***

Валерий Мальцев
В декабре 2007 года, в природе произошел сбой.
Морозы сменились весенним небывалым теплом, и водоёмы на которых успели порыбачить по первому льду, оттаяли до чистой воды.
С другом парились в бане. Там за разговором, решили вспомнить лето и порыбачить на спиннинг. Решившись, потратили некоторое время для выбора территории.
Выбор пал на озеро Воже, что почти 900 км севернее Москвы.
Мы навели контакты и договорились.
Как и обговаривали, человек поселил нас в необитаемом месте, предоставил моторную лодку и оказал услуги егеря.
Дом стоял на сваях, в трехстах метрах от впадения в озеро реки Укмы, километров за двадцать от ближайших построек, у начала непроходимых северных лесов.
Встреча была тёплой. Мы ели свежезажаренных судаков на сливочном масле, беседовали про историю, про здешние нравы, обычаи, людей, рыбалку, местный "бордельеро и краковяк вприсядку", за всё хорошее и против всего плохого.
Когда уговорили третью, Фёдор, - так звали нашего гида и нового товарища, задал мне вопрос:
- А ты видел когда-нибудь мёртвый город?
- Как это, мертвый город,? - спросил я в недоумении.
- Мертвый город, - это город который умер, которого больше нет.
Надо сказать мы жили в Москве другой жизнью, как то развлекались, где то отдыхали, зарабатывали деньги и то что умирают города даже и думать не могли.
Фёдор заинтриговал и мы условились, что я побываю там в день отъезда.
Мы продолжили интеллектуальный вечер: пошли в ход стихи, а следом песни с плясками и соленые огурцы с салом.
Утро было тяжелым, но мы хоть и с трудом, но поднялись.
На беду озеро оказалось мелким и наши снасти совсем не соответствовали здешней рыбалке.
На это Фёдор спокойно заметил:
- За рыбу не переживайте.
Вечер. Баня. Банкет. Утро.
Фёдор, как и обещал, высадил меня на другом берегу, там где еще недавно жили люди.
- Ты погуляй часа два, пока я займусь вашей рыбой.
Я остался один на берегу. Мне показалось, что в этот момент происходила некая замена смыслов и файлов, в моем компьютере. Словно кто то вещал мне:
Еще вчера ты был в неведении, а теперь знай.
Первое упоминание поселения относилось к 12 веку, но люди жили здесь много раньше. Путь "из варяг в греки" пролегал по озеру, через весь русский север....Чаронда.
В 14 веке Чаронда был удельным княжеским городом, со всеми вытекающими атрибутами и даже чеканилась своя монета. А в 16 веке присутствовал гостиный двор, ярмарка, многочисленное богатое купечество, 16 тысяч жителей и несколько храмов.
К концу 18 века, проживало уже 20 000 и столько же по округе, в деревнях и сёлах.
В капитализм жители потянулись в большие города на заводы и фабрики, но Чаронда всё ещё продолжал жить.
По окончании гражданской войны осталось около тысячи жителей.
А потом советская власть стала рушить храмы. Несчастные местные бабы оплакивая святыни, собирались возле развалин и тихим стоном, с опаской выли молитвы.
В алтаре церкви Иоанна Златоуста, новые власти поставили большой генератор.....
В 2007 году остался один человек, в 2015 году умер и он.
Три заброшенных кладбища, заболоченных и поглощенных природой.....Природа стала возвращать себе землю, оставленную людьми.
Тишина давила на уши. Я был растерян и смят. Я проходил мимо черных от влаги догнивающих домов и мурашки ползли по позвоночнику. Передо мной лежал мертвец, тот кто тысячу лет создавал из небытия государство с названием Россия.
Его руки, которые гнули подковы высохли, оголились широкие кости. Рот провалился и опустел, а глазницы вошли в дно черепа. Кожа потемнела и местами уже отваливалась кусками высохшей плоти от туловища. Одежда с богатым орнаментом, шитьем сгнила и всё на что падал мой взор, выдавало обреченность.
Я вышел к развалинам храма, там и дождался Фёдора. Он привез нам по мешку судаков.
В Москву я вернулся другим человеком.
---------------------------
Когда сегодня изо всех щелей вещают про эфемерную войну Украины с Россией, хочется влезть на лобное место и кричать всем прохожим: Война идет давно. Она выкашивает нашу единую Родину, уничтожает города и сёла без бомбёжек. Война безжалостно убивает наших стариков, молодых мужчин и женщин, детей. Враг хитер и коварен. Он чудовищен, невидим и присутствует в каждом из нас.
Имя его - Зло.
А вы держитесь, сопротивляйтесь мужественно, не позволяйте ему занимать ваши сердца и души, иначе нас всех скоро не останется вовсе.