Юрий Мефодьевич Соломин вторая часть - окончание

Борис Пономарев 3
Юрий Мефодьевич Соломин (вторая часть — окончание)

Данный фильм получил в 1975 году Золотой приз и премию ФИПРЕССИ на IX Московском международном кинофестивале, а в 1976 году был награжден премией «Оскар» за лучший иностранный фильм, показанный в США. Ю.М.Соломин узнал об этой американской награде из газет. «Ни то, что в Голливуд, даже в Комитет по кинематографии сказать спасибо не пригласили», с горечью говорил он. Юрий Мефодьевич так оценил эту кинокартину: «Куросава сделал лучший фильм о человеке и природе», а Акира Куросава высказал свое мнение о Юрии Соломине следующим образом: «Артист, который может сыграть все». Поэтому совершенно не удивительно, что японский император удостоил Юрия Соломина высокого ордена «Восходящего солнца» за выдающийся вклад в японское киноискусство.

Невероятно популярным в нашей стране стал многосерийный фильм, снятый в 1984 году на киностудии имени Максима Горького режиссером Владимиром Петровичем Фокиным по сценарию Юлиана Семёновича Семёнова, сюжет которого был основан на реальных событиях: операции советских спецслужб по разоблачению агента американской разведки. Главные роли в нем исполнили Вячеслав Васильевич Тихонов, Юрий Мефодьевич Соломин, Николай Николаевич Засухин, Вахтанг Константинович Кикабидзе, Алексей Васильевич Петренко и Борис Владимирович Клюев.

У всех персонажей, роли которых исполнили эти известные актеры, в жизни были реальные прототипы, в том числе и у полковника Виталия Всеволодовича Славина, начальника отдела Второго главного управления КГБ СССР, которого сыграл Ю.М.Соломин. Это был крупный контрразведчик, генерал-майор КГБ Вячеслав Ервандович Кеворков. Юрий Мефодьевич вспоминал: «Профессионалы из органов объяснили мне: «Разведка — не догонялки и стрельба. Она подобна игре в шахматы — кто кого переиграет». Вот этот принцип я и попытался воплотить». Это ему удалось превосходно сделать. Телепремьера состоялась 30 июля — 10 августа 1984 года, сериал имел феноменальный успех, а Юрий Мефодьевич был удостоен премии КГБ СССР.   

Перед тем как рассказать об участии Ю.М.Соломина в съемках замечательного фильма «Летучая мышь», в котором он снимался вместе со своим младшим братом Виталием Мефодьевичем Соломиным, я просто-напросто обязан хотя бы вкратце поделиться с читателями имеющейся у меня информацией о Виталии Соломине и об отношениях между братьями.

Виталий появился в нашем мире 12 декабря 1941 года, то есть на шесть лет позднее Юрия. Пример старшего брата оказался для него заразительным, и он еще в школьные годы также решил стать актером. Окончив в 1959 году школу, он отправился в Москву для поступления в то же самое театральное училище, которое уже успел окончить его старший брат.  Эта поездка завершилась полным успехом, Виталий благополучно сдал экзамены и поступил в группу, которой руководил Народный артист СССР, лауреат трех Сталинских премий Николай Александрович Анненков. После окончания училища В.М.Соломин был принят в труппу Малого театра. 

В кино Виталий Соломин впервые снялся в возрасте 20 лет в фильме «Застава Ильича», который создал  в 1964 году режиссер Марлен Мартынович Хуциев на киностудии имени Максима Горького. Затем Виталий Мефодьевич начал получать приглашения на участие в новых фильмах от многих прославленных режиссеров, и спустя несколько лет стал одним из самых популярных актеров нашей страны. Между братьями не было конкуренции, оба были талантливыми людьми, у каждого из них были успешные роли. Виталий Мефодьевич прекрасно проявил себя в кинокомедиях, а Юрий Мефодьевич был силен в драматических ролях. Виталий понимал, что его способности не нуждаются в помощи брата, но Юрий всегда относился к нему как к начинающему актеру, и такое отношение со стороны старшего брата чрезвычайно раздражало очень самолюбивого Виталия. Это сильно мешало ему наладить теплое общение со своим старшим братом. Какое-то время их объединяла мать, но после ее кончины в 1992 году братья стали общаться друг с другом только в театре.

Вообще говоря, в жизни Виталий не был таким покладистым, каким его привыкли видеть на экране зрители. Общаться с ним было совсем не просто, особенно близким. Он утаил от родных микроинсульт, который перенес во время одной из репетиций, об этом не знала даже его жена. В конце апреля 2002 года ему стало плохо прямо на сцене. В больнице Виталий Мефодьевич прожил менее месяца, скончался 27 мая 2002 года на 61-м году жизни, и был похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

Братья Соломины снялись вместе только в четырех кинолентах. В очень удачном телеспектакле «Случай в гостинице», снятом в 1967 году режиссером Александром Анатольевичем Прошкиным по пьесе польского писателя Кшиштофа Хоиньского «Ночная повесть», Юрий Мефодьевич сыграл роль студента-медика, а Виталий Мефодьевич — роль «худого хулигана». В двухсерийном фильме «Даурия», поставленном в 1971 году на киностудии «Ленфильм» режиссером Виктором Ивановичем Трегубовичем по одноименному роману Константина Фёдоровича Седых о судьбах забайкальских казаков в переломное время Первой мировой войны, Революции 1917 года и Гражданской войны в России, Ю.М.Соломин сыграл роль кузнеца-большевика Семена Нагорного, а В.М.Соломин — роль молодого казака Романа Северьяновича Улыбина. Во время киноэкспедиции братья Соломины побывали на своей родине — в Чите и на речке Ингоде, где они купались детьми. В 1992 году они снялись в российско-японском фильме «Сны о России», посвященном реальным историческим событиям в межгосударственных отношениях Российской империи времени Екатерины II и Японии времени сегуната Токугава, имевших место в 1780-х — 1790-х годах. Ю.М.Соломин сыграл в нем роль графа Александра Андреевича Безбородко, вице-канцлера Российской империи, а В.М.Соломин — роль иркутского дворянина Шелехова.

Но несомненной удачей для обоих братьев стало участие в музыкальном телефильме «Летучая мышь», созданном в 1979 году на киностудии «Ленфильм» режиссером Яном Борисовичем Фридом по одноименной оперетте австрийского композитора Иоганна Батиста Штрауса II, в котором Ю.М.Соломин блестяще сыграл роль любителя женщин барона Генриха Айзенштайна, а В.М.Соломин — роль его друга шутника Фалька, директора театра. «Летучая мышь», поставленная учеником гениального советского кинорежиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна Я.Б.Фридом, до сих пор считается одной из лучших экранизированных оперетт в советском кинематографе.

Юрий Мефодьевич Соломин признался: «Я всю жизнь работал. Играл спектакли, снимался в кино. На моем счету около 100 фильмов. До сих пр не могу выйти из дома - все узнают. Вот такой подарок сделала мне судьба».Надо сказать, что в названном им числе фильмов, в которых он принимал участие, немало таких, которые считаются классикой советской кинематографии.

Такие чрезвычайно талантливые люди, как Ю.М.Соломин, обычно отличаются доброжелательным отношением не только к себе подобным homo sapiens, но и к братьям нашим меньшим. Об этом неоднократно рассказывал и сам Юрий Мефодьевич: «Я не представляю свою жизнь без театра и без моих любимых домашних питомцев. Мой дом всегда населяет ватага приблудных кошек и собак. Они дают мне утешение и покой, и разговариваю я с ними, как с людьми. Иногда мне даже кажется, что они понимают больше нас… И, более того, я учусь у них мастерству артиста! И студентам своим, и молодым артистам я советую самым внимательным образом наблюдать за повадками кошек и собак — это очень помогает в нашем ремесле. Никто из актеров Малого театра никогда не пройдет мимо брошенного котенка или щенка, я глубоко убежден, что милосердие и умение сострадать — это не только свойство души, но и неотъемлемая часть актерской профессии».

В его биографии был еще один интересный факт, заслуживающий уважения. В сложное перестроечное время, а именно в 1990 году, к нему неожиданно обратился тогдашний премьер-министр нашей страны Иван Степанович Силаев с предложением занять пост министра культуры РСФСР. После обдумывания и обсуждения этого предложения на семейном совете, Юрий Мефодьевич согласился занять эту должность. Вот что об этом рассказывал он сам: «К сожалению, я проработал на министерском посту всего полтора года. У меня, наверное, характер дурной. Я имею глупость не соглашаться с тем, что меня не устраивает. И когда я понял, что отношение государства к культуре не смогу изменить, я сразу подал заявление об уходе. Сложно иметь дело с непрофессионалами...». 

Ю.М.Соломин написал ряд книг автобиографического характера. В предисловии к первой из них, которую он назвал «Берег моей жизни», он констатировал: «Жизнь — сложная штука: поток, водопад, иногда сбивает тебя с ног, крутит в водовороте, выбрасывает на песочек, затем опять плывешь, а берега не видно почти до конца дней». 

А конец его дней наступил в январе 2024 года. Он скончался 11-го января в своей квартире в Спиридоньевском переулке Москвы во сне, ему было 88 лет. Причиной смерти назвали почечную недостаточность. Церемония прощания состоялась 15 января в Малом театре, похоронили в этот же день на Троекуровском кладбище рядом с женой Ольгой Николаевной в соответствии с его волей.

Борис Пономарев