Замечательный преподаватель

Валентина Томашевская
Толстая тетрадь в мягкой синей обложке. Страницы в клеточку пожелтели, но дороги ее владелице: хранят лекции замечательного преподавателя. Дорогие воспоминания студенческих лет.
Познавать новое можно, занимаясь самообразованием, но это совсем не то, ибо важны встречи с преподавателями-личностями, ты помнишь их облик,  жесты, интонацию, всё это, естественно, дополняет знания.
 
Лекции по истории Древнего мира нам читал профессор Йоэл Павлович Вейнберг.
Почти всегда при изложении нового материала он поднимал вверх глаза, они были голубые, и казалось, что в это время для него не существует настоящего –
он там, в Древнем мире. Раздумывая, отводил взгляд в сторону, как осторожная задумчивая птица.

 Йоэл Павлович читал лекции по памяти, без бумажек, и говорил не спеша, чтобы мы успевали все записать. И лекции, и практические семинары учили нас любви к истории, а шире - к жизни, к материальным и духовным ценностям.

«В любом докладе, – говорил Йоэл Павлович, – должны быть вступление, основная часть, заключение и библиография». Он был ученый  в лучшем понимании этого понятия. Ценил в докладах, монографиях научный аппарат, ссылка на автора опубликованной цитаты была обязательна. Он учил нас историографии. Очень был деликатный, щепетильный в этом вопросе.  Все это пригодилось многим из нас в дальнейшем, и не только в докладах на исторические доклады и работы, но и в работе с литературными произведениями.

Один семестр    Йоэл Павлович читал нам лекции по археологии. Рассказывал он  и о раскопках в Древнем Египте, и о Генрихе Шлимане, раскопавшем Трою...
После первого курса института у нас была археологическая практика  в Икшкеле, около Риги. Мы были счастливы!

Помню коллоквиум по Истории Геродота. Я делала доклад на тему «Люди и боги в исторической концепции Геродота».   Подводя итоги обсуждения доклада,
Йоэл Павлович, признался, что хотел  поставить "четвёрку" за доклад (он заранее брал доклады для предварительного прочтения), но, услышав  ответы оппоненту,
решил поставить  "пятёрку за доклад". Вейнберг сказал, что говорить о зачатках атеистического мышления рано,  это мифологическое мышление. А еще сказал:
"Вопросы показывают остроту ума, а ответы его тонкость".
Эти слова учителя весьма ободрили меня. Помню, он еще сказал: "Для такой беседы была бы хороша чашечка кофе".

Мы понимали значимость нашего педагога. Он защитил кандидатскую по истории Древнего Рима, считался самым большим знатоком Ветхого Завета в Латвии и не только.
Книги Вейнберга весьма интересны и познавательны, это исследования ученого, это вклад в историю как историю еврейского народа, так и народов других стран, это клад в историю  мысли. Работы Вейнберга публиковались также в Германии, Чехословакии, Венгрии, Голландии, Бельгии и других странах.

Я познакомилась с интернет-версией  книги Вейнберга
«Введение в Танах». Читала с интересом и восхищением. И было жаль, что он не исследовал Евангелие.
Но и это я поняла: нельзя объять необъятное.
Надо быть благодарным за все.

...Годы спустя я выписала труд Геродота «История в девяти книгах».  И в сносках вступительной статьи кандидата исторических наук И.Е. Сурикова нашла ссылку на книгу нашего преподавателя: «Вейнберг И.П. Рождение истории: историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М.,1993".
Сноска, но  она значима и важна. В этой книге на  основе шумерских, хеттских, древнеегипетских, древнееврейских, ассирийских, вавилонских и других оригинальных источников автор доказывает одновременность и параллельность возникновения исторической мысли и описания  истории в Древней Греции и на Древнем Ближнем Востоке.
"Начало   исторической науки - V век до н. э., когда в Древней Греции жил человек, который является отцом истории, Геродот",- говорил наш преподаватель во вступительной лекции.

Из исторического очерка Иосифа Рочко (Даугавпилс), узнала, что  Вейнберг сумел пройти через  лагеря Попервале и Дундагу.  В 1944-1945 годах - через   Штуттгоф  и Бухенвальд, а также его  отделения в Троглице (около Йены). Отсюда узнику лагеря удалось бежать.   В конце войны лагерь уже не охранялся. Победную весну 1945 Вейнберг встретил в районе Терезиенштадта (Чехословакия).
Выживший в аду, вернулся  в Ригу. Окончил исторический факультет Латвийского университета. Преподавал в Латвийском университете, а затем, с 1962 года в Даугавпилсском педагогическом институте, был деканом кафедры истории. Коллеги ценили, уважали и любили  Вейнберга, прислушивались к его мнению.

По вечерам можно было видеть, как  Йоэл Павлович вместе с женой под ручку прогуливаются по улицам Даугавпилса. Его жена Любовь Вейнберг, редактировала книги своего мужа, была его первым читателем. Сын, Павел Иоэлович Вейнберг,  ботаник-фенолог, кандидат биологических наук.

На лекции по  истории Древнего мира, которую читал  Йоэл Павлович ,
я впервые я услышала о Розеттском камне, надписи на котором, дешифрованные
Франсуа Шампольоном, стали ключом к пониманию египетских текстов.
Я и не предполагала тогда, что однажды увижу Розеттский камень,
побывав в старейшем музее мира, в Британском  музее.
Как говорится, пути господни неисповедимы!

Из прессы узнала, что в 1993 году профессор Вейнберг уехал из Латвии в Израиль.
Для профессора Вейнберга в Израиле сделали исключение и разрешили преподавать в университете Иерусалима, несмотря на его пенсионный возраст. 
С 1994 года Вейнберг был профессором отделения Библии и Древнего Востока в Университете имени Бен-Гуриона в Негеве.

Как долго профессор  Вейнберг читал нам лекции?
Полгода–год. Но знания, установки, которые он нам дал, запомнились на всю жизнь.

В 2022 году к 100-летнему юбилею со дня рождения Й.П. Вейнберга (1.09.1922-20.05.2011), ученого, востоковеда, библеиста, нашего замечательного вузовского преподавателя,   Даугавпилсский Университет  издал виртуальную книгу воспоминаний преподавателей и выпускников вуза, посвященную  профессору Вейнбергу.
https://dum2020.github.io/Veinbergs-100/