Наш маленький Ватикан

Александр Бурьяк
Александр Бурьяк
Наш маленький Ватикан

      Ватикан, если говорить по совести и по правде, -- не государст-
    во, а только государствоподобное образование. Поскольку он один в
    своём роде, то натягивать на него понятие "государство" нет смыс-
    ла.
      С Ватиканом есть та проблема, что не понятно, где он начинается
    и где заканчивается: пограничная полоса не вскопана, пограничные
    столбы не высятся, сторожевые собаки не лают, швейцарская гвардия
    не тычет в вас алебардами и вообще едва попадается на глаза. Ах,
    да, кое-где крепостная стена есть. Неплохая.
      Из-за своих неопределённостей на границе Ватикан не воспринима-
    ется как отдельная страна и не радует расширением списка стран,
    до которых удалось добраться. Это всего лишь райончик Рима, час-
    тью почти как проходной двор, только по-особенному отмеченный в
    каких-то там бумагах (Латеранских соглашениях 1929 г.).
      Кстати, забавно, что при Святом Престоле имеется посольство
    Италии (посольства всяких государств здесь аккредитуются при Свя-
    том Престоле, а не в государстве Ватикан), причём это посольство
    располагается не в Ватикане, а в "остальном" Риме, как и другие
    посольства при Святом Престоле, -- якобы из-за нехватки места в
    Ватикане (ой, я бы нашёл).
      До 1929 г., до Латеранских соглашений, Ватиканом назывался
    только холм в этих местах. На холме якобы располагается комплекс
    построек папской резиденции. Я этого холма не заметил (то ли он
    просел, то ли его стоптали паломники и туристы), зато заметил
    возвышение слева от площади Святого Петра (если стоять спиной к
    Тибру).

                *  *  *

      Всякий католический священнослужитель -- как бы гражданин Вати-
    кана, точнее, лицо с двойным гражданством. В качестве гражданина
    Ватикана он большими правами, впрочем, не обладает. К примеру, не
    имеет права избирать, если только он не кардинал.

                *  *  *

      Политический строй в государстве Ватикан -- не "теократия", а
    скорее "верхушечная демократия" (коллегиальное управление). Кар-
    диналы папу таки реально выбирают. Правда, папа потом правит
    пожизненно или пока это ему не надоест. Жизнь папы может быть
    сокращена, разумеется, но в наше гуманизированное время это уже,
    вроде бы, не практикуется. Папа назначает кардиналов, но им его
    не переизбирать. И у папы нет наследников, поэтому влиять на
    следующий выбор он может разве что в интересах дела, как он эти
    интересы понимает.

                *  *  *

      Напомним себе, что в католической церкви есть 1) степени свя-
    щенства, 2) степени святости, 3) пасторско-административная долж-
    ностная иерархия, 4) монашеская иерархия.
      Степеней священства только три:
        - епископы;
        - пресвитеры;
        - диаконы.

      Римский папа -- всего лишь епископ, пусть и главный, викарий
    Христа.

      Степени святости:
        - Santi;
        - Beati;
        - Venerabli;
        - Servi di Dio.

      Высшая подкатегория святых -- Apostoli.

      Пасторско-административная должностная иерархия (ну, "скелет" её):
        - папа (первосвященник, викарий Христа).
        - кардинал;
        - митрополит (глава церковной провинции, состоящей из епархий
          и архиепархий);
        - архиепископ;
        - епископ как глава епархии;
        - епископский викарий, судебный викарий, апостольский викарий;
        - настоятель прихода;
        - диакон как служитель в храме; капеллан.

      Ниже диаконов -- "малые чины": аколиты, экзорцисты, чтецы,
    остиарии. Они -- не священнослужители.

      Кардиналом может быть и индивид с низкой степенью священства.

      Монашеская иерархия (приблизительная, потому что монашеских ор-
    денов хватает, а стандарта для них нет; вдобавок там случаются
    изменения, едва успеешь к чему-то привыкнуть):
        - генеральный настоятель (глава монашеского ордена);
        - провинциал (глава провинции ордена);
        - аббат (глава аббатства (= монастыря));
        - приор (заместитель аббата, глава небольшого монастыря);
        - монах;
        - новиций.

                *  *  *

      Если в нормальных современных государствах первоисточником вла-
    сти считается народ, а фактический первоисточник размазан по раз-
    ным социальным группам, включающим высшее чиновничество, богачей,
    партийные, профсоюзные и церковные бюрократии, международную бю-
    рократию и верхушку организованной преступности, то в Ватикане
    номинальная власть -- от Бога, а фактическая -- от коллегии
    кардиналов. Кардиналы избирают папу, папа назначает кардиналов.
    Как бы замкнутый круг. Но имеет место его ЕСТЕСТВЕННОЕ обновле-
    ние, поскольку люди смертны. Самый неумолимый борец с диктаторами
    -- дама с косой.

                *  *  *

      Ватиканяне сами размножаются мало (главные из них не размножа-
    ются совсем), поэтому они вынуждены осуществлять импорт "челове-
    ческого материала" со стороны.

                *  *  *

      То, что ватиканяне обеспечили открытый доступ в свои музеи, ха-
    рактеризовало бы их очень положительно, если бы не цена билетов:
    при той цене, какая есть, ватиканская открытость -- это не доброе
    дело, а просто бизнес.

                *  *  *

      Василь Жук -- экскурсовод из Украины, доктор теологии, получив-
    ший церковное образование где-то в Италии. Как мне показалось,
    самый башковитый из всех экскурсоводов, с которыми я сталкивался,
    хотя ребята попадались те ещё. От Василя я слышал, среди прочего,
    следующее:
      Ранее V века крест не был символом христианства.
      Ранее IX века изображения распятого Христа отсутствовали.
      На картине Страшного Суда в Сикстинской капелле Микеланджело
    изобразил Иисуса Христа как атлета.
      Однажды римский папа избил Микеланджело посохом за грубый
    ответ. Это описано у Вазари.
      Рафаэль Санти умер от венерического заболевания.
      Рафаэль Санти -- единственный герой книги Вазари, по поводу ко-
    торого у Вазари нет даже намёков на гомосексуальность, хотя этот
    Рафаэль и обладал женоподобной внешностью.
      В Сикстинской капелле после смерти Микеланджело другие художни-
    ки немножко "одели" изображённых им людей. (Я: надо было "одеть"
    их больше, а то я чувствую себя в этой капелле, как в мужской
    бане, а меня ж в неё не тянет. В женскую -- ещё куда ни шло.)
      Пантеон -- храм не всех римских богов, а только двенадцати
    главных.
      История двенадцати апостолов -- подгонка под привычное
    "круглое" число 12.
      Как в принципе можно догадаться, я это не запоминал, а сразу
    записывал.

                *  *  *

      Неприметный, но превосходный музей в Ватикане -- тот, который
    с транспортными средствами римских пап. Там выставлены папамоби-
    ли, папакареты, даже папаносилки. В отличие от других отделов,
    визитёры здесь не толпятся.

                *  *  *

      Важное: в Собор Святого Петра попадаешь элементарно, бесплатно
    и быстро, если устремляешься не с улицы, а из ватиканских музеев,
    а именно на том выходе из Сикстинской капеллы, который направо.
    Выход, который налево, -- это к Стансам Рафаэля, правда, через
    дегенератский музей "современного искусства" ("крёстный путь" для
    мизантропов-антидегенератчиков).
      Детальнее: по выходе из Сикстинской капеллы надо сначала прямо,
    потом направо вниз по лестнице, потом налево.
      Билет в музеи Ватикана обходится в 16 евро, и очередь в эти
    музеи много короче, чем очередь в Собор.
      Кстати, над обеими очередями надо бы сделать навесы для защиты
    людей от солнца. А может, и не надо: пусть посетители мучются от
    жары, как мучился Христос в Палестине.

                *  *  *

      Небольшие рекомендации тем, кто не насосали много крови у прос-
    тых трудящихся и поэтому вынуждены экономить даже на мелочах.
      Питьевая вода в Ватикане бесплатно льётся из трубы во дворе. И
    можно приносить с собой в музеи много еды (в местных забегаловках
    она не дешёвая). То есть, вбившись с утра пораньше в ватиканские
    музеи, можно потом осваивать их целый день, а ближе к вечеру от-
    правляться в Собор (если вы человек с запросами, он потребует ча-
    сов 2-х, как минимум, а присесть там негде, если только не будете
    изображать неистово верующего, поэтому лучше сначала передохнуть
    на скамейке во дворе музеев или на подоконнике в коридоре возле
    кафе).
      Добираться до Ватикана можно на метро (это легче, чем искать
    вход в метро по выходе из Ватикана).
      В замок Ангелов тоже пускают посетителей, причём за относитель-
    но небольшие деньги (может, остальное приходится платить, чтобы
    выпустили).

                *  *  *

      Ватикан местами сильно изгадили "современным искусством". То
    есть, теперь из самого что ни на есть центра католицизма подаётся
    сигнал на все окраины, что надо "современиться", иначе модернизи-
    рованные дегенераты, возможно, отвернутся от церкви, а ведь за
    ними наше страшное будущее.
      Что толкового привносит в мир современный Ватикан? Боюсь, ниче-
    го. Он только делает бизнес на прежних архитектурных и прочих на-
    коплениях, ритуально обслуживает менее развитую умственно часть
    населения и усугубляет проблемы, вызываемые перенаселением, к ко-
    торому он очень даже причастен -- через борьбу с абортами, агита-
    цию за подкорм голодающих, препятствование мерам против "бежен-
    цев" и общую абсурдизацию человеческих организмов.

                *  *  *

      Ватиканские музеи несколько достают своими настырными демонст-
    рациями мужских гениталий и нижнезадних частей туловищ в скульп-
    турном и живописном вариантах. Я бы не сказал, что это там явля-
    ется лейтмотивом, но что-то на подходе к тому таки да. Ой, не на
    пустом же месте возникла популярная ныне тема католических свя-
    щенников-педофилов. Скажем честно: художественная атмосфера в
    стенах Ватикана таки способствует превращению латентных гомосеков
    в реальных, а всякие там голозадые ангелочки если не ваялись
    педофилами для педофилов, так хотя бы педофилами заказывались.

                *  *  *

      Один добрый человек (ладно, всё тот же Василь Жук, да хранит
    его Аллах) объяснил мне на пальцах, что католицизм -- это в пер-
    вую очередь юрисдикция, а не обрядность: если признаёшь над собой
    власть римского папы, то ты -- католик, а молиться можешь хоть
    [по-иудейски] по-православному (но собственно католический ритуал,
    наверное, предпочтительнее).

                *  *  *

      Со времени моего предыдущего визита в Ватикан случилось в тех
    краях вот какое несчастье: с набережной Тибра исчезли букинисты.
    Лучше бы оттуда исчезли негры и прочие понаехавшие сбытчики ту-
    ристического барахла: букинисты хотя бы не липли, как оводы. И
    лично мне букинисты были нужны. Кстати, теперь они располагаются
    на площади перед вокзалом Термини, в северозападной её части.

                *  *  *

      Авиакомпания Ryan Air умеет (а то и обожает) создавать большие
    "живые" очереди из пассажиров, пытающихся попасть в её самолёты.
    Нет, я понимаю, что это делается частично не из любви к искусст-
    ву, а чтобы выжать из самых слабых и нетерпеливых деньги за вне-
    очередной проход на посадку. Но всё равно это смотрится как ужас-
    ное проявление неспособности чётко организовать удобное обслужи-
    вание, позорит белых людей и дискредитирует Запад.
      Почему мне вспомнились эти райанэйровские очереди в теме про
    Ватикан? Наверняка потому, что очередями Ватикан грешит тоже. А
    ведь про него не скажешь, что креста на нём нет.