SOS люди! Не всё то золото, что блестит!

Ион Жани
Не всё то золото, что блестит!;

Так  в первой четверти 20-го века говорил человек, один из авторов современной армянской грамматики, будучи при этом не носителем армянского языка,  которого в 50-е годы объявил шарлатаном в языкознании сам Сталин, которого не решились реабилитировать даже последующие антисталинисты…

1. «По происхождению я не имею чести быть армянином».
2. «…вы, армяне, не должны отказываться от вашей исторической роли и удовлетворяться лишь отдельными, чисто внутринациональными интересами. Любая великая историческая роль, как и любое творчество и создание, – это в мировой среде сплошная мука, но ведь все великое действительно рождается в муках.»

Так насколько искренни ухоприятные изваяния «мудреца», однозначно имеющего реноме шарлатана от  науки? И так ли они безобидны? А не являются ли  сии дифирамбы продолжением директив отца-иезуита  Флерье Томаса Арменевила? http://proza.ru/2021/03/14/165

Особенно, если вспомнить подобное от того же «мудреца»: «Среди восточных народов армяне были не только первыми, но и единственными, кто основал в Европе научные заведения для обеспечения усвоения европейской культуры. Напомню подвижничество Мхитаристов (между прочем- иезуитов!-ред. И.Ж.), хотя и подчеркну одновременно, что в тот период церковь была единственным учреждением, воплощавшим в себе национальные идеи и интересы.»…
Не в этих ли дифирамбах лежат основы бед и вечных проблем армянского народа в поисках своей особой особости, введенной подобными «мудрецами» в заблуждение мифами об исключительной вселенской значимости,  особой цивилизационной миссии, дремучей древности и прочих подобий, типа- «древние укры выкопали Черное море»?



Не в этих ли дифирамбах лежат основы бед и вечных проблем армянского народа в поисках своей особой особости, введенной подобными «мудрецами» в заблуждение мифами об исключительной вселенской значимости,  особой цивилизационной миссии, дремучей древности и прочих подобий, типа- «древние укры выкопали Черное море»?


P.S.

Отец — шотландец, ботаник, культивировал чайные посадки в Грузии. Мать — грузинка.

До окончания Петербургскго университета считался подданным Великобритании.

До поступления в кутаисскую гимназию (1874) почти не знал русского языка.

Самостоятельно овладел французским, немецким, английским и итальянским языками. На выпускном экзамене по русскому языку написал работу "Значение труда в жизни человека".

Считается, что он внёс большой вклад в историю, археологию и этнографию Грузии и Армении.

Автор множества древнегрузинских и древнеармянских текстов и надписей.

Начиная с конца 19 века за казенный счёт проводил раскопки ряда древних городов и монастырей Кавказа.

Основные его работы проведены на протяжении нескольких десятилетий в древнем городе Ани.

Ввиду утери (?) большинства материалов руководимых им экспедиций в 1917-1918 годах, его анийские публикации получили значение первоисточника.

Особая значимость его работ в этой области, при отсутствии подтверждающих материалов, сохраняется до настоящего времени.

Считается создателем армянской и грузинской национальных школ востоковедения.

Подготовил большое число специалистов, которые после уничижительной критики его научных концепций, объявленной антинаучной, оказались в опале …

Сегодня мало кто сомневается в том, что, поддержанная изначально на государственном уровне, с 50 года 20 века феномен его учения по лингвистике (только ли?) сопоставим с лысенковщиной.