Чужими голосами. 2 Фантазии на детской площадке и

Петр Рабзонов

           2. ФАНТАЗИИ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ И НА КОЛХОЗНОМ ПОЛЕ

Громче всего композиция ПЕРЕМЕН прозвучала в начале августа в Киевском сквере Минска. Местные власти проводили там культурно-массовое мероприятие. В самом его конце собравшимся предстояло послушать выступление местного баяниста-любителя. Однако вместо баяна они услышали многократно усиленный современной техникой голос легендарного рок музыканта, обьявившего, что Перемен требуют наши сердца...Мы ждем пеpемен!

Подмену совершили два диджея, работавшие на мероприятии и получившие за это от властей по десять суток административного ареста. Сам же  поступок оторвался от их личностей, стал жить своей собственной жизнью со своей самостоятельной судьбой. Случилось это в соответствии с законами жанра - цветная революция по Д.Шарпу. Через несколько дней после внепланового исполнения популярной композиции аудио-трек был дополнен видео-рядом в форме мурала на стене вентиляционной будки, стоящей рядом с детской площадкой в одном из дворов минских многоэтажек. Мурал изображал двух молодых людей (диджеи перемен), символизирующих борьбу и победу. Рисунок слегка смахивал на известного Сеятеля, изображенного не менее известным О.Бендером на борту парохода "Скрябин", тем не менее детская площадка стала гордо именоваться площадью перемен.
 
Этому муралу и доверили "диджеи перемен" дальнейшую борьбу за перемены в своей стране, а сами  скрылись в литовских краях.

Здесь можно отметить странную (или не очень странную?) заинтересованность литовской стороны в судьбе простых белорусских парней, о которой диджей В.Соколовский рассказал русской службе ВВС:

"17 августа мне позвонили из посольства
 Литвы и сказали, что, мол, если хотите,
 мы Вам предлагаем на время уехать
или если нужно лечение - мы Вам поможем."

Размышления длились не очень долго и через несколько дней Влад решился:

"Я позвонил в Литовское посольство
 и говорю: если еще актуально предложение,
 то я согласен.
 Мне очень быстро сделали визу.
Ну, и ночью я уже был в Вильнюсе"


Вполне вероятно, что именно от Влада впервые для меня прозвучала фраза "Я вернусь только в новую Беларусь", которую позднее повторяли многие и многие уехавшие из страны, так и не дождавшись желаемых перемен. Напрасно журналисты (мысленно и я вместе с ними) пытались выяснить кто же будет строить без них и для них эту новую Беларусь. Увы, жизненные устремление тех, чьи изображения на мурале в Минске для пропагандистов и организаторов протестов стали символами борьбы за перемены, были очень далеки от того что бы хоть мало-мальски поучаствовать в этой борьбе, сделать свой вклад в достижение этих перемен.

"Оставалось немного. Очень разочаровыват,
 что был упущен такой шанс.Я точно уверен,
 что не получится вернуться в ближайшее время.
К сожалению, Если честно,  то я не скучаю
 по Беларуси. По чему там сейчас скучать?"

Вот так вот. А как же ПЕРЕМЕНЫ? Тем более, что "оставалось немного". Вот останься Соколовский в стране да явил бы себя лично как диджея перемен на площади перемен, смотришь и не упустили бы "такой шанс". Ан нет. Не скучает он. Безразличны ему те, кто поднял его образ в качестве символа и не знают, что не символ он, а пустышка.

А вот второй диджей Кирилл Галанов не в пример Владу как раз скучает по Родине. Однако опять же в разочарование тем кто назначил его быть символом скучает вовсе не по борцам за перемены, а по обычной жизни в домашних условиях:

"Вопрос: Скучаешь по той мирной жизни,
 которая  была у тебя до лета 2020-го?

Ответ: Безусловно. Меня все устраивало.
 Со временем начал замечать, что просто
 скучаю по городу, когда смотрю
 видео с воскресных маршей. Видишь
проспект, ГУМ  и думаешь: вот бы там
 сейчас оказаться! Глобально  скучаю по
 всему. А по мелочи — можно назвать
все, что угодно."

Просто по городу скучает человек, но никак не по маршам. И его можно понять - какие там марши, площади, диджеи и символы, когда перемены уже наступили и заключаются в том, что просто нужно налаживать быт:

"Журналист - Когда Кирилл уезжал из 
Беларуси,  он не думал, что это насовсем.
 Не думает  так и сейчас.

Кирилл -  В разговорах ты шутишь, что
 завтра наши победят — и я вернусь.
 Глобально не задумывался,  на какое
время я здесь. Было какое-то негодование,
что мне 27 лет, у меня есть профессия,
 работа, но  из-за того, что в моей родной
стране вдруг стало  небезопасно, пришлось
 менять всю жизнь от и до.  Но я к этому
просто отношусь. Вот я приехал в другую
 страну, вот нужно отбыть карантин,
 а потом как-то обустроиться."

  А наладив быт спокойно дожидаться прихода "наших". И впрямь, зачем мельтешиться, когда там на Родине другие малюют твой образ на вентиляционной будке рядом с детской площадкой.

Со временем рисунок закрасят, но кто-то нарисует его вновь. А затем снова и снова то закрасят, то нарисуют. И борьба с режимом превратится в бытовую склоку нескольких граждан с коммунальными службами.

  Трагический случай прекратит и эту борьбу и мифическая площадь перемен снова станет  детской площадкой, которой она и была все это время. Просто в течение нескольких месяцев взрослые затеяли здесь игру, которая в известном перечне Д.Шарпа числиться за номером 29 и называется "символическое освоение земель".

Ныне земля символически осваивается во дворике одного из варшавских кафе. И хотя "диджеи перемен" красуются на его стене, но тамошним завсегдатаям уже не до протестов. Пытаются помогать тем кого желание перемен довело до незавидного существования на чужбине. Что без сомнения весьма похвально.

Не поленюсь повторить еще раз. Мурал с изображением "диджеев перемен" долгое время во всю мощь эксплуатировался пропагандистами белорусских беспорядков и преподносился как символ борьбы с авторитарной властью. А сами "диджеи перемен" давным-давно сбежали с "поля боя" и в тихом уголке до сих пор дожидаются того, что бы кто-то другой создал им страну, которую они сами себе придумали.

  И в этом они не одиноки. Прошло почти три года, а пафос заявлений о любви к Родине исключительно при условии перемен в ней не изменяется. Вот отрывок из статьи об одном из, в отличие от Влада и Кирилла, мало известных эмигрантов  в страны соседки:

"Сейчас Александр устраивает свою жизнь
 на чужбине и уверяет, что обязательно
вернется на родину: Буду возвращаться только
 в свободную Беларусь. Вместе со всеми."

Какой же проступок открыл путь в Европу отбывшему свой срок заключения Александру? Оказывается  он боролся за свободу страны путем раскрашивания белой и красной красками снопы соломы на одном из колхозных полей. Действительно человеческой фантазии нет предела.  Следует полагать, что тамошние коровы и бычки, которым раскрашенная солома пошла на подстилку, по достоинству оценили труд Александра. А вот силовые структуры никак не поняли благих намерений "партизана" самозванца.

"Александр говорит, что «ему нравится
 партизанить, потому что он белорус».
 Он продолжал «свою борьбу», даже в
2021 году, когда протесты были подавлены.
«Если бы меня в поле не забрали, то продолжил
 бы борьбу. Своим поступком с тюками я
высказывал свое отношение к происходящему
 в Беларуси, а также  демонстрировал, что есть
 люди, которые продолжают."

Эх, Александр, Александр. Как же без тебя  теперь можно будет утверждать что "есть еще люди, которые продолжают..."? Над тобой подтрунивает даже журналист, взяв в кавычки слова "свою борьбу". А уж как будут разочарованы  обитатели фермы, получив хотя и высоко качественную солому, но совершенно не тронутую малярной кистью "борца с режимом".

Впрочем покрашена солома или нет, а она конечно же связана с августовскими событиями. В то время когда толпы людей, возбужденных предчувствием скорых перемен и в одночасье ставших "невероятными" и "героями",  блуждали по Минску, настоящие герои (и те, кто голосовал ЗА, и те, кто голосовал ЗА, ДА  НЕ ЗА ТОГО) на полях колхозов и фермерских хозяйств без лишних слов проводили уборочную компанию. Они обеспечивали хлебом (и не только) страну, в том числе и  митингующих, и тех, которые мирные, и тех которые призывали забросить грузовики-комбайны-веялки и мчаться НА ПЛОШЧУ.

Прекрасный "мольберт" для политического творчества получил и Александр.
Да не впрок оказался подарок.

Справедливости ради отметим далее, что один из диджеев (Влад, который после этого интервью и вовсе престал выходить на связь и с Кириллом, и с журналистами) и сам скептически относится к той роли, которую ему уготовили  энтузиасты "площади перемен".

"Мне не понравилось, когда вокруг этих
 придуманных "диджеев перемен" начал
складываться культ. Я просто такой же
человек, как любой другой, кто на улицы
вышел. Пока я отсиживал свои сутки,
 включилось все это мифотворчество и
 начались рисования муралов. У людей
создалось неправильное представление - будто
 я чего-то больше знаю или больше могу, чем другой."

Здесь Влад немного ошибается. Мифотворчество августа 2020-го года  началось гораздо раньше того времени, когда он был в СИЗО и не окончилось на примитивном "мурале" на детской площадке.

Год спустя об этих фантазиях совершенно однозначно пишет один из интернет источников со словом "евроинтеграция" в своем названии.

"Год назад, 9августа 2020 года, в Беларуси
 прошли очередные президентские выборы.
 Еще до дня голосования было ясно, 
что результаты выборов будут фальсифицированы,
 а власть готовится к силовому подавлению протестов."

Разумеется, что кому именно это было ясно и с какого потолка это "ясно" взялось в статье не разъясняется.

А вот что совершенно ясно и очевидно так это то, что зерна фантазий самых разных людей падали на благодатную почву:

"Сама я отношусь к тем, у кого
открылись глаза намного позже, вместе
 с большинством, только в 2020 году.
До этого я не занималась политической
и гражданской деятельностью"

Так рассказывает журналисту девушка, имени которой я не запоминал, но, судя по многим-многим известным мне в те времена публикациям популярного интернет-портала, подобным образом начинали свой рассказ об участии в протестах, широчайший круг его участников.

От чего же она внезапно прозрела? От того, что однажды на митинге в парке Дружбы народов увидела такое множество людей, которое заставило ее обалдеть. Степень обалдения была такой значительной, что девушка мгновенно забыла клише (фантазию),  придуманное неизвестно кем и поддерживаемое ею раньше  не глядя на заявление о своей аполитичности. Более того, она мгновенно придумала новое клише, которое ничтоже сумняшеся распространила "бушующим морем" ни много, ни мало - по всей стране.

 "Я была на митинге в Парке дружбы народов
 и просто обалдела от количества людей,
от энергии, запала. Я была искренне удивлена,
 потому что до этого лета, как и многие,
 поддерживала клише о том, что мы, белорусы,
 очень инертные, пассивные, готовые терпеть
 любое к себе отношение.
И тут я впервые увидела эту жажду перемен,
 которая разлилась бушующим морем
 по всей стране, и меня захлестнуло этой волной.
Следующим моментом стал сам день выборов.
 Проголосовав, мы с другом из Уручья
 добрались до Стелы и почти всю ночь провели там."

Но, разумеется, на эти слова и эти мысли она имеет полное право и я даже не обратил бы на них внимание, если бы не последний абзац отрывка из ее интервью.

Это за каким же лешим ее с другом понесло из Уручья к Стелле? Да еще ночью.

Возможно что за ветрами перемен.