Прогулка в Ливорно. Вместо предисловия

Вячеслав Антонов
Меня звать Александр, и мне чуть больше тридцати. В жилье, семье и наставлениях, как следует распоряжаться своей жизнью, я не нуждаюсь. Таким меня сделала матушка природа в лице родителей, давших своему сыну отменное здоровье, гибкую приспособляемость к изменчивой среде и солидное университетское образование. Спасибо им огромное за все это богатство, которым я почти всегда распоряжался весьма разумно. За исключением некоторых одиозных ситуаций, о которых и говорить – то стеснительно в приличном обществе. Но, такова была воля судьбы, бросавшей мне вызовы. Не на все из них я отвечал достойно.

Судьба судьбой, а известная доля свободы есть у каждого. Что с того, что мой путь прописан в каком-нибудь огромном небесном гроссбухе? Не уверен, что с точностью, определяющей мои физиологические отправления, которые своей нерегулярностью в последнее время удивляют даже меня. А если имеются отклонения от предначертаний судьбы в таком невзрачненьком дельце, то, что говорить о жизни в целом, которая никак не укладывается в простую схему: съел – переварил – вывел. К тому же, чтобы точно скоординировать мое существование с поступками других людей, надо построить огромную пирамиду взаимосвязанных поступков всех жителей нашей планеты. В общем, задача становится безразмерной, информационно и энергетически неподъемной ни для какого высшего существа, если оно существует.

Кстати, разменяв четвертый десяток, до сих пор не могу понять свое отношение к религии. С одной стороны, все модели сотворения мира, похожие больше на наивные сказки, просто не укладывающиеся в моем сознании. Церковные иерархи не удосуживаются в ясной форме изложить свой взгляд на мир современным языком. Они больше заняты агитацией паствы, дележом имущества и перетаскиванием святых мощей с места на место. С другой стороны, маститые ученые с мировыми именами, оперирующие категориями Вселенной, тоже не торопятся схлестнуться с церковью в гносеологическом споре. Здесь нет ничего удивительного. Церковь есть составная часть государственного механизма, укрощающая мятежные помыслы граждан. А государство подкармливает ученый мир. Так что с прагматической точки зрения ученым не стоит атаковывать религиозные каноны, что может повлечь за собой уменьшение государственных вливаний в науку, и без того весьма скудных. Для моей родины, разумеется. Да и воззрения науки о том, что было миллиарды лет назад, как образовалась наша Земля, как возникла жизнь, куда мы летим в бесконечном пространстве, и что представляет само это пространство, весьма неопределенны и тоже смахивают на сказку. Только в отличие от божественного промысла здесь творят чудеса законы природы, непонятно откуда и когда взявшиеся.

Учитывая незавершенность в моей голове модели мироздания, я уже давно придерживаюсь некоторой мыслительной конструкции, которую можно определить как христианский агностицизм. Христианский потому, что родился и вырос преимущественно среди христиански настроенных граждан, а агностицизм потому, что не могу доказать самому себе как наличие, так и отсутствие бога. Думаю, что многие люди находятся в этом подвешенном состоянии, представляя собой благодатное поле для обработки миссионерами различных конфессий. Возможно, что научные мужи, поднаторевшие в теологических дебатах, дадут более точное определение моим наивным воззрениям и определят их, как некоторый давно уже существующий ИЗМ. Я буду им искренне признателен за полезный урок. Однако попытаюсь поподробнее изложить собственное мнение относительно некоторых базовых вещей, без которых мой портрет не будет законченным. Как инженер по образованию, буду придерживаться предельной простоты.

1.Вопрос: «Откуда и когда появился окружающий меня мир?» Отвечая на него, я прихожу в тупик, перед которым мой разум бессилен. Значит, существует нечто Непознаваемое для меня в принципе.

2. Непознаваемое всегда становится загадкой. Значит, это нечто еще и Таинственное, вызывающее у меня тревожащий интерес.

3.Это нечто управляет окружающим меня миром, для чего требуются колоссальная энергия, подчиняющаяся беспредельно развитому разуму. Значит, это нечто еще и Могущественнейшее.

4.Итак, я прихожу к выводу: существует нечто Непознаваемое – Таинственное – Могущественнейшее. Люди называют его по-разному: Бог, Яхве, Иегова, Аллах. Мне больше по нраву жизнеутверждающее – Создатель.

5. Создателя нельзя представить в образе, похожем на нас, или в виде межгалактической туманности, или в виде сгустка энергии. Я откровенно признаюсь, что это мне не под силу, хотя такие попытки я делал неоднократно.

6.Не могу даже описать свои ощущения, когда задаюсь вопросом: «Есть ли Создатель Создателя?». В голове возникает какая–то звенящая пустота, которая, возможно, предшествует умопомрачению. Поэтому, чтобы не отправиться прямиком в психиатрическую лечебницу, я не буду лезть в дебри иерархии высших сил.

7. Как же Создателю удается управлять всем окружающим миром? Размышляя над этим вопросом, я пришел к выводу, что главным его инструментом являются законы природы (физика, химия, биология). Они незыблемы. Их нельзя нарушить. Сколько бы вы не старались их обойти, законы Ньютона действуют всегда в соответствии с некоторыми магическими записями в виде формул. А ток в электрической цепи беспрекословно подчиняется закону Ома, независимо от вашего настроения, национальности и вероисповедания.

8.Нарушение законов природы приводит к катастрофическим последствиям. Если архитектор не соблюдет правила такой науки, как сопротивление материалов, то его творение, скорее всего, разрушится, погребя под собой ничем не повинных людей. А сам автор проекта будет подвергнут общественному порицанию, или даже изоляции от общества. В назидание и на пользу другим коллегам по цеху. Таких примеров из нашей обычной жизни каждый может сам себе привести несметное количество. То есть, в отношениях гомо сапиенс с законами природы у человека нет свободы воли. Их надо просто соблюдать и стараться расширять свои познания о них.

9.Свобода воли появляется у людей, когда они вступают в отношения с себе подобными. Здесь Создатель столкнулся с серьезной проблемой, разрешить которую ему полностью так и не удалось. Неоднократно, через своих пророков (Моисей, Христос, Мухаммад) Создатель пытался вразумить своенравное человеческое племя и направить его на истинный путь мира, любви и процветания. Но люди за последние несколько тысяч лет так и не вняли в полной мере заповедям Создателя. Правда, надо признать, что без его наставлений люди могли бы вообще исчезнуть с планеты Земля, переколошматив друг друга в порыве обуреваемых ими темных страстишек.

10. Грехопадение Адама и Евы было их первым актом реализованной свободы воли. Лично я не считаю, что съев плоды с Древа познания добра и зла, они совершили страшный грех. Ничего плохого в приобретении знаний нет. Все мировые религии сегодня не ограничивают исследования, рассматривая науку, как инструмент познания многогранности проявлений Создателя. Адам и Ева были единственными любопытствующими студентами в первом и единственном университете того времени - Эдемском саду. Может, они только несколько поторопились, влекомые жаждой новых открытий, как и все исследователи.

11.Человек за свою жизнь совершает добрые и неблаговидные поступки. Существуют ли итоговые оценки, даваемые Создателем человеку в конце физической жизни? Вопрос очень сложный. С моей точки зрения преобладание добрых поступков дает возможность в будущем повторного возрождения души в другом эксперименте Создателя. Неблаговидные поступки ведут к обратному: душа просто растворяется навсегда в бесконечности времени и пространства, сливаясь с неживой материей. А библейское вечное горение в аду – это уже перебор, но хороший назидательный образ для склонного к грешкам человечества.

Вот и все, что я хотел сказать о своем эклектическом понимании мироздания, которое совершенно не мешает мне вести простую человеческую жизнь.

Утром про себя я читаю самостоятельно сочиненную молитву, а весь день провожу согласно собственным желаниям и необременительным указаниям руководства компании, в которой служу последние два года. Если дать определение моей сегодняшней жизни в модной нынче терминологии, то больше всего подходит иностранное словечко SlowLife, означающее философию существования многих неглупых и не бедствующих людей: жить нужно долго, праведно и с удовольствием.

Именно поэтому я являюсь сторонником свободы выбора с оглядкой на небесные рекомендации. О, точное словечко! Рекомендации, господа! Не более, чем рекомендации, заложенные Создателем в конструкцию человека: гены, нервы и мускулы. Просто смотрите чуть-чуть внимательнее по сторонам и старайтесь не попадать в истории, выход из которых будет мучительным, если он вообще существует. Найти зону безопасного и комфортного обитания – это и есть истинная свобода, роскошь, которую могут позволить себе немногие. И деньги здесь не играют определяющей роли, хотя, без них, сами понимаете, сложновато. Я знаю некоторых особей, вальяжно развалившихся на мешках с деньгами, но источающих тошнотворный амбре, выворачивающий наизнанку души окружающих людей. Как вам такой вариант обеспеченной свободы? Не катит, правда? Все-таки запахи много значат в нашей жизни. Однако пора переходить к сути того, чем хочу поделиться с любопытствующим читателем.

Дело в том, что я занимаюсь деятельностью, которая только со стороны может вызывать интерес, да и скорее только у становящегося на крыло поколения, мечтательно поднимающего глаза к небесам при слове маркетинг. Ма;кетин, как говорят самые просвещенные пижоны на аглицкий манер с ударением на первый слог. В моем исполнении этот самый ма;кетин выглядит естественно и просто, как и все остальные виды человеческой деятельности, начиная от разноса пиццы и кончая веерной рассылкой электронной почты. Я руковожу отделом, который мониторит наших конкурентов, изучает всякие их штучки – дрючки и дает предложения в коммерческий департамент нашей конторы. За мои старания неплохо платят. По крайней мере, в несколько раз больше, чем шахтерам, вылезающим из забоя с километровой глубины с сантиметровым слоем черной пыли на лицах. Я понимаю, что здесь присутствует определенная социальная несправедливость, но, что поделать. Не мною создан этот не самый совершенный из миров.

Больше не буду вдаваться в подробности своей профессиональной деятельности. Только скажу, что она мне изрядно поднадоела. Да и доходы от такого занятия, с учетом инфляции за последние несколько лет, явно пошли на убыль. Поэтому любое начинание, которое могло бы улучшить материальную составляющую моей жизни, я воспринимаю с энтузиазмом.

Что касается духовной гармонии, то я нашел весьма своеобразный способ удовлетворять порывы моей творческой натуры. Я начал писать. Да, вот так, не торопясь, по вечерам, в уединении, с чашкой горячего чая и бутербродами. Даже не знаю, в каком жанре литературы я оттачиваю мастерство. Но, пара часов, проведенных за выдумыванием сюжета, поступков и мыслей литературных героев, действуют на меня лучше любого фитнеса, в смысле снятия нервного напряжения рабочего дня. Я забываю в такие часы обо всем на свете.

Пару месяцев назад я приступил к роману, которому дал имя «Розита». По имени девушки, оказавшей на главного героя сильнейшее впечатление. Нет, никакого секса и любовных интриг. Это был мой специально выбранный коронный ход, который дистанцировал создаваемое произведение от пошловатых изданий, наводнивших полки всех книжных магазинов. Хотя, если честно, я и не предполагал издавать то, что пишу. По большому счету это был мой личный дневник, обличенный в форму литературного произведения. Там я мог вытворять такое, что недоступно в обыденной жизни.

На сегодня всё. Если читателям будет интересно, то я продолжу повествование. А если нет, буду периодически перечитывать написанное, исправляя грамматические и стилистические ошибки, которые обладают удивительной способностью без участия автора размножаться в тексте. Занятие весьма полезное для сохранения когнитивных способностей.

Продолжение следует...