Дворец Гарнье

Валентина Томашевская
Наша остановка в конце авеню (проспект) Оперы. Рядом Национальный Оперный Театр (Дворец Гарнье)- один из самых известных и значимых театров оперы и балета в мире.

Большой плакат на стеле – портрет Моцарта- опера Моцарта "Волшебная флейта" (сентябрь 2006).

На фронтоне Театра -  скульптурные портреты ведущих композиторов Франции и  мира,
даты их земной жизни: Моцарт, Бетховен, Бах, Адам(1803 -1856) ...

У здания Оперы  скульптурный портрет архитектора, создателя здания Оперы  Шарля Гарнье в обрамлении двух позолоченных скульптур по краям, и ниже, на барельефе - план концертного зала, высеченный в камне.

Мой сосед по автобусу (думала японец, нет, он с Филиппин) показал мне билет - он осмотрел верхние фойе Оперы! По его жестам и лицу мне стало понятно:  это надо увидеть!

На второй день, благо там останавливается наш автобус, осмотрела Оперу изнутри,
(билет для осмотра - шесть евро).
Полумрак, мерцание свечей, и хотя это мерцание сегодня электрическое, можно легко себе представить живой огонь свечей.

Главная  Лестница образует два рукава-пролёта, ведущие к театральным фойе и этажам театрального зала. Внизу широкой лестницы (чтобы мне сделать фото, надо было снять правую и левую части лестницы) стоят два бронзовых светильника:  подсвечники-девы и ангелы рядом с ними, несут свет. Очень красиво!
Огромные залы с подвесными люстрами, красный мрамор, позолота, красные шторы, статуи и скульптуры, подсвечники, вазы, часы; паркетные полы с узорами – греческий орнамент,  цветы,- все это убранство создает особо праздничную атмосферу.

Фойе — место прогулок зрителей во время антракта — просторны и богато украшены. Свод первого фойе покрыт чудесной мозаикой на золотым фоне.
Отсюда прекрасный вид на всё пространство огромной парадной лестницы.

В центре фойе, возле одного из тех окон, откуда открывается вид на Оперный проспект до самого Лувра, установлена копия бюста Шарля Гарнье работы скульптора Карпо.

После покушения на жизнь Наполеона III 14 февраля 1858 года в здании старой оперы император отказался его посещать и потребовал построить новое здание. Был объявлен конкурс на лучший проект, и победителем стал никому не известный тридцатипятилетний Шарль Гарнье.

 В мае 1861 года, в возрасте 35 лет, он приступил к возведению новой Парижской оперы. Благодаря громадным средствам, предоставленным в его распоряжение, Гарнье имел возможность использовать для отделки здания редкие и дорогостоящие материалы.  Несколько лет спустя был награждён орденом Почётного легиона. Работы по возведению оперы длились 15 лет — с 1860 по 1875 годы.

Скульптурный портрет    Камиля Сен-Санса (1835 -1921) - французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель, педагог.
и рядом по бокам - герои его музыкальных произведений, египетские образы.

Выставочный зал – макеты к операм и балетам, картины, вводящие в атмосферу Оперы.
Картина Неизвестного художника - ниспадающие зеленые шторы , украшенные позолотой, трехэтажные люстры, пятиэтажные ярусы лож.

В конце галереи  находится Зеркальный салон —  светлая ротонда с хороводом вакханок и фавнов на потолке, расписанном Клэрэном.  Салон  хранить дух начала 20 века..
Картина «Танец вакханок»: две девушки, пояс роз под грудью. Одна в прозрачно-розовой тунике, с обнадеженной грудью и запрокинутым назад лицом, другая со злобно-фанатичным выражением лица, с хлыстом в руке, третье лицо – мужское, коричневатое с остренькими ушами, с бубном в руке. Вверху картины – маленький портретик. Вероятно, художницы, написавшей картину.

Здесь же библиотека, старинные фолианты, рассказывающие  о прошлом Оперы за последние три века.
Задержалась подольше у одного из шкафов, как раз перед глазами - русская книга: «Опора нищих. Арии».

Двери, ведущие в оперный зал напоминают двери кареты, круглые окошечки
с узорами - морозный зимний день. Заглядываю в окошечко – ложа со стульями, зеркалом, вешалкой и – вид на сцену.

Красно-золотой зрительный зал (осматриваю его через  окошечко в двери)   в форме подковы. Освещен огромной люстрой из хрусталя.  А плафон зала расписан в 1964 году
Марком Шагалом.  Заказ на роспись 77-летнему Шагалу сделал в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро. Было много возражений против того, чтобы над французским национальным памятником работал иностранец (родом из Витебска).
Зал вмещает 1900 зрительских кресел, отделанных красным бархатом.
Великолепный занавес из расписной ткани имитирует красную драпировку с золотыми галунами и кистями.

 Третий вход в театр внизу,  на удалении от остальных, является служебным. Полумрак, чуть не заблудилась, ощутив легкий страх .
«Призрак оперы» на месте.

В знаменитом романе Гастона Леру «Призрак Оперы»

http://loveread.ec/read_book.php?id=2383&p=1#pr

речь идет о прекрасном подземном озере.
И на самом деле, в подвальных помещениях есть резервуар с водой. Служит для большей устойчивости фундамента и как запас воды на случай пожара.

Фото Памятник Гарнье у Оперы,
из инета, автор Даниэл Штокман.