Школа 315 в Москве. 1973-1975

Наталья Никитина-Карташова
Школа 315 (1973-1975)

       До 8 класса я училась в 375 школе на Маленковской улице (Москва). Но из-за того, что она была восьмилетка, пришлось перейти в другую школу – 315. Туда перешло несколько ребят из нашего класса. Школа находилось в соседнем районе Красносельском, и ходить туда приходилось минут 20.
Хотя прежняя школа была мне родная, но в новой школе пахнуло свежим ветром. О каждом из учителей есть что вспомнить.
       На уроках химии царила доброжелательная обстановка. Химию у нас вела молодая учительница Понтак Любовь Семеновна. Живая, жизнерадостная, она заражала своей энергией и радостью. Но вместе с тем она была строгая. Мне очень нравилась Любовь Семеновна. Один раз, я тогда сидела за одной партой с Олегом С. Выполняли мы какой-то опыт, и вдруг я заметила, что весь класс в дыму. «Посмотри, мы как в тумане», - обратила я внимание. Одноклассник оглянулся и крикнул: «Посмотрите, как в тумане». Все засмеялись, и Любовь Семеновна засмеялась.
       После окончания школы я даже хотела поступать в химический институт, но мой выбор мама отвергла, поскольку она считала, что всю жизнь этим заниматься вредно.
       Любовь Семеновна дружила с нашим классным руководителем Удальцовой Светланой Ивановной, тоже молодой, но серьезной и принципиальной. Я ее тоже любила.  Когда мы начинали проходить оптику, Светлана Ивановна поставила слушать арию из «Иоланты». В классе стоял проигрыватель – и она завела арию с гимном зрению. Когда она слушала музыку, ее взгляд устремился куда-то в бесконечность. Такая музыка и встреча с личностью учителя, помогали нам вписать формальные законы оптики в более широкий мир, который нас окружал. Все учителя были открыты на нас и пытались передать детям не только знания по предметам, но и передать свой опыт переживания мира.
      
       Историю нам преподавал Ефим Михайлович Маркос очень запоминающийся, яркий учитель. Он был уже не молод, маленький, полный. Рассказывал он увлекательно. Когда мы проходили Блока, мальчишки смеялись и переделывали последнюю строчку.

       В белом венчике из роз
       Впереди Ефим Маркос.

       Как-то раз, когда мы проходили историю отечественной войны, Ефим Михайлович подошел к карте СССР, висевшей на стене, и рукой показал линию, до которой дошли немецкие фашисты. А потом он сказал, что если мы это запомним, то этого будет достаточно, чтобы иметь представление об этой войне.
Через несколько лет после нашего окончания школы, в 1978 году, когда он умер, пришло много его прежних учеников, проститься с ним.
       Историю Второй мировой войны можно было узнавать не только на уроках истории, но и в школьном музее концлагеря Штутгоф. Я там работала. Это было удивительно, так как в школах бывали музеи боевой славы, а концлагерей - нет. Как я поняла, бывшая узница этого лагеря подарила школе свой дневник, который она вела там. Тогда и было решено создать музей. На столах лежали большие альбомы с фотографиями измученных истощенных людей. Каждый год к нам приезжали бывшие узники этого лагеря. Работа в музее заполнилась мне надолго. 
       На физкультуре Клавдия Васильевна (Лысикова) нам разрешала прыгать и совершать кувырок в воздухе как циркачам. В спортивном зале был специальный пояс, привязанный к резинкам. И желающие могли подпрыгивать высоко вверх, понимая, что не упадешь. Я один раз попробовала, и это было удивительное переживание полета.
       Литературу у нас преподавала Серафима Лазаревна (Фалькович). У нее была короткая стрижка, и черные с проседью волосы обрамляли лицо. Излагая материал урока, она часто стояла между рядами парт, при этом говорила немного отрывисто, выдерживая паузы. Со своим классом Серафима Лазаревна в каникулы устраивала поездки (Таллин, Волгоград и др.города), а летом ходила в поход на несколько дней на Оку. В школе она руководила поэтической студией «Слово».
       В качестве дополнительного чтения на уроках литературы мы обсуждали роман Виля Липатова «И это все о нем». В романе описывалась проблема столкновение комсомольца, нашего современника, с равнодушными и бесчестными людьми.
       Нашему возрасту соответствовала и пьеса Рощина «Валентин и Валентина», рассказывающая о любви старшеклассников. Ставила ее театральная студия «Бригантина», в которой играли как школьники, так и учителя.  Постановка была довольно интересная, так, что потом захотелось сходить на пьесу еще в театр МХАТ. Руководила театром Виктория Федоровна Фридман. Она у нас в классе не преподавала, но в школе ее все знали в лицо, так же как и директора.
       Английский у нас преподавала Ирина Николаевна (Забродина). Ее интеллигентность была видна и по ее внешнему облику, и по ее манерам общаться. Мягкий голос, отсутствие напористости. Мы обсуждали с ней и европейскую живопись, и современную музыку.  Как-то у нас на школьном концерте выступала самодеятельная группа ребят с гитарами. Они были одеты разнообразно и, после выступления Ирина Николаевна обратила внимание, что лучше было-бы, если бы группа была одета однообразно, в одних костюмах, как, например, у «Битлз».
       В этой школе у нас был свой планетарий, хотя он не работал. В классе преподавал астрономию Евгений Карлович (Страут), писавший учебники, по которым мы учились.  Он работал в Академии Педагогических Наук. На его уроках было интересно узнавать о созвездиях и законах астрономии.
       Вспоминаются занятия по НВП - начальной военной подготовке, на которых мы на скорость собирали и разбирали автомат. Это было интересно, но не менее интересно было ходить в тир, котрорый находился в полуподвальном помещении дома, расположенного с другой стороны Русаковской улицы. На полу лежали телогрейки и все на них ложились, в чем были (в школьной форме). После стрельбы мы сравнивали мишении. Не могу сказать, что я точно попадала, но, во всяком случае, была не хуже других.
       Много и других запоминающих учителей было в школе. Это математики Гуревич Александр Евсеевич и Галина Самуиловна Ильинская, географ Ирина Анатольевна Платонова и многие другие.