Генерал Чарнота

Дмитрий Мактаз
У каждого из нас есть любимые герои. Герои, которые нам близки и понятны. Вымышленные они или нет, но на них хочется равняться, сопереживать им, радоваться или гордиться ими. Возможно, наши любимцы - это мы сами, отображенные в кривом зеркале судьбы, в котором причудливо переплелось прошлое и будущее. Если допустить мысль, что мы жили в разные времена и эпохи, в разных телах и судьбах, то всё может быть. Абсолютно всё. Есть многое свете, друг Гораций…

Мои любимые герои — выходцы из разных книг и фильмов. Абсолютно несовместимые друг с другом люди, с разными характерами, мотивами, целями и методами их достижения. Это целеустремлённый Саня Григорьев и рефлексирующий Румата Эсторский, воин Корвин Амберский и наёмник Такеши Ковач, великий комбинатор Остап Бендер и король Беня Крик.

И всё же, один герой выбивается из общего списка. Это генерал Чарнота (прототип героя - генерал-лейтенант Сергей Улагай) Михаил Ульянов воплотил образ Чарноты именно таким, как я его представлял в пьесе Михаила Афанасьевича. Бесшабашный, взрывной, фартовый, шутовской и благородный. Русский офицер, оставшийся человеком перед лицом страшных испытаний, потерь, предательства и отречения любимой женщины.

Булгаков удивительно точно описал Чарноту. Он понял его суть. Сущность  Русского офицера потерявшего Родину, но не предавший её. Жизнь и смерть генерал-лейтенанта Сергея Улагая яркое тому подтверждение. Выдающийся военачальник Белого движения, участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданских войн, не замаравший свою честь казнями и грабежами. В эмиграции Сергей Улагай откажется служить фашистам в годы Великой Отечественной, оставшись Русским офицером, на могиле которого напишут «Вечная слава, Русскому Воину»

Мои строки не о гражданской войне с претензией на правоту в ней одной из сторон. Я говорю о человеке, о герое которым я восхищаюсь. Человеке, который мне понятен и близок по духу. Человеке, черты которого я угадываю в кривом зеркале судьбы. Угадываю точно также, как вспоминаю обрывки снов, в которых мелькают: переполненная людьми пристань Севастополя, уходящие пароходы, вонючие и узкие улочки Константинополя, красные крыши Белграда(никогда там не был), отчаяние Русских офицеров и отчетливо слышу слова генерала Чарноты: «При желании можно выклянчить всё. Деньги, славу, власть, но только не Родину.»

Дмитрий Мактаз
19 февраля 2024