого занятия убыло не так много, человек пять, а может шесть.
В результате осталось человек двадцать, но через энное количество занятий осталось человек десять – двенадцать, и вот эти практически все дошли до самого финала, в смысле ВОЖДЕНИЯ.
С гордостью заявляю - я впервые, а может и в последний раз, сделал ЭТО.
Всё остальное в моей жизни не может сравниться с этим обучением, я потом автомобиль учил ещё в школе, в институте, на работе в автошколе при получении профессиональных прав, и всё это мура по сравнению с этим обучением.
 
Удивительно, но у этого преподавателя в этом классе были практически все узлы этого «МОСКВИЧА» в разрезе, а это очень непростые наглядные пособия. Как он их получил, я просто не представляю теперь, зная как дорого сделать такие демонстративные узлы.
Конечно, я получил юношеские права, но машин ни у кого не было, я даже не знал и не видел таких людей, у кого бы была собственная машина. Вру, у родителей был один такой знакомый дядя БОРЯ, его самого я видел, а вот про его машину только слышал, но не видел, говорили – «ПОБЕДА».
Вот по этой причине отсутствия всего я взял и на следующий год пошёл учиться по изучению мотоцикла, ну там всё было проще, но я также откатался положенные часы и было это на мотоцикле «КОВРОВЕЦ».
Но там, естественно, просто на площадке пришлось крутиться.
В город как меня пускать одного?
Ну вот, пожалуй, и все воспоминания о моём техническом детстве.
Правда, если вы прочтёте мои воспоминания по просьбе моего внука АНТОНА,
http://proza.ru/2021/04/06/1161
то там вообще много чего написано, и там также есть мои воспоминания и тоже из детства, но о том, как мы бывали летом с бабушкой МАТРЁНОЙ в деревне, где родился мой дедушка ИВАН, теперь это почти МОСКВА, а тогда надо было ехать на ПАРОВОЗЕ часа два с РИЖСКОГО вокзала в город ИСТРА.
А вот именно там я и проникся к автомобилям.

Заканчивая эти воспоминания могу сказать.
Удивительно, но художественная составляющая меня настигла, когда я стал учиться в старших классах прямо в моей школе № 236. Причём, в этом случае не я куда-то стремился попасть, как с автомобилем, а совсем наоборот.  В моей школе, в которой я учился, произошли такие перемены, что там был организован класс специального художественного оформительского обучения.
Естественно, сам БОГ велел мне попробовать в этот класс поступить, и вот так меня опять настигла художественная полоса моей жизни, но я в конечном результате не поддался этому соблазну, и после школы поступил в Автодорожный институт,  но и там многое не было просто. Во-первых, вмешалась служба  в армии, да и вообще кто желает, может прочесть и про эту службу в моих армейских заметках под названием «Когда не было ВОЙНЫ».
http://proza.ru/2013/12/18/947
К сожалению, я так пока и не закончил эти свои воспоминания о службе, но вот хотя бы писать начал.