Хвостатый сорванец. Киноповесть

Борис Углицких
Детская фантастическая киноповесть

- Мама, посмотри, кого я принёс! – в глазах семилетнего Димки было столько радости, что мама Таня, увидев в руках сынишки тщедушного пушистого заморыша, у которого даже на мяуканье, казалось, не было сил, только руками всплеснула:
- Димочка! Ну, вот только котёнка нам и не хватало!
- Мама! Он замёрз… и кушать хочет.
- Вижу… и где ты его нашёл… такого худющего и грязного?
- Да он на дереве сидел и мяукал… так жалобно, что даже плакать захотелось.
- На дереве?  И чего же он туда залез?
- Собака… такая большая и злая за ним гналась.
- Но у него же должны, наверное, быть хозяева?
- Мамочка, если бы хозяева были, разве бы они отпустили его одного на улицу? И собаку бы отогнали…
- Я… даже не знаю, что делать, Дима, - мама вытерла машинально руки о фартук, - давай спросим у папы…
- Что вы там у меня спросить хотите? – откликнулся папа Витя из соседней комнаты, перебирая на столе какие-то бумаги.
- Котёночек… вот… - покрутил в руках свою находку Димка, - бездомный и голодный…
- И что? – не понял папа, - нам его предложили усыновить?
- Он ничейный, папа, - Димка начал нервничать от непонятливости родителей, - и нам никто его не предлагал… он сам попросился.
Мама только руками всплеснула:
- Ну, давай его для начала хотя бы покормим.
Котёнок, которого Димка предложил назвать Семёном, оказался на редкость подвижным и игривым. Он, казалось, совсем не спал: днём носился по комнатам, катая лапой карандаши с шариками, а ночью – сидел на подоконнике и громко мурлыкал.
- Ложись спать и выключи, пожалуйста, свою мурчащую шарманку, - сквозь сон незлобливо покрикивала на него мама Таня.
Но Сёма только на время замолкал, а, дождавшись хозяйкиного ровного сопения, снова продолжал мурчание.
- Ты вообще когда-нибудь спишь? – спросил Сёму однажды на полном серьёзе Димка.
- Не-е-ет… и ни разу не про-о-о-бовал…- ответил ему закрытым ртом котёнок.
- Ты что! – подскочил Димка от неожиданности, - говорить научился?
- Не-е-ет… я уме-е-ел…
- Да как же так? Разве кошки могут говорить?
- Я не кошка, а ко-о-о-т…
- Послушай! Это же здорово! Сейчас же пойду маме расскажу.
- Не-е-е надо… я бу-у-у-ду только с то-о-о-бой… обща-а-а-ться…
- А почему? – Димка не знал, куда деться от радости, - понимаешь, так хочется похвастать тобой… чтоб все умерли от зависти.
- За-а-а-чем уми-и-и-рать?
- Да это я так… для образности. Просто край как здорово, что ты говорить умеешь.


*

- Да что Вы говорите, - кошачий интеллект?  И разве это не кощунственно – наделять  интеллектом каких-то домашних животных? Природный инстинкт, помноженный на способность адаптации к соседству людей – вот что такое ваш кошачий интеллект, уважаемый Пётр Васильевич, - профессор Мясоедов, снял запотевшие очки и, подышав на них большим губастым ртом, потёр о носовой платок, - Интеллект дикой природы – это такая же абракадабра, как, извините меня, музыкальный унитаз… у птичек тоже, между прочим, есть все признаки проявления осмысленности, позволяющие считать их умными.
- Но опыты… - поднял было протестующе руку его оппонент.
- Что ваши опыты… может быть… хотя давайте для начала сверимся, что Вы имеете в виду под словом «интеллект».

Пётр Самохвалов, худой и долговязый, в безукоризненно сидящем на нём костюме был больше похож на преуспевающего бизнесмена, чем на ведущего специалиста закрытого научно-исследовательского института, занимающегося проблемами искусственного интеллекта. Для него этот околонаучный трёп с маститым учёным из когорты отечественных корифеев был ни к чему не обязывающим разговором в перерыве симпозиума, а потому он не расхохотался в ответ на предложение собеседника, а, чуть подумав, ответил:
- По определению, если я не ошибаюсь, Кембриджской энциклопедии, интеллект – это адекватная реакция на новые ситуации, то есть способность собирать и сохранять в памяти поступающую информацию и затем использовать ее в своих интересах… так вот… по сбору информации обо всём, что находится в непосредственной близости, кошка – абсолютный чемпион и не знает себе равных среди животных. Вот… посмотрите, как она ведёт себя в незнакомом помещении… она тут же целенаправленно приступает к исследованию. Она, первым делом, отметит для себя надёжные места для укрытия в случае опасности и тёплые местечки для отдыха… а как она отреагирует на незнакомый предмет, встретившийся ей на пути? Кошка тихонько подкрадётся к нему, понюхает и осторожно потрогает лапкой с выпущенными коготками. И только поняв, что предмет безопасен, отвернётся и потеряет к нему всякий интерес.
- О-о…  да с Вами, я вижу, спорить бесполезно, уважаемый. Может быть, Вы своих кошек и на IQ проверяли?
- Проверяли. На специально составленных тестах.
- Любопытно…
- Извините, профессор, более чем я Вам сказал, добавить не могу.


*

С утра в научно-исследовательском институте, где работал профессор Самохвалов, начался самый настоящий переполох.
- Что значит: не углядели? Где были дежурные лаборанты? Почему оказалось открытым окно? – кричал срывающимся голосом директор института Павел Андреевич Глебов, стуча по столешнице своего огромного рабочего стола кулаком и ломая при этом карандаши, видимо, для таких случаев и лежащих мирно в скромной круглой коробочке.
- Да никуда он не убежал, Павел Андреевич, - успокаивала директора секретарша Галочка, ставя перед ним уже третий стакан чая, заваренного на мяте, который только и мог подействовать на шефа успокаивающе, - забился где-нибудь под шкафом и сидит…
- Безобразие! – не унимался директор. – А где, собственно, сам Самохвалов? Почему он сегодня прячется от меня? Немедленно его – ко мне!

…Но профессора Самохвалова на рабочем месте не было. Утром в своей уютной, хорошо меблированной квартире, когда он, позавтракав, вышел  в прихожую и начал обуваться, у него вдруг кольнуло в сердце.
- Маша… - слабо выдохнул он, - мне плохо…
Медленно сползая на пол и теряя сознание, он все же успел заметить, как входная дверь вдруг резко открылась и на пороге появилась какая-то неуклюжая мужская фигура.


*

Димка не мог нарадоваться на своего Семена. Он теперь готов был часами сидеть возле него и пытать его своими расспросами. Но котенок был явно несловоохотливым и быстро уставал.
- Я не мо-о-гу мно-о-о-го го-о-о-во-о-о-рить… - постоянно оправдывался он, на что Димка справедливо удивлялся:
- И почему? Чем тебе вообще тогда заниматься? Мышей ловить? Так у нас их нет.
- Я са-а-а-м не зна-а-а-ю… може-е-е-т, мне-е-е ка-а-а-кую кни-и-и-жку почи-и-и-тать…
- Так ты еще и читать умеешь? – поразился Димка. Вот это фокус…

…Димка долго ломал себя, никому не рассказывая про своего говорящего котенка. Он то и дело проговаривался в классе про «особый» случай и про «классные» чудеса, которые происходят с ним, но приятели только смеялись, полагая, что это очередные Димкины шуточки. А он терпел, потому что знал, что как только все узнают про Семена, его точно у него отнимут: не на показ, так на какие-нибудь научные опыты.

Но дома он вытерпеть не смог, и однажды на настойчивые мамины расспросы о его шептании с котенком признался:
- Он, мама, у нас говорящий.
- Кто говорящий, котенок? – засмеялась мама, - и что он такого сказал тебе?
- Да ты не поняла, - Димка даже рукой махнул с досады, - он все говорит и понимает.
- Ты это серьезно?
- Да я сам сначала не поверил… - взахлеб заговорил Димка, - он, мама, и читать умеет… и вообще он такой классный… он, главное, понимает все и отвечает на все вопросы, какие ему задают… он, мама, наверное, пришелец космический… какой-нибудь, инопланетянин, понимаешь?
- Да где уж мне не понять, - вздохнула мама, - от этих инопланетян всего ожидать можно… надо же придумать – прилететь к нам в кошачьем обличии. А мы-то дурачки – Семка, Семка… а он совсем даже и не Семка.
- Нет, на Семку он откликается, значит, согласен, что его так зовут, - возразил Димка. И мама согласилась с ним:
- Ты прав, иначе бы он обиделся…
И они пошли в детскую комнату, где на Димкиной кровати, свернувшись клубком, лежал задумчивый Семен.
- Ну и хитрец ты у нас, - погладила Семена мама, - молчал, молчал – вдруг на тебе…
- Вы ме-е-ня не спра-а-а-шива-а-а-ли, я и не отве-е-е-чал.
- Ты откуда? – вдруг напрямик спросила мама, - с другой планеты?
И в комнате повисла тишина. Семен медленно встал на лапы и с наслаждением (у него,  кажется, даже улыбка блаженства мелькнула на мордочке) потянулся.
-  Да я и сам ни-и-и-чего не за-а-а-ю… я из ла-а-а-борато-о-о-рии сбежал…


*

- Я от Глебова, - натянуто улыбнувшись, сказал вошедший в квартиру Самохваловых  мужчина с пугливо бегающим взглядом и удивленно покосился на сползающего по стенке профессора, - что с Вами?
- Маша… - снова тихо позвал профессор, - а Вы кто? – он сел на пол, вытянув обутые в ботинки ноги, и сморщился от боли.
- Меня зовут Иван Иванович… но это не важно… мне нужно знать, где можно искать пропавшего вчера… ну, вобщем, «субъект 17»…
Профессор Самохвалов медленно поднял на широкоплечего незнакомца свои бесцветно-голубые глаза и бессильно прошептал:
- Вы полагаете, что я бы не стал искать, если бы знал?
- Но мне поручено связаться с вами, чтобы найти.
- Очень хотелось бы вам поверить… но что же от меня требуется?
- Мне бы поточнее его приметы…
- Приметы?
- Ну да… я ведь помчался к Вам, даже не расспросив как следует о приметах…
- Странно… а собственно, какие у пестрого котенка с белым пятнышком на горлышке могут быть какие-то другие особые  приметы? Котенок, как котенок… у него даже имени пока нет никакого, чтобы отзываться.
Профессор хотел еще что-то сказать, но в это время выбежавшая в прихожую жена устроила такие разборки, что незнакомый мужчина, не попрощавшись, тут же поспешно ретировался.
- Кто это был, Петя? – набирая номер «скорой помощи» строго спросила профессора жена, - и что он с тобой сделал?
- Маша…
- Может быть, еще и милицию вызвать… то бишь полицию?
- Да нет же… он просто меня спросил…
- Просто? Хорошенькое дельце… а что же ты тогда лежишь здесь в прихожей?
- Сердце, Машенька, прихватило… я тебя кричал, а тут, гляжу – он…
- Да, боже-жь ты мой… да что же ты молчишь-то… сидишь тут… с какими-то пройдохами общаешься… ой, это я на вам, - переключилась она на телефонную трубку, - срочно выезжайте по поводу острой боли в сердце… диктую адрес.

                Продолжение следует